Все сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, добросовестны

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Что такое добросовестность?

Добросовестность сподвижников — постулат вероучения Ахлю-с-сунна ва-ль-Джама‘а, всем известная, очевидная и непреложная истина исламской религии. На неопровержимость этой истины указывают многочисленные доводы из Корана и Сунны.

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Добросовестность (аль-‘адаля) является необходимым условием, предъявляемым свидетелю и передатчику сообщения. Это свойство теснейшим образом связано с прямотой его веры и правильностью религиозного направления, а также с отсутствием у него нечестия и других качеств, наличие которых, по общему мнению, несовместимо с добросовестностью. Сюда относятся запрещенные деяния физического и духовного плана. Давая определение всем признакам добросовестности, мы должны сказать, что она подразумевает следование велениям Всевышнего Аллаха и воздержание от совершения запрещенных Им поступков, несовместимых с нею. При этом нужно учитывать, что совершенно безгрешных людей практически не существует. Поэтому человека можно назвать добросовестным, если известно, что он выполняет религиозные обязанности, следует предписаниям веры, остерегается запретов и нечестивых поступков, способных лишить его добросовестности, стремится к справедливости в своих делах и взаимоотношениях с людьми, оберегает свой язык от речей, вредящих религиозности и благородству. Тот, кто соответствует указанным критериям, считается добросовестным в религии».[1]

Аль-Хазими сказал: «Качество добросовестности заключается в следовании велениям Всевышнего Аллаха и отказе от совершения того, что Он запретил, в отстранении от непристойностей, стремлении к истине и воздержании от речей, вредящих вере и благородству. При этом недостаточно избегать великих грехов. Необходимо, чтобы он отстранялся также от совершения мелких прегрешений. Обладающий указанными качествами может быть охарактеризован как добросовестный (‘адль). От него принимаются и свидетельство, и сообщение».

Имам аль-Куртуби сказал: «Добросовестность — это прямота человека в религии, проявляющаяся в отстранении его от совершения великих грехов, в заботе о своей порядочности и оставлении малых прегрешений».

Ахлю ас-Сунна единодушно признают такое определение добросовестности и считают Му‘авию одним из ее обладателей.

Ас-Суюти сказал: «Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, все являются добросовестными — как те из них, которые участвовали в произошедших размолвках, так и воздержавшиеся от участия в них. Таково единодушное мнение (иджма) всех тех, чье мнение принимается во внимание».

Доктор Махмуд ат-Таххан, да хранит его Аллах, сказал: «Все сподвижники являются добросовестными, независимо от того, участвовали ли они в размолвках или нет. Таково единодушное мнение всех тех, чье мнение является авторитетным. Смысл их добросовестности заключается в том, что они избегали умышленной лжи в передаваемых ими сообщениях и не допускали искажений, не совершали ничего, что могло явиться препятствием к принятию переданного ими. Отсюда следует, что необходимо принимать все сообщения, переданные сподвижниками, без обременения себя проверкой и исследованием их добросовестности. Те из них, кто был вовлечен в произошедшие разногласия, действовали, руководствуясь своим религиозным заключением, к которому пришли в результате искреннего и усердного поиска истины (иджтихад), за который человек получает награду. Именно так, однозначно позитивно, мы должны думать о них, потому что они — носители и передатчики этой религии и лучшее из поколений».[2]

Различные высказывания имамов по поводу добросовестности сподвижников

Имам ибн Абу Хатим сказал: «Что касается сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то они те самые люди, которые были свидетелями ниспослания Божественного откровения и знали толкование ниспосылаемого, теми, кого Всевышний Аллах избрал для сопутствования Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оказания ему поддержки, установления его религии и возвышения истины. Аллах удовольствовался ими для роли сподвижников Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и сделал их образцом и примером для нас. Они сберегли то, что передал им Пророк от Аллаха: законы, решения, приказы, запреты, побуждения, нормы поведения. Запомнив и уяснив все это, они достигли понимания религии. Находясь непосредственно возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, получая от него наглядное толкование Корана, впитывая от него знания, они постигли суть велений и запретов Всевышнего Аллаха. Господь почтил их великим даром — сделал образцом, на который должны равняться остальные. Он опроверг всякую ложь и клевету, возводимую на них, и отверг любые сомнения на их счет. Он назвал их самыми добросовестными людьми этой общины, сказав: «Мы сделали вас общиной придерживающихся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве»[3]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал, что выражение «придерживающиеся середины» (васат) означает справедливые и добросовестные. Сподвижники были самыми добросовестными людьми этой уммы, имамами истинного пути, проводниками религии, передатчиками Корана и Сунны. Аллах побуждает нас держаться их пути и следовать за ними. Он говорит: «А того, кто … последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился …»[4]».[5]

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя дал ясное и исчерпывающее разъяснение того, что все сподвижники являются добросовестными и что они лучшие из тех, кто уверовал в Аллаха. Он сказал: «Сподвижники, засвидетельствовавшие, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и что Коран — истина, являются лучшими из носителей правды и тех, кто уверовал в нее после пророков».[6]

Шейхуль-ислам указал, что обладание этими достоинствами распространяется на всех сподвижников: «Всевышний Аллах сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами»[7]. Господь дал обещание тем, которые уверуют и будут совершать праведные деяния, что сделает их наместниками на земле. Кроме этого, Аллах, который никогда не нарушает данного Им слова, в другом аяте,[8] обещает этим людям прощение и великую награду. То есть те, кого Аллах сделал наместниками на земле, те, кого Он одарил возможностью исповедовать их религию, которую одобрил для них, те, чей страх Он сменил на безопасность, являются обладателями Его прощения и великой награды. Это позволяет сделать два важных вывода. Первый: те, которые станут наместниками на земле являются верующими, совершающими праведные деяния, потому что именно таким дано обещание. Второй: этим людям прощены их проступки и дана великая награда, ибо они уверовали и совершали праведные деяния. Таким образом, к ним имеют отношения оба аята: аят из суры «Ан-Нур» ( «Свет») и аят из суры «Аль-Фатх» ( «Победа»). Несомненно, вышеуказанное обещание применимо к сподвижникам времен Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана. Именно тогда мусульмане стали наместниками на земле, укрепились в возможности исповедовать свою религию и обрели безопасность после страха. Ведь не иначе как в то время им покорились Персия и Рим, и они овладели Шамом, Ираком, Египтом, Хорасаном и Африкой».[9]

Аль-Хатиб аль-Багдади[10] пишет: «Добросовестность сподвижников подтверждена Аллахом и Его Посланником. Посему нет нужды в ее исследовании. Однако обязательным является исследование добросовестности всех остальных передатчиков преданий. Всякий хадис, имеющий непрерывную цепочку передачи, восходящую к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обретает силу закона лишь тогда, когда выясняется добросовестность его передатчиков. Необходимо рассматривать характеристику каждого из членов цепочки, за исключением сподвижника, передающего данное сообщение от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это объясняется тем, что добросовестность сподвижников — твердо доказанный и несомненный факт, ведь сам Всевышний в Коране указал на их добросовестность и сообщил об их чистоте и богоизбранности».

Далее, приводя целый ряд доводов из Корана и Сунны, указывающих на добросовестность сподвижников, аль-Хатиб говорит: «Сообщений с подобным смыслом предостаточно, и все они соответствуют тому, что сказано в этой связи в Коране. Все это однозначно подчеркивает чистоту сподвижников и решительно указывает на их добросовестность и честность. Никто из них не нуждается в чьих-либо отзывах относительно их добросовестности, ибо отзыва Всевышнего Аллаха, ведающего, что таят людские сердца, достаточно. Суждение об отсутствии добросовестности у того или иного передатчика выносится в том случае, если его действие не может быть квалифицировано иначе, как преднамеренное ослушание Аллаха, и невозможно отнести его к индивидуальному пониманию религиозного вопроса. Однако, что касается сподвижников, то Аллах указал на их непричастность к такого рода поступкам и сообщил, как высоко Он оценивает их. Если бы даже Всевышний Аллах и Его посланник не сказали о сподвижниках упомянутых нами слов похвалы, все равно их деяния — такие, как хиджра, джихад, помощь религии, жертвование жизнью и имуществом, искренняя преданность религии, сила веры и убежденности — заставили бы нас, не колеблясь, признать их добросовестность и чистоту, а также то, что они лучше всех тех представителей последующих поколений, которые были признаны как добросовестные и надежные. Такова точка зрения всех ученых и всех тех, чьи слова достойны внимания».[11]

Абу аз-Зур‘а ар-Рази[12] сказал: «Если ты видишь, что человек порочит сподвижников Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то знай, что он — еретик. Потому что Коран и Сунна, которые являются для нас истиной, были донесены до нас сподвижниками. Пороча тех, кто передал нам святое знание, они хотят опорочить Коран и Сунну. Но порочны они сами. Они — беспутные еретики».[13]

Абу ‘Абд ар-Рахмана ан-Насаи спросили о Му‘авии ибн Абу Суфйане, и он ответил: «Ислам подобен дому, имеющему дверь. Этой дверью являются сподвижники. Тот, кто порочит сподвижников, на самом деле, имеет целью опорочить Ислам, так же, как целью стучащего в дверь дома или выламывающего ее, безусловно, является вхождение в дом. Тот же, кто посягает на честь Му‘авии, на самом деле имеет цель посягнуть на честь сподвижников».[14]

Ар-Раби‘ ибн Нафи‘ аль-Халяби сказал: «Му‘авия — покрывало сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Если человек откроет покрывало, то посягнет на то, что за ним».[15]

Ибн Хиббан сказал: «Все сподвижники являются имамами, почтенными предводителями, добросовестными и честными. Великий Аллах дал им высочайшую оценку и оградил от приписывания им слабости и ненадежности в передаче. В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Да передадут присутствующие из вас отсутствующим», обращенных к сподвижникам, содержится неопровержимый довод в пользу того, что все сподвижники являлись надежными и добросовестными передатчиками. Среди них не было слабых и неприемлемых передатчиков. Если бы среди них имелись таковые, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, непременно сделал бы оговорку и сказал: «Пусть передадут из вас такие-то и такие-то тем, кто отсутствует». Обратившись же ко всем из них с общим повелением передать услышанное последующим поколениям, он тем самым подчеркнул, что все они добросовестны и заслуживают доверия. И не может быть для человека большей чести, чем доверие самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».[16]

Он также сказал: «Поистине, все сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надежны и добросовестны».[17]

Аль-Хафиз ибн Абд аль-Барр сказал: «Сподвижники, все без исключения, являются добросовестными, заслуживающими доверия, благочестивыми, честными и надежными передатчиками. С этим постулатом единодушно согласны все знатоки хадиса».[18]

Имам аль-Куртуби сказал: «Общим для всех сподвижников является то, что они находились рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сопровождали его, хотя они и не одинаковы в достоинствах и заслугах. Аллах наделил их разными дарованиями и возможностями, в связи с чем, они отличались друг от друга по занимаемой ими степени. Но несмотря на это, каждый из них обладал честью быть соратником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Каждый из них был добросовестным и заслужил той похвалы, которую высказал в адрес сподвижников Всевышний Аллах. Достаточно того, что Он сказал:» «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».[19]

«…Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности. Они заслужили его более других и были достойны его. Аллах знает о всякой вещи».[20]

Также Господь сказал: «…Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете».[21]

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой».[22]

Итак, Всевышний отозвался хвалою обо всех сподвижниках в общем и похвалил некоторых из них особо. Он однозначно отверг любое пороченье и чернение этих славных праведников. Да пребудет над всеми ними Его довольство, и да наградит Он нас теми плодами, которые приносит любовь к ним. Аминь!».[23]

В другом месте имам аль-Куртуби говорит: «Все сподвижники Пророка добросовестны. Они — приближенные Аллаха, Его избранники и лучшие из людей после пророков и посланников. Такова позиция Ахлю-с-Сунна, таковы убеждения имамов этой общины. Лишь небольшая группа людей, не заслуживающих внимания, считает, что сподвижники ничем не отличаются от других, следовательно, необходимо исследование и выяснение степени их добросовестности. Некоторые заявляют, что следует различать их положение в самом начале истории Ислама и в последующие годы, потому что вначале они якобы были добросовестными, а затем ситуация изменилась по причине военных конфликтов и кровопролития между ними, — следовательно, возникла необходимость исследования их непредвзятости и добросовестности в эти годы. Подобные взгляды совершенно неприемлемы. Такие выдающиеся и достойные сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как ‘Али, Тальха, аз-Зубейр и другие, удостоившиеся похвалы Аллаха, Его довольства и обещания им Рая, были образцом для мусульман, несмотря на то, что из сообщений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, им было известно о многих предстоящих смутах и о том, что должно произойти с ними после его смерти. Однако это ни в коей мере не умалило их достоинств и занимаемого положения, так как участие любого из них в разногласиях строилось на его иджтихаде, то есть религиозном заключении, к которому он пришел в результате искреннего и усердного поиска истины…».[24]

Имам ан-Навави сказал: «Поборники истины и все, чье мнение достойно внимания, единодушны в том, что свидетельства сподвижников и переданные ими сообщения необходимо принимать и что все они обладали полной и совершенной добросовестностью. Да пребудет довольство Аллаха над каждым из них!»[25]

Аль-Хафиз ибн ‘Адий[26] сказал: «Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по праву тех, кто находился рядом с ним и сопровождал его, по праву тех, кто первым принял Ислам, заслуживают полного уважения и доверия. Они выше того, чтобы кто-либо   смел обсуждать их».[27]

Хафиз Магриба ибн Абд аль-Барр сказал: «Добросовестность каждого из сподвижников доказывается похвалой Аллаха и похвалой Пророка в их адрес. Кто может быть более добросовестным, нежели те, кого Всевышний счел подходящими для нахождения рядом с Его пророком и оказания поддержки ему? Разве может быть рекомендация лучше этой? Разве это не есть самое твердое и безупречное доказательство их добросовестности?!».[28]

«Всевышний Аллах возвел сподвижников на занимаемую ими ступень, отозвавшись хвалебно об их добросовестности и религиозности и назвав их имамами, для того, чтобы религиозные знания — предписания и побуждения, переданные ими от их Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — стали образцом для всех членов общины. Да благословит Аллах Пророка и да приветствует, и да пребудет Его довольство над всеми сподвижниками! Они оказали Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, великое содействие, выступив в роли передатчиков религии от него, последующим поколениям мусульман».[29]

«Мы избавлены от необходимости изучать их добросовестность, ибо эта черта единодушно признана последователями истины, то есть Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама‘а. Они сошлись на том, что все сподвижники — добросовестные и надежные передатчики».[30]

Ибн аль-Асир сказал: «Подход к сподвижникам, как к передатчикам хадисов, отличается тем, что их добросовестность не подвергается сомнению. Все сподвижники изначально признаются добросовестными. Это принимается как непреложный факт, не подвергаемый сомнению, поскольку на их честность и чистоту указали Всевышний Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует».[31]

Ибн ас-Салях сказал: «Исламская община единодушно считает всех сподвижников добросовестными, в том числе и тех из них, кто принял участие в произошедших разногласиях, ибо мы должны думать о них хорошо и учитывать их предшествующие заслуги. С этим постулатом согласны все ученые, мнение которых принимается в расчет при утверждении иджма.[32] Думается, что Всевышний направил ученых к этому единодушию по той причине, что сподвижники являются передатчиками этой религии. Аллаху же сие ведомо лучше».[33]

Ибн Джама‘а сказал: «Все сподвижники, безусловно, являются добросовестными. Об этом свидетельствует очевидный смысл Корана и Сунны и единодушное мнение (иджма) всех тех, чье мнение достойно внимания. Причем, это в одинаковой мере относится как к тем из них, кто принял участие в произошедших разногласиях, так и тех, кто воздержался от участия в них. Часть поборников калама, из числа му‘тазилитов и других, приводят некоторые оговорки в вопросе добросовестности сподвижников, будучи в разногласии между собой, однако это не заслуживает внимания».[34]

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что все сподвижники добросовестны».[35]

У аль-‘Аляи сказано: «Ранее мы приводили слова аль-Бара, да будет доволен им Аллах: «Мы[36] никогда не подвергали сомнению правдивость друг друга». Добросовестность всех сподвижников, да будет доволен ими Аллах, — твердый постулат, единодушно принимаемый Ахлю-с-Сунна. Что же касается взглядов последователей религиозных нововведений и их личных страстей, то они не заслуживают внимания, опираться на них нельзя».[37]

Ибн Хаджар сказал: «Ахлю-с-Сунна единогласно считают всех сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, добросовестными. С этим не согласны лишь отклонившиеся от истины еретики».[38]

Ас-Сан‘ани сказал: «По мнению мухаддисов, все сподвижники являются добросовестными».[39]

Подобного рода высказывания ученых весьма многочисленны, однако объем этой книги не позволяет охватить их полностью.

Согласное мнение (‘иджма) относительно надёжности сподвижников

Ибн ас-Салях сказал: «У всех сподвижников есть одна объединяющая особенность: о надёжности кого-либо из них не спрашивают. В этом нет необходимости, потому что все они надёжны по свидетельству Корана, Сунны и согласного мнения учёных мусульманