ФАНАТИЧНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ МАЗХАБУ — НОВОВВЕДЕНИЕ (НОВАЯ КНИГА -ЧАСТЬ 1)
МУХАММАД ‘ЙИД ‘АББАСИ
ФАНАТИЧНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ
МАЗХАБУ — НОВОВВЕДЕНИЕ
Её опасные следы в застое идей и упадке общества
Скачать в формате PDF (0.1 MB)
~ ЧАСТЬ 1 ~
«Абсолютное обращение к мнениям личностей, не обращая внимания на то, что они представляют собой средства для постижения шариатского законоположения, которое необходимо знать, является заблуждением. Ведь веский довод и высшее религиозное положение содержится только в Шариате, а не в чём-то другом». Имам Абу Исхак аш-Шатыби. [«Книга аль-И‘тисам» (3/329)].
Исламский издательский дом
Амман, Иордания
Первое арабское издание
—1970—
Первое русское издание
СВЕТ ИСЛАМА
— 2018 —
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Всевышний сказал: «Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59).
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, дал вразумительное наставление: «Поистине, я лишь человек, иногда я неправ, а порой я прав. Поэтому исследуйте мои мнения — всё, что соответствует Книге Аллаха и Сунне, примите, а всё, что не соответствует Книге Аллаха и Сунне, оставьте» [См.: Ибн Абд аль-Барр, «Джами‘ баян аль-‘ильм уа фадлих» (2/32)].
Имам аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сообщил: «Мусульмане единодушны в том, что если человеку разъяснена какая-либо Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ему не разрешается оставлять её ради высказывания кого-либо другого». [См.: Ибн аль-Каййим, «И‘лям аль-мувакки‘йин» (2/361)].
Имам Абу Джа‘фар ат-Тахави аль-Ханафи сказал: «Подражает только невежда или глупец». [См.: Ибн ‘Абдин, «Расьм аль-муфтий» (1/32)].
Имам Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали отметил: «В подражании — отмена пользы мышления, ибо разум создан для размышлений и обдумываний. Как плох тот, кому дали зажжённую свечу для освещения пути, однако он потушил и пошёл во мраке!». [См.: Ибн аль-Джаузи, «Тальбис иблис» (100)].
Именем Аллаха, Всемилостивого, Милующего!
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Его защите от зла наших душ и наших плохих деяний. Тот, кого Аллах ведёт прямым путём, никогда не заблудится, а тот, кого Он вводит в заблуждение, никогда не найдёт истинного пути. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единственного, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник!
Мы убеждённо верим в то, что сегодня человечество в общем и большинство мусульман в особенности находятся в большом заблуждении и обширной порочности. Заблуждение касается убеждений и ценностей, идей и представлений. Порочность же затронула нравственность, поведение и образ жизни.
Многочисленные идеи и призывы зовут к исправлению этой испорченности и к избавлению от этого блуждания и несчастия, но они очень разнятся между собой. Одни из них сосредоточены на исправлении нрава и низкой морали, прилагая усилие для их улучшения. Вторые сконцентрировались на исправлении знаний и культуры, стремясь к распространению их.
Третьи избрали в качестве основной задачи повышение материального уровня народов и борьбу с бедностью, бременем нужд и болезней, стремясь к удовлетворению потребностей бедных, к лечению больных и поражённых недугами.
Четвёртые сделали политику сутью своего призыва и полагают, что она служит ядром улучшения и опорой спасения. Они противостоят сионисткой колонизации, пылко желают сплотить арабские исламские страны и освободить их.
Мы же убеждены, что исправление всего упомянутого обязательно и важно, однако все эти попытки лишь ответвление от корня и основы исправления всех сфер жизни, а дорогой спасения от всяких опасностей является ислам. Мы считаем, что именно возвращение мусульман к своей подлинной религии и правильному исламу является верным путём реализации любого добра. Это идеальный путь для достижения любого положительного результата. И если люди вернутся к своему Пречистому Господу и будут неуклонно соблюдать Его законы и предписанную Им истинную религию в том чистом превосходном виде, в котором Он ниспослал её Своему Посланнику, то каждая благочестивая цель и ценная мечта станет близкой к осуществлению и доступной.
Ислам ниспослан для выведения человечества из тьмы к свету, дабы он был исцелением от всех недугов и руководством, отдаляющим от любого блуждания. Но к сожалению, мы видим, что в наши дни он покрыт густой завесой нововведений и заблуждений, суеверий и отклонений, которые внешне затмили его красоту, замутнили его чистоту и исказили его главные понятия. В итоге настоящую религию превратили в иную религию, а шариат — в иные законы.
Были оставлены многие обязанности и Сунан и отброшены за спины. Люди заменили их огромным количеством нововведений и предосудительных деяний, считаемыми в обществе исламом. На самом деле, клянусь Аллахом, это — не ислам. Они умертвили значительную часть Сунны и оживили чуждые ей новшества таким образом, что в их среде нововведение воспринимается как Сунна, а Сунна как нововведение. Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха!
Я полностью уверен в том, что если бы наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) явился с соизволения Всевышнего сегодня среди мусульман и увидел их воззрения и поступки, то он строго порицал бы перенятые ими нравы и взгляды, выразил непричастность к ним и более того боролся бы против них. Ведь он поведал об этом: «Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!» Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) иудеев и христиан?» — и он сказал: «А кого же ещё?!»[1].
Да, многие мусульмане идут путями и следуют обычаям неверующих общин и заблудших народов. Теперь они подражают им во всём, даже в делах поклонения, соперничают между собой в различном уподоблении им, несмотря на предостережение Аллаха и Его Посланника от этих бедствий. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к нему мы вернёмся!
Мы не будем говорить о нововведениях в общем, надеясь, что Аллах облегчит нам издание отдельной книги на данную тему. Но мы посвятили эту книгу разъяснению серьезного и опасного нововведения, которому подвержены многие мусульмане уже на протяжении долгих столетий. Мало, кто понимает её сущность и удерживает от неё. Это нововведение выражается в фанатичной приверженности определённому мазхабу (не принимая иные высказывания имамов, подкреплённые сильными доказательствами и т.д.).
Долгие годы в мусульманских обществах распространена мысль о том, что мусульманин, начиная с совершеннолетия и изучения религиозных положений, должен придерживаться одного из четырёх мазхабов: ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского. Чаще всего они постоянно подражают мазхабу своего отца и думают, что ему нельзя поступать вопреки своей правовой школе и приобретать знания из других правовых школ. Они назвали получение знаний более чем из одного мазхаба в области поклонения «измышлением» и сочли недозволенным. При этом стали осуждать мусульманина, если он не придерживается одного определённого из четырёх мазхабов, распространившихся в силу конкретных причин и обстоятельств.
Многие из таких людей утверждают о выходе из всех мазхабов в отношении тех, кто не разделяет с ними их новшество. А некоторые заявили, что несоблюдение мазхаба является ересью, несущей в себе наибольшую угрозу для исламского законодательства. Хотя каждому беспристрастному исследователю известно, что навязывание другим следования одному из четырёх мазхабов во всех вопросах и взаимное побуждение к этому из поколения в поколение является нововведением. Подобного явления не было ни во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни в эпоху ведомых прямой стезёй халифов и сподвижников. Оно произошло после завершения трёх столетий, богобоязненных жителей которых похвалил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Затем фанатичная приверженность мазхабу расширилась. Её пагубные зародившиеся последствия заметно привели к противоречию достоверным хадисам и предпочтению мнений, сеянию разногласий и раздоров среди мусульман, ухищрениям относительно религии, к застою, вызванному подражанием, увеличению масштабов невежества и закрытию дверей иджтихада, занятию иллюзорными предположениями и так далее.
Мы призывающие к Сунне и последователи праведных предшественников верим, что настоящее исправление пороков возможно только посредством ислама через возвращение к его чистой сущности, свободной от ереси и предрассудков, отдалённой от примесей и грязи. Это достигается через обращение к Книге Аллаха и Сунне Посланника (мир ему и благословение Аллаха) во всём, через возвращение к пути праведных предшественников, вслед за ними и руководствуясь их образцом.
Тема о приверженности мазхабу относится к ряду аспектов, в которых на наш взгляд необходимо исправить существующие ошибки, объяснить правила и критерии. Это очень актуальная и серьезная тема, а не простая и пустяковая, как думают некоторые. Ведь мусульманин ежедневно нуждается в выяснении законов Великого Всемогущего Аллаха в своих жизненных делах. Что ему делать?
Мы же отвечаем: «Пусть делает то, что велел ему Всемогущий Аллах – спросит любого надёжного учёного в случае, если у него нет знаний. Так было во времена праведных предшественников, когда незнающий спрашивал знающего. Или пусть самостоятельно разузнает доказательство, если он способен на это».
