Диссертация на тему «Идеологии Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Американская исследовательница получила докторскую степень, защитив диссертацию на тему «Идеологии Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»

Она удостоилась докторской степени в университете Джорджтаун после того, как провела дискуссию на тему своей диссертации «Идеологии Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба». Шейх, да смилуется над ним Аллах, считается самым выдающимся защитником исламских убеждений в 18 столетии.

В этой диссертации рассматривались главные убеждения шейхуль-ислама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, связанные с единобожием и многобожием, с его подходом к пониманию исламского Шариата. В ней говорилось о том, что шейх уделял большое внимание принципам, таким как реализация общего блага, согласно которому руководство шариатскими законами всегда служит во благо обществу.

Американская исследовательница посвятила две отдельных главы вопросам, вокруг которых больше всего спорят западные мыслители, а именно: об отношении к женщинам и о сущности джихада.

Приведённая ниже беседа проливает свет на самые важные особенности данного исследования:

1. Какие самые главные особенности вашей диссертации, где обсуждались идеологии шейхуль-ислама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба?

— Она представляет собой аналитический разбор книг и посланий шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. В начале идут сведения о его жизни с той точки зрения, что он являлся самым ярким защитником исламской идеи в 18 столетии. Перечисляются многие принципы, очевидные из его книг, например, он постоянно писал о необходимости вернуться к Корану и Сунне, ликвидировать распространённые религиозные практики и предрассудки, такие как почитание могил и святых. Он отвергал слепое подражание мнениям, говорил о важности смотреть на шариатские доводы, о том, что нужно признавать достоверность хадисов, учитывая их цепочки передач, а не только тексты, а также нужно иметь искреннее намерение в делах.

Причём очищение поклонения (от языческих обрядов) не служит отличительной чертой исламской идеи 18 столетия (то есть такой призыв не новый в Исламе). Поэтому я утверждаю, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб не является еретиком, как его обвиняют. Нет, он — ученый, который распространил свои убеждения в 18 столетии.

Затем я подробно рассмотрела главные его идеи, связанные с единобожием и язычеством, его умеренный срединный подход к объяснению целей исламского Шариата. Проливается также свет на то, что шейх акцентировал своё внимание на религиозных принципах, например, на реализации общего блага, согласно которому установление общественного благосостояния является сутью Шариата.

Я посвятила две целых главы вопросам, которые вызвали волну возражений в западных книгах о шейхе: об его отношении к женщинам и о детальном изучении его послания на тему джихада.

Плохие отзывы

2. Что побудило тебя написать об этом реформаторском призыве?

— В 1991 году я впервые заинтересовалась жизнью шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, когда начала учиться в магистратуре университета Джорджтаун, на факультете «современные арабские исследования». Я слышала множество отрицательных отзывов об «исламских фундаменталистах». И у меня возникло стремление узнать об убеждениях этих людей и о причинах таких плохих описаний в их адрес. Начав читать об «исламском фундаментализме», я заметила многие указания на так называемый «ваххабизм» и на шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Однако я не поняла значение этого термина, и не могла достать какую-нибудь книгу или статью о шейхе и его деятельности.

Потом меня по-настоящему изумило высказывание некоторых людей о том, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб занимал такое же положение среди мусульман, как Мартен Лютер среди христиан. А мой отец был монахом лютеранского течения. Поэтому я поняла, что такое сравнение считается одобрением, а не порицанием.

Я захотела понять, почему шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба охарактеризовали так? И когда, в 993 году, я посетила серию лекций о современных исламских движениях, мы сначала прочитали на английском книгу шейха «Книге единобожия». Это была первая моя связь с трудами шейха. Я абсолютно не увидела в этом послании ничего того, что исходило из насилия и жестокости. Наоборот, его речь являлась научной, умеренной, рассудительной, где нет неясностей и запутанности.

На самом деле, мне выяснилось, что данное послание представляет собой правильное ясное логическое исследование и разъяснение смысла Корана и хадисов. К тому же термины, которые использовал шейх, подкреплены текстами Корана и Сунны.

При этом рухнула моя надежда найти хотя бы один его труд, и переведённый на английский язык. Тогда возникла необходимость отправить запрос в библиотеку Каира. Следующие шесть месяцев я собирала все книги шейха на арабском языке, которые мне удалось достать. В итоге я решила углубиться в эту тему, чтобы получить докторскую степень.

Проблемы с диссертацией

3. Встретила ли ты проблемы с регистрацией этой диссертации в университете Джорджтаун?

— Когда я почти заканчивала учёбу в магистратуре, в 1993 году, я стала говорить с некоторыми преподавателями факультета «истории» об этой идеи, но многие не были восторги от неё. Более того, определённое число преподавателей предостерегли меня от написания исследования на данную тему, потому что она являлась религиозной и не подходила для нынешнего времени.

По правде говоря, после событий одиннадцатого сентября, один из преподавателей сообщил мне, что он не считает эту тему важной и связанной с сегодняшним миром.

Так продолжалось до тех пор, пока в университете Джорджтаун не открылся центр «Исламское и христианское взаимопонимание». Именно тогда я нашла поддержку для темы моего исследования. К моему счастью, среди членов диссертационного совета оказался Джон Асабсато, а Джон Фоль руководил написанием диссертации. Они не только предоставили академическую и финансовую помощь для моего исследования, но и познакомили меня со многими людьми, которые дали мне очень ценные научные материалы.

4. Нашла ли ты достаточное количество источников и основных книг на эту тему?

— Да, благодаря усилиям уважаемого эмира Файсаля ибн Сальмана и доктора Фахда ас-Симари из отделения исследований и архивов в университете «короля Абдуль-Азиза», — я смогла получить доступ ко всем трудам шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

Я также сама собрала многую информацию на основе книг западных исследователей и других, написанных на арабском языке об этой теме. В действительности, у меня имелось множество материала, и я выбирала из них нужные моменты. Я благодарна эмиру Файсалю ибн Сульману ибн Абдуль-Азизу за его усилия в предоставлении информации, источников, а так же за то, что он следил за этапами исследования.

5. Ты ездила в королевство Саудовской Аравии или в другую какую-то арабскую страну для того, чтобы поближе ознакомиться с общественной и религиозной жизнью на этих территориях?

— У меня не было возможности посетить королевство Саудовской Аравии. Однажды я решила поехать туда во время написания своей диссертации, но так и не смогла этого сделать, потому что у меня родился ребёнок в тот период. В основном, я ознакомилась с этими странами, их обычаями, общественной и религиозной атмосферой через своё личное общение с саудовскими академиками и деятелями, и через чтение их книг и статей. В ближайшем будущем я планирую посетить королевство, по воле Аллаха.

Западные путешественники

6. Исследователь Стивен Шварц упомянул в своём докладе, когда говорил о ваххабизме, что он не нуждался в поездке в Эр-Рияд с целью узнать в большей степени о ваххабизме, и, что он осознал его сущность в Сараево, когда наблюдал там за последователями ваххабитского направления. Что вы скажете по этому поводу?        

— Как очевидно, Стивен Шварц не читал ничего из того, что написал шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, — и как может сложиться мнение о нём или о его учениях, или о возглавляемом им движении?! Он также ни разу не указал в своём докладе на книги или на одну из книг шейха, написанных на арабском языке. К тому же он взял свою информацию о «ваххабистах» и «ваххабитах» из книг западных путешественников и из своего личного опыта в Боснии.

И если бы ты прочитал доклад (Стивена), то обнаружил бы, что он считает суфизм настоящим лицом Ислама, с которым надо иметь дело. Ведь, по его мнению, суфизм — единственная исламская община, не применяющая жестокость и насилие, в отличие от «ваххабизма».

В этом предположении не учитываются очень важные факты, которые трудно перечислить здесь. А для научной дискуссии нужно время. Я не нахожу его книгу научным серьезным трудом. Нет, это лишь собрание его личных мнений, а не серьёзное исследование. Причём данная книга и доклад Хамида аль-Джара, где он сильно критикует «ваххабизм», до сих пор являются единственными объёмными работами о «ваххабизме». Они служат источниками для каждого, кто желает найти сведения о идеи имама Ибн Абдуль-Ваххаба и о его реформаторском движении. Хотя многая информация, приведённая в них, ошибочна, преувеличена и не совсем отображает действительность. Сегодня Шварц активно выступает в местной прессе, потому что он открыто говорит о своей вражде к арабам и мусульманам в общем и к Саудии в особенности. Он также распустил предостерегающие слухи о том, что мусульмане ненавидят американцев.

7. Если какие-то стороны, которые не раскрыты полностью или не затронуты в диссертации?

— Да. Шейх причисляется к авторам, составителям многих трудов. Следовательно, мне необходимо было выбрать из подручного материала определённые темы, рассмотренные мною во время исследования. Вот почему я не изучила вопросы, связанные с торгово-финансовыми отношениями. И я выбрала те темы, которые, по моему мнению, значительно помогут жителям западных стран в общем и американцам в особенности понять то, что написал шейх, а также помогут им искоренить самые главные западные мифы о «ваххабизме».

