Сорок хадисов о Палестине — Часть 3 (21/30)
Джихад аль-Аиш
СОРОК ХАДИСОВ О ПАЛЕСТИНЕ
ЧАСТЬ 3
Первое русское издание
Свет ислама
Бейрут
1438/2017
Хадис двадцать первый
Опора религии — в Шаме
‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я видел, как опора Писания была вытащена из-под моей подушки, и я посмотрел и увидел, что она стала светом, который устремился в Шам. Поистине, когда начнутся смуты, вера будет в Шаме”»[1].
Хадис двадцать второй
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
обращается к Аллаху с мольбой, прося сделать Шам благодатным
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “О Аллах, сделай благодатным для нас наш Шам! О Аллах, сделай благодатным для нас наш Йемен!”
Люди сказали: “О Посланник Аллаха! И наш Неджд[2]!”
Он сказал: “О Аллах, сделай благодатным для нас наш Шам! О Аллах, сделай благодатным для нас наш Йемен!”
Люди сказали: “О Посланник Аллаха! И наш Неджд!” И, по-моему, на третий раз он сказал: “Там будут сотрясения и смуты… И там появится край головы шайтана”»[3].
Хадис двадцать третий
Достоинство переселения в Шам
‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Будет переселение после переселения, и лучшие обитатели земли будут держаться места переселения Ибрахима[4], и на земле останутся самые скверные её обитатели. Земля их изгонит их. Ненавистны они душе Аллаха[5]. И Огонь соберёт их вместе с обезьянами и свиньями”»[6].
Хадис двадцать четвёртый
Оплотом верующих будет Шам
Саляма ибн Нуфайль аль-Кинди передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Оплот[7] верующих — в Шаме”»[8].
Хадис двадцать пятый
Шам — прибежище верующих в конце времён
Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар передаёт от своего отца (да будет доволен Аллах ими обоими): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “В конце времён выйдет огонь из Хадрамаута[9] и соберёт[10] людей”.
Мы сказали: “Что же ты велишь нам делать[11], о Посланник Аллаха?”
Он ответил: “Вам следует отправиться в Шам[12]”»[13].
Хадис двадцать шестой
Шам — убежище группы, которой помогает Всевышний
Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Жители запада не перестанут быть приверженными истине, пока не наступит Час”»[14].
Хадис двадцать седьмой
Аллах дал гарантию относительно Шама и его жителей
Василя (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Вам следует быть в Шаме, ибо он избран Аллахом из Его областей, и он поселяет там лучших из Своих творений[15]. А кто не желает[16], пусть отправляется в свой Йемен[17] и черпает[18] из его источников, ибо поистине Аллах дал мне гарантию в отношении Шама и его жителей”»[19].
Хадис двадцать восьмой
Ангелы Аллаха простирают крылья над Шамом
Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Блажен Шам[20]!”
Люди спросили: “О Посланник Аллаха, а почему это?”
Он ответил: “Это ангелы Аллаха простирают крылья свои над Шамом”»[21].
Хадис двадцать девятый
Если жители Шама испортятся, то не будет в вас блага
Му‘авия ибн Курра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Когда испортятся жители Шама, то не будет в вас блага[22]. Не перестанет существовать группа[23] в моей общине, которой будет оказываться помощь. Не повредит им тот, кто оставит их без помощи, пока не наступит Час”»[24].
Хадис тридцатый
‘Аскалян — лучшее место несения дозора на пути Аллаха
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Начало этого дела — пророчество и милость, затем будет преемничество (халифат) и милость, затем будет царствование и милость, затем они станут хватать её, как хватают[25] ослы. Вам же следует вести джихад и, поистине, наилучший ваш джихад — несение дозора (рибат) и поистине, лучшее место для несения вами дозора — ‘Аскалян[26]”»[27].
[1] Достоверный хадис [ат-Табарани «Му‘джам аш-шамиййи» (1/345; 601); аль-Хаким (4/509; 8554), называя достоверным, аз-Захаби в «ат-Тальхис» согласился с ним; имам Ахмад (4/198; 17810) со слов Абу ад-Дарды; аль-Баззар «аль-Бахр аз-заххар», который сказал: «Мы не знаем для него иснада лучшего, чем этот»; аль-Байхаки «Даляиль ан-нубувва» (6/447), который сказал: «У него безупречный (сахих) иснад и он передаётся также другим путём»; Ибн ‘Асакир «Тарих Димашк» (1/102), который сказал: «Хороший, содержащий в себе некую уникальность (хасан гариб)»]. Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (10/85) сказал: «Его передатчики — передатчики “Сахиха”». Аль-Мунзири в «ат-Тархиб ва ат-таргыб» сказал: «У него безупречный (сахих) или хороший (хасан) или близкий к этому иснад», а в другом месте (4/104) он приводит его со слов Абу ад-Дарды и говорит: «Его передатчики — передатчики “Сахиха”». Ибн Раджаб «Фадаиль аш-Шам» (3/200) сказал: «Он передаётся несколькими путями». Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари» (12/420) сказал: «У него безупречный (сахих) иснад». Аль-Альбани назвал его достоверным в «Фадаиль аш-Шам ва Димашк» ар-Риб‘и (С. 14) и в «Сахих ат-таргыб» (3092, 3094). Шейх аль-‘Изз ибн ‘Абд ас-Салям сказал: «Поистине, опора ислама — вера — будет в период смут в Шаме, в том смысле, что когда в религии будут возникать смуты, жители Шама будут непричастны к этому и будут твёрдо держаться веры. Если же испытания будут касаться не религии, то жители Шама будут поступать так, как того требует вера… А какая похвала может быть лучше этой». Под опорой подразумевают носителей религии, заботящихся о ней. См.: «Маджму‘ фатава» (27/42).
[2] Пустыня Ирака, восточные районы для жителей Медины.
[3] См.: [аль-Бухари (7094); ат-Тирмизи (5/733; 3953); имам Ахмад (2/118) и Ибн Хиббан (16/290; 7301)]. Аль-Мухалляб сказал: «Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал обращаться к Аллаху с мольбой за жителей Неджда, дабы ослабить в них стремление и отбить у них желание совершать зло, которое помещено в их области по причине того, что шайтан получит власть над ней благодаря смутам». См.: [«Фатх аль-Бари» (13/50–51)].
[4] То есть Шам.
[5] То есть Его Сущности.
[6] Достоверный хадис [Абу Дауд (4/3; 2482); имам Ахмад (2/198; 6871); ат-Таялиси (2293); аль-Хаким (4/533; 8497); Абу Ну‘айм «аль-Хильйа» (6/53); На‘им ибн Хаммад «аль-Фитан» (2/464; 1308)]. Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари» (11/387), написал: «У него хороший иснад». А в «Хидайат ар-рува» (5/497), в предисловии, он назвал этот хадис хорошим (хасан). Ахмад Шакир в «Муснаде имам Ахмада» (11/153) сказал: «У него безупречный (сахих) иснад». Аль-Альбани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3203), после того как отказался от своего прежнего мнения о слабости этого хадиса. См.: [«Тараджу‘ат аль-‘алляма аль-Альбани» (1/4; 28). Он также приводится в «Сахих ат-таргыб» (3091)].
[7] Ас-Судди сказал: «Он как будто указал на то, что Шам во время смут останется безопасным местом, и верующие там будут пребывать в благополучии».
[8] Достоверный хадис [ан-Насаи (6/214; 3561); имам Ахмад (4/104; 17006); Ад-Дарими (1/43; 55); ат-Табарани (7/51; 6356, 6357, 6358); Ибн Хиббан (15/180; 6777); аль-Хаким (4/494; 8383)]. Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (7/306) сказал: «У него надёжные передатчики». Аль-Альбани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1935), и в «Сахих ан-Насаи» (3563). Шу‘айб аль-Арнаут в «Сахих Ибн Хиббан» (16/296) сказал: «Достоверный хадис».
[9] Название местности на юге Йемена и племени, проживающего в этой местности.
[10] То есть соберёт их вместе и погонит их.
[11] То есть: «Что ты велишь нам делать, когда это произойдёт?».
[12] То есть отправиться туда и присоединиться к его жителям. См.: [«Тухфат аль-ахвази» (6/384)].
[13] Достоверный хадис [ат-Тирмизи (4/498; 2217), который сказал: «Хороший достоверный (хасан сахих) хадис»; имам Ахмад (2/8; 4536); Ибн Хиббан (16/294; 7305)]. Ахмад Шакир / в «Муснаде Ахмада» (7/133, 7/200) сказал: «У него безупречный (сахих) иснад». Аль-Альбани / назвал его достоверным в анализе хадисов книги «Фадаиль аш-Шам ва Димашк» (с. 23), «Сахих ат-Тирмизи» (7/22), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2768) и в «Мишкат аль-масабих» (6227). Аль-Вади‘и назвал его достоверным в «ас-Сахих аль-муснад» (742).
[14] Шам находится на западе по отношению к Медине.
[15] То есть собирает туда избранных из Своих рабов.
[16] То есть не желает отправляться в Шам. Аль-Алюси сказал: «Ибн Абу Хатим передаёт от Абу аль-Агбаша, который застал сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что его спросили о границах Шама, который был сделан благодатным, и он ответил: “Первая его граница — ‘Ариш Египта, другая граница — край ас-Санийи, ещё одна граница — Евфрат, и другая граница — там, где могила пророка Худа (мир ему). Таким образом, подразумевается не то, что принято называть Шамом сегодня, то есть Дамаск, хотя он тоже входит в эту область”». См.: [«Рух аль-ма‘ани» (9–38)].
[17] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «свой», потому что обращался к арабам.
[18] Подразумевается занятие выпасом скота и его поением.
[19] Достоверный хадис [ат-Табарани «аль-Кабир» (22/58) и «Муснад аш-шамиййин» (3387); Ибн ‘Асакир «Тарих Димашк» (1/78), который сказал: «Достоверный хадис»]. Аль-Мунзири в «ат-Таргыб ва ат-тархиб» (4/102) сказал: «У него надёжные передатчики». Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (10/62) сказал: «У него надёжные передатчики». Аль-Альбани в «Сахих аль-джами‘ ас-сагыр» (4070) и в «Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб» (3090) назвал его достоверным.
[20] Шам назван так либо по имени Сама, сына Нуха, потому что он был первым кто поселился там, и «с» просто превратилась в «ш» в результате изменения неарабского слова. Вторая версия: Шам назван так из-за многочисленности его поселений и их близости друг к другу, так что они напоминают родинки (шама). Третья версия: Шам назван так, потому что он — врата Каабы и находится напротив места восхода солнца. Кто встанет напротив места восхода солнца, тот обнаружит Йемен с правой стороны, а Шам — с левой (шу’ма).
[21] Достоверный хадис [ат-Тирмизи (5/734; 3954), который сказал: «Хасан гариб (хороший, в котором присутствует некая уникальность)»; имам Ахмад (5/184; 21646); Ибн Абу Шейба (4/218); ат-Табарани (5/158, 4933); Ибн Хиббан (7304), который назвал его достоверным; аль-Хаким (2/249; 2900); аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» (2/432; 2311); Ибн ‘Асакир «Тарих Димашк» (1/128), который сказал: «Этот хадис передаётся другими путями»]. Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (10/60) сказал: «Его приводит ат-Табарани, и его передатчики — передатчики “Сахиха”». Аль-Альбани назвал его достоверным в анализе хадисов книги «Фадаиль аш-Шам» (1). Шу‘айб аль-Арнаут в «Муснаде Ахмада» (5/184) сказал: «Достоверный хадис».
[22] «Когда испортятся жители Шама, то не будет в вас блага» означает, что не будет блага в том, чтобы находиться там или отправляться туда.
[23] Это благая весть о том, что истина не исчезнет полностью, как это произошло в прошлом, и некая группа людей всё же останется приверженной этой истине, которой, несмотря на её малочисленность, не повредят те, кто оставит её без помощи или станет противоречить ей, при условии, что эта группа будет постоянно придерживаться единобожия. Слово «группа» употреблено здесь без артикля, чтобы подчеркнуть малочисленность этой группы, либо как возвеличивание, учитывая положение и достоинства этой группы. ‘Али ибн аль-Мадини (да помилует его Аллах) сказал: «Это приверженцы хадисов (ахль аль-хадис)».
[24] Достоверный хадис [ат-Тирмизи (4/485), который сказал: «Хороший достоверный хадис (хасан сахих)»; имам Ахмад (3/436; 15635); Ибн Абу Шейба (6/409; 32460); ат-Табарани (19/27; 55, 56); Ибн Хиббан (16/292; 73020)]. Аль-Альбани назвал его достоверным в анализе хадисов книги «Фадаиль аш-шам ва Димашк» ар-Риб‘и (С. 91) и «ас-Сильсиля ас-сахиха» (403), в «Сахих ат-Тирмизи» (2192), «Сахих аль-джами‘» (702). Аль-Вади‘и назвал его достоверным в «ас-Сахих аль-муснад» (1083), а также Шу‘айб аль-Арнаут в «Муснаде Ахмада» (3/436).
[25] То есть как они хватают зубами. См.: [«Джами‘ аль-ахадис» (10/315). В нём содержится указание на то, что мусульмане впадут в разногласия и разделятся и станут бороться за власть].
[26] ‘Аскалян — палестинский город, который пыталось завоевать каждое войско, которое старалось покорить или оккупировать Палестину, но каждый раз безуспешно.
[27] Достоверный хадис [ат-Табарани «аль-Кабир» (11/88; 11138); аль-Хайсами «Маджма‘ аз-заваид» (5/190), который сказал: «У этого хадиса надёжные передатчики»]. Аль-Альбани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (3270).