Они же говорят: «Он должен подражать непосредственно мазхабу», подобно распространённому стереотипу среди отклонившихся от пути праведных предшественников.
Мы сочли нашей обязанностью подробно довести до мусульман нашу идею, призвать их к незыблемой у нас истине и предостеречь от нововведения, унаследованного ими от отцов и прадедов, которое не подтверждено никаким доказательством из Корана и Сунны.
Прошли месяца с момента публикации книги «Подарок Султана каждому мусульманину в Японии», дабы привлечь взоры на её тематику: «Должен ли исповедующий ислам следовать определённому одному из четырёх мазхабов?». Её составил выдающийся учёный шейх Мухаммад Султан аль-Ма‘суми, преподаватель в Заповедной мечети. Автор выпустил в свет первое издание в 1368 г.х., 1949 году. Он призвал мусульман к возвращению к пути лучших трёх первых поколений, которые похвалил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Автор побудил не придерживаться во всём конкретной правовой школы, а получать сведения в области фикха от любого муджтахида (имама, учёного) в целом, не привязываясь к одному из них, поскольку ни Великий Господь, ни Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не обязали нас следовать лишь одному имаму, и так не поступали сподвижники и табийины, да будет доволен ими Аллах. Напротив, мусульманин, способный понимать шариатские доказательства, должен искать их и изучать, осмысливать и воплощать на практике.
Автор призвал к оставлению разногласий в правовых вопросах и фанатичной приверженности мазхабам, приведшей к спорам и раздорам, повлекшей за собой плохие исходы в мусульманской истории.
Затем он упомянул некоторые назидательные речи самих имамов, основателей мазхабов, где они настоятельно указали своим последователям на обязательность руководства Кораном и Сунной, на обязательность отказа от подражания им во всём, в чём выявилось несоответствие их мнений с аятами и хадисами.
Он также поговорил о противоречии представителей поздних столетий тому, чего крепко держались предшественники первых лучших поколений, и подчеркнул, что навязывание людям приверженности одному из четырёх мазхабов является новшеством, не имеющим место в эпоху праведных предшественников. Он процитировал слова больших учёных и знатоков фикха и объяснил, что имамы-муджтахиды всего лишь люди, которые не защищены от ошибок, иногда бывают правыми, а иногда ошибаются, однако в любом случае заслуживают награду от Господа. Поэтому способному проанализировать их мнения нельзя следовать им, несмотря на их соответствие или несоответствие шариатским текстам.
Автор привёл примеры фанатичной привязанности сторонников мазхабов и их игнорирования священных текстов из-за слабых толкований и странных ухищрений, примеры того, как им тяжело отвергнуть высказывание богослова факиха и с какой лёгкостью они отвергают аяты и хадисы. Процитировал пояснение ар-Рази смысла аята «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31) и сказал, что таково положение многих, кто подражает имамам фикха.
Автор отметил, что мусульманин должен принимать истину из любой правовой школы и что те, кто не принимает истину из иных не своих мазхабов, уподобляется иудеям, на которых пал Божий гнев. После чего он побудил мусульманскую общину к изучению Корана и Сунны, выработке умения понимать их, а тот, кому это не под силу, должен обращаться к сведущим в исламе учёным, которым он доверяет.
В конце он упомянул, какую роль сыграли различные обстоятельства и политические интересы в обширном распространении одних мазхабов, в малом распространении других и в исчезновении третьих. Таково краткое описание данной книги, опубликованной несколько месяцев назад.
Но на некоторых неизменных подражающих не влияет написанная в ней полезная информация и им тягостно пойти наперекор тому, к чему они привыкли и что унаследовали от своих отцов. Вот они и обрушились с волной беспочвенной критики на это послание и его автора, с порицаниями и разными оскорблениями.
Во главе этих пристрастных противников был доктор наук по имени Мухаммад Са‘ид Рамадан аль-Буты, который не ограничился безосновательными нападками на проповедников Сунны в своих пятничных речах, обзывая их разными фразами, например, шарлатанством и фанатизмом, глупостью и заблуждением. Причём он впал в ещё большую пристрастность и чрезмерность, ложно оклеветав их в том, что они якобы являются агентами колонизаторских стран и скрыто плетут интриги. Так он последовал толпе невежественных масс, которые обвиняют каждого несогласного с ними, используя на своё усмотрение фразы в их адрес, будь то правдивые или ложные.
Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул эту черту в ценном хадисе о качествах лицемеров: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззаконие, когда враждует (или спорит с кем-либо)»[2].
Такое непозволительное поведение в споре означает переход границ истины, упрямое проявление враждебности, возведение напраслины и беспочвенные обвинения, не удостоверившись и не проверив. Именно в этот порок впал доктор аль-Буты, да исправит его Аллах!
Потом он опубликовал послание под названием «Несоблюдение мазхаба является ересью, несущей в себе наибольшую угрозу для исламского Шариата». Начал он его с прекрасной мольбы, прибегнув к защите Всевышнего от преследования в своём труде мирских целей и потаканий желаниям души. Затем составил предисловие, где внешне показал своё рвение к единству мусульман и сказал, что не хочет заниматься мелкими вопросами, отвлекаясь от главных. Но, мол, вы вынудили его к этому, когда издали книгу аль-Ма‘суми (да смилуется над ним Аллах), которую он назвал брошюрой.
Аль-Буты заявил, что мы обвинили в ней в неверии каждого, кто подражает четырём имамам, и причислили их к заблудшим, мол, мы поддерживаем идею о том, что ислам не выходит за пределы обрядов поклонения и не имеет никакой доли в насущных сферах жизни, как утверждают некоторые востоковеды.
Затем он попытался вкратце изложить книгу аль-Ма‘суми, выявив несправедливое отношение и плохое понимание. После чего стал перечислять пункты, где между нами нет расхождений, и согласился с нами в трёх аспектах, во-первых, по Шариату ничего не заставляет подражающего одному из мазхабов упорно держаться за него и ничего не мешает ему перейти к иной правовой школе. Во-вторых, человек, опытный в осмыслении какого-либо религиозного вопроса и осведомлённый в его доказательствах, обязан вникнуть в доводы своего имама и ему запрещено слепое принятие мнений. В-третьих, четыре имама (Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад) имеют оправдание перед Аллахом и заслуживают награду, а подражающему любому из них по своему выбору необходимо следовать истине и не подобает думать, что другие ошибаются.
Аль-Буты сказал, что в этих трёх пунктах единодушны мусульмане и что всякий, кто противоречит в них, проявляет отвратительный скверный фанатизм и у него нет приемлемой причины.
В своём послании он затронул четвёртый аспект, в котором он тоже согласен с нами, но я не знаю, почему он не включил его в число пунктов, где между нами нет расхождений. В нём говорится о наличии двух ситуаций, когда подражающий всегда обязан воздерживаться от следования своему имаму и подражания ему. Во-первых, если он увидел хадис, противоположный мнению имама, и убедился в его достоверности и значении, то он должен руководствоваться хадисом и оставить учение своего имама в том религиозном положении. Вторая ситуация сходится со вторым пунктом.
Потом аль-Буты упомянул точку расхождения между нами и ним согласно его воображению, сказав о запрете подражания целиком и обвинения в неверии подражающих. Хотя он показал своё недоумение в толковании нашего мнения, извлечённого им из книги аль-Ма‘суми, строя догадки. Позже ему показалось, что в данной книге содержатся два несовместимых мнения, и после долгого размышления не знал, как совместить их; первое о запрете абсолютного подражания полностью и второе о дозволенности подражания, не придерживаясь определённого мазхаба.
В действительности там нет никакой несовместимости и противоположности, но питаемая к нам злоба аль-Буты подтолкнула его к порочному предположению. Он посчитал, что мы запрещаем подражание полностью, и исходил из такого предположения, не подкреплённого ни малейшим доводом.
Затем он взялся опровергать мнимое им утверждение о запрете подражания и долго остановился на нём. В итоге этот бедняга сам себя утомил и устал, перенапряг нервы, впустую потратил время и запачкал свои страницы, пытаясь возразить утверждению, которое не передал аль-Ма‘суми и о котором ничего не говорил. Да упасёт нас Аллах от плохих мыслей о единоверцах и от пристрастий. Господи, не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Поистине, Ты — Сострадательный, Милующий!
Завершил он своё послание, приведя диалог, прошедший между мной и ним, однако исказил его и изменил, а в конце попросил людей принять изложенную им точку зрения и поддержать её.
В противовес этого послания мы сочли нашей обязанностью издать опровергающий ответ, который раскроет кривизну и фальшивость слов аль-Буты, позволит другим узнать вложенную в них сущность.
Многие стимулы побуждают нас к обнародованию этого ответа. Во-первых, нужно сохранить светлое лицо призыва к Корану и Сунне, к следованию пути праведных предшественников, через отведение сомнений, посеянных противниками истинного призыва, через выявление несостоятельности их аргументов, используемых против нас. Ведь мы замечаем, что большинство сомнений и аргументов, упомянутых аль-Буты, в значительной степени одинаковы среди всех врагов призыва к следованию пути саляфов. Вот почему ответ на них также направлен против всех оппонентов[3] и устраняет большую часть неясностей, дабы не осталось оправдания у незнающего и довода у оппонента.
Во-вторых, мы заметили, что некоторые занимают нейтральную позицию между нами и ярыми сторонниками мазхабов. Они попали под влияние книги аль-Буты из-за выдвинутого им нереального представления о пути саляфов, из-за клеветы и громких заявлений о ревностном переживании за благополучие мусульман. У тех, кто занимает такую позицию, эрудированность и начитанность на низком уровне, и они не могут обнаружить всё ошибочное и неправильное в послании аль-Буты и не обращают внимания на содержащуюся в ней подмену информации и фальсификацию, находящееся в ней чрезмерное невежество и введение других в обман.
Поэтому просто необходимо открыть спрятанную сущность, вытянуть их из сети ошибок и догадок, в которые они попали, и разъяснить им настоящее лицо послания аль-Буты, чтобы они отчётливо узрели его, а потом определили своё отношение к нему.
В-третьих, нужно защитить притеснённого мусульманского учёного, на которого возвели ложь, автора книги «Подарок Султана каждому исповедующему ислам в Японии», а также встать на защиту последователей пути и призыва праведных предшественников в общем и отразить от себя измышления, в частности.
Известно, что мусульманин обязан помочь притеснённому единоверцу и защитить неповинного человека, удержать притеснителя и бесстрашно произнести слова истины. Великий Господь дозволил нам самозащиту и отражение от себя нападок, оповестив: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (4:148).
В адрес аль-Буты здесь нет оскорблений, даже если он увидит в этой книге нечто неприятное ему. Именно он возвёл ложь и преступил допустимые границы, поступил несправедливо и проявил вражду. И притеснителем является тот, кто первым наносит обиды, а не отражающий их.
Пусть извинят нас читатели, если мы иногда были грубы в выражениях. Порой мы вынуждены делать это, поскольку уже неоднократно обращались к аль-Буты мягко и кротко, и он счёл такую вежливость слабостью и боязнью, и показал горделивость и надменность. Так что пусть терпит последствия своей несправедливости и агрессивности.
Мы просим каждого мусульманина, чтобы он объективно ознакомился с нашим мнением и беспристрастно вынес суждение за нас или против нас, но с доказательством и доводом, дабы посредством этого он стремился лишь к Лику Всемогущего Аллаха, избрав своим мерилом Коран и Сунну.
Мы рассмотрели данную тему с научной надёжной стороны, указанной исламом. Мы не возводили напраслину и не искажали информацию, как делал аль-Буты. Наоборот, мы поместили перед нами слова Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).
Мы примем любую основательную критику. Наша цель — достижение истины по воле Аллаха. Мы просим Пречистого Господа укрепить наши стопы и ввести нас верной дорогой, простить нас и направить к тому, что Он любит и чем доволен!
И если мы правы, то это по милости Всевышнего, а в том, в чём мы ошиблись, мы сами виноваты. Мы желаем добра. Успех же зависит от помощи Аллаха. Достаточно нам Его и какой прекрасный Он Помощник и Покровитель!
Дамаск 28 Мухаррама 1390 г.х.; 4 апреля 1970 г.
Мухаммад ‘Йид аль-‘Аббаси
Под редакцией Абу ‘Умара Салима ибн Мухаммада аль-Газзи
12.12.20017г.
24.03.1739гх.
Следующая тема: «Наша позиция относительно мазхабов и наше мнение о самостоятельном усердии в познании истины и подражании («об иджтихаде и таклиде»)»
[1] Сахих аль-Бухари и Муслим. См.: «Краткое изложение Сахиха аль-Бухари на русском языке» (1378).
[2] Сахих аль-Бухари и Муслим, Сунан Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См.: «Краткое изложение Сахиха аль-Бухари на русском языке» (32).
[3] Из опубликованных теми противниками книг, помимо послания аль-Буты, можно выделить книгу, изданную под руководством шейха Ахмада аль-Баянуни, «Иджтихад и муджтахидун», а также книгу шейха Хамиад «Необходимость следования мазхабам имамов».