8. Изменило ли изучение «ваххабитского» движения твои предыдущие мысли о нём?

— Перед тем, как заняться этим исследованием, я поверхностно знала об учениях шейха. Я надеялась найти многую информацию о его призыве к единобожию и его борьбы с язычеством. Именно так и было. Но в свете прочитанного мною из книг западных путешественников, я ожидала найти многое из того, что побуждает к насилию и жестокости, призывает к войне, обвиняет в неверии каждого, кто не из числа «ваххабитов». Но этого не было.

Когда я читала «Книгу единобожия», мои ожидания поменялись. Я осознала, что большинство людей неправильно поняли это послание, представив его как объяснение войны. Однако книга «Китаб ат-таухид» оказалась настоящим полным исследованием о сущности единобожия, научной размеренной спокойной работой, а не призывом к войне. Во время чтения этой книги, на фоне остальных трудов шейха, чётко выясняется, что она представляет собой богословский доклад, где обсуждаются обязанности всех мусульман. Кроме того, я не ожидала найти достаточные основы для понимания смысла исламского Шариата.

А когда я достала два послания шейха о джихаде и об исламском браке, этот день был знаменательным в процессе исследования. Ведь никто не ожидал услышать такое об (учении шейха и его последователях) из-за стереотипов, распространённых в настоящее время о «ваххабизме».

9. Показали результаты исследования, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб призывал к насилию и жестокости, как утверждают СМИ и его враги, или нет?

— Абсолютно, нет. Шейх стремился в своём послании о джихаде искоренить любые средства насилия и разрушения. Вдобавок есть малое количество ситуаций, когда необходимо прибегнуть к джихаду. Мне стоит отметить, что шейх считал джихад дозволенным при определённых условиях, которые обязательно соблюдать только в оборонительном джихаде. Таким образом, он не допускал вести наступательный джихад (когда это приносит больше вреда).

Шейх подчеркнул важность неприкосновенности жизни человека и призвал оберегать человеческую жизнь, согласно главному предписанию мусульман. Он неоднократно говорил о запретности проливать кровь и об обязательности сохранять жизни. К тому же он часто писал в своём исследовании о категориях людей, которых нельзя убивать во время джихада. Шейх верил в потребность хорошо обращаться с пленными, даже в военный период, и не позволял разлучать детей с родителями. Напротив, он требовал, чтобы пленным разрешали практиковать свои религиозные обряды и обучать своих детей соответствующим канонам религии, при условии, что они не должны являться безбожниками.

Многие представители прессы в настоящее время убеждены в том, что «ваххабизм» — это продолжение экстремистского движения, которое реализовал Ибн Таймийя, как он полагают. И здесь уместно сказать, что книги шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба содержат лишь малое количество цитат из слов Ибн Таймийя, и, что он не всегда имел с ним одинаковую точку зрения в этом. Хотя я слышала о том, что именно к Ибн Таймийе поступили несправедливо и возвели на него ложь в последние поколения. Однако шейх ничего не сказал об этом, и мне неизвестны подробности. Вероятно, Ибн Таймийю оклеветали и притеснили, исказили его настоящий образ точно так же, как это произошло в отношении Ибн Абдуль-Ваххаба.

Шейх Мухаммад не руководил движением джихада. Это потому что джихад не являлся одной из главных его идей. Впрочем, многие отрицательные представления о «ваххабизме» появились со стороны его врагов и вызваны тем, что шейх и его первые последователи уничтожали могилы и гробницы.

Отсутствие сходства                                                                                                      

10. Относительно идеологий: обнаружила ли ты какое-нибудь сходство в основах убеждений между крайними течениями, искажёнными направлениями фундаменталистов, в частности, между джихадийскими идеологиями и между призывом шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба?

— Мне нужно сказать, что я не нашла этой схожести. Фетвы, высказывания и лозунги, которые исходят от джихадийских организации и о которых я читала, черпаются от других намного больше, чем от шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

Ведь учения шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба направлены на то, чтобы научить верующих правильным убеждениям через непосредственное изучение Корана и Сунны. Он побуждал их придерживаться исламского вероубеждения во всех сферах своей жизни, а также он уделял большое внимание вопросам социальной справедливости и солидарности. Его призыв основан лишь на распространении знаний, улучшении положения мусульман, обучении шариатскому пути, исправлении убеждений.

А вот современные джихадийские движения не стремятся обучать людей или побуждать их глубоко изучать священные тексты. Эти движения состоят из неудачников, питающих ненависть к своим властям. Они избрали Ислам как средство для того, чтобы осуществить свои попытки свергнуть нынешние системы правления через восстание. Эти сторонники джихада забывают о развитии и благосостоянии общества, о шариатских знаниях, а хотят только войны. Они попытались по своему истолковать идеи тех ученых, а также исказили их значение и применили вопреки их истинному значению.

По правде, ожесточённые движения не смотрят на благо общества во время своих попыток прийти к власти. Но религиозный путь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба превосходил в добре, потому что его конченой целью служило обучение людей, а не свержение правительства. Все его книги и исторические факты указывают на то, что именно призыв (к единобожию, к исламским убеждениям…) являлся главной его целью, а не военная подготовка.

Следует отметить, что шейх ни разу не рассматривал в своих книгах о джихаде вопрос «смерти шахида». И это не случайность. Ведь он всегда делал акцент на то, что намерение в поступке более важно, чем само дело.

Что касается мученической смерти, как понимают её те, кто подрывает себя, то шейх также указал, что не посредством таких поступков стремятся к получению степени шахида, чтобы попасть в Рай, он не считал законным этот способ, поскольку самоубийство запрещено в Коране «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать…», (6:151) и в Сунне.

Вдобавок у шахида должно быть намерение сражаться на пути Аллаха, а не добиться собственной славы. Уместно более тщательно посмотреть на реформаторские движения начала двадцатого века, в особенности на саляфитское движение в Египте, которое возглавлял Мухаммад Абдуху Рашид Рида, чтобы увидеть влияние идей шейха Мухаммада. Шейх явно утвердил шариатскую идею, в том числе относительно современных законодательных норм, особенно в тех, которые связаны с женщиной.

11. Некоторые люди на Западе и возможно другие невежды обвиняют призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в поддержке террора. Как ты можешь прокомментировать это? Основана ли позиция западных СМИ на фактах и числах, на правильном понимании этого движения, или нет?

— Читая об идеях шейха, я нашла, что его идеи направлены против террора со всеми его проявлениями. И если бы шейх, да смилуется над ним Аллах, был сейчас среди нас, то непременно выразил бы порицание подобным действиям. Я говорю это, исходя из его идеологии, о которой я глубоко размышляла и осознано читала. Шейх осудил военные враждебные насильственные действия, особенно, против мусульман, и строжайшим образом запретил убивать мирных жителей, в особенности женщин, детей и стариков. Он сказал о запрете убивать инвалидов, неспособных ходить, слепых и глухих, раввинов и монахов, поскольку признал, что они посвятили свою жизнь поклонению. Помимо того, шейх упомянул о запрете убивать невольников и прислуг, потому что не видел их вины в преступлениях, совершённых теми, кому они принадлежат или прислуживают. Шейх Мухаммад научил своих последователей тому, что Аллах является добрым милосердным Богом, и желает, чтобы мусульмане были сострадательными и милосердными к другим созданиям.

Я уверена, что шейх строго осудил бы террористические атаки, произошедшие 11 сентября. Тогда погибли многие люди. Среди них было множество мирных жителей из тех категорий, которых запрещено убивать, как мы уже упомянули: женщины, дети, старики, инвалиды, мусульмане. Но Усама бин Ладен считал эти атаки разрешёнными военными действиями, поскольку их мишенью служили американцы и влиятельные лидеры Америки, на которых он возлагал ответственность за унижение мусульман.

Я не думаю, что имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб одобрил бы такой вид массового наказания и взрыва зданий, имевший место в тот день ужасного убийства. А тот, кто не согласен со мной, пусть прочитает сведения об идеологии шейха и его научной революции, и он вскоре убедится в правдивости моих слов.

Основа — слухи и мифы                                                                                               

12. Что вы можете сказать о написанных отзывах и описаниях в отношении шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, особенно со стороны западных путешественников?                    

— Доклады западных путешественников дают некоторую полезную информацию и впечатления о жизненном опыте людей. Однако в основе написанных ими слов лежит тот факт, что никто из них ни разу не встретился с шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом или с одним из его последователей, а также они не читали ничего из его книг и посланий. Следовательно, их мнения о шейхе и о реформаторском движении основываются на слухах и мифах, которые не служат источником информации. Это не касается исследования, где человек рассматривает и опровергает современные отрицательные мнения о шейхе Мухаммаде.

13. Как женщина, вы считаете, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб плохо относился к женщинам или же он поступал с ними справедливо? 

— В общем, я убеждена в том, что он придерживался справедливой позиции к ним. В свете распространённых слухов в прессе, многие ожидают найти в книгах шейха Мухаммада примеры ненависти к женщинам, согласно тому, что мы услышали или прочитали в СМИ. Но действительность говорит иначе. Ведь одной из самых главных сторон его идеи является уважение к женщине и защита её чести. Шейх всегда писал о необходимости защищать права женщин, проявлять к ним справедливость, соблюдать равновесие в правах и обязанностях между ними и мужчинами, в особенности касательно брака и развода. Эти два вопроса самые важные в личной жизни для мужчин и женщин.

Шейх постоянно стремился сохранять равновесие между правами мужчин и женщин. К примеру, он подтвердил право женщины обратиться в суд в случае, когда она по уважительной причине просит развод за денежный выкуп. Это потому, что Аллах дал ей такое право, чтобы она имела возможность избавиться от замужества, если не видит в нём блага для себя. Именно с таким взглядом шейх подтвердил это абсолютное право женщины. Единственный обсуждаемый среди ученых вопрос — размер компенсации. Здесь, по его мнению, муж не должен требовать от жены (взамен на развод) нечто большего, чем те материальные средства (махр), которые он дал ей при женитьбе. Таким образом, он не считал допустимым, чтобы муж отвергал право женщины на развод за денежный выкуп, точно так же, как он не допускал, чтобы женщина отрицала право мужа на развод.

Его защита женщин очевидна в том, что он признал их право при заключении брака ставить условия, в соответствии со своими желаниями (с целью сохранности брака), но не признал это право в отношении мужчин. Учитывая, что муж может не предоставлять аргументы для развода с женой, шейх счёл законным право жены ставить свои условия, гарантирующие сохранность брака, только они не должны противоречить Корану и Сунне или нарушать права другой жены. Шейх также не одобрял отдавать замуж маленьких девочек (пока они сами не захотят этого), считал обязательным согласие женщины на брак в любых случаях, несмотря на её возраст и невзирая, была она уже в близости с мужчиной или нет.

Это очень важные учения, потому что они могут исправить некоторые общественные обычаи, которые сложились в течение времени и по причине разных культур, где не признаются права женщин, даже в наши дни. Поэтому значения написанных слов шейха о женщинах, попреки историческим плохим стереотипам, указывают на важные и серьёзные преобразования в современном исламском мире.

14. Какие самые главные твои выводы? И выступала ли ты с речью в прессе и в университетских кругах?

— Без сомнений. Самые важные выводы, к которым я пришла, особенно после событий 11 сентября, связанны с джихадом и женщинами. Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб не являлся фанатиком или жестоким или противником женщин. Нет, он всегда был уравновешенным и рассудительным в своём разговоре, и был большим учёным.

Мою диссертацию из университета Джорджтаун приняли 13 сентября 2002 года, и потом две журналистских организации предложили мне напечатать книгу и предоставить права для перевода до того, как утвердят диссертацию. Вскоре в этом году издательский дом университета Оксфорд займётся публикацией этой книги на английском языке под названием: «Ислам ваххабитским путём: из возрождения и реформаторства к мировому джихаду».

Меня часто просят прислать копии данной работы, а средства массовой информации проводили беседы для опровержения книги Стивена Шварца. Я также написала исследование о своих выводах относительно джихада. И до сих пор моя работа вызывает положительную реакцию. Я ожидаю, что намного больше людей ознакомятся с этой книгой, когда её опубликуют.

15. И в завершении, есть ли послание, с которым вы хотите обратиться к читателям этого интервью или к тем, что пишет или говорит о призыве шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, будь то из числа западных лиц или его неприятелей?

— Да. Крайне важно, чтобы мы судили о личности или о движении на основе доказательств, а не слухов. По поводу шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, то, как выявляют доказательства, он являлся учёным, главной целью которого было обучение мусульман исламским убеждениям и создание справедливого общества для всех мужчин и женщин, а не погружение в джихад, который всегда ведётся со всеми, кто не из числа «ваххабитов».

Как нельзя сказать, что все «ваххабиты» несут угрозу для западного мира, так и нельзя сказать, что все жители Саудовской Аравии подобны Усаме бин Ладену.

Источник: «Маджаллят ад-да‘ува»

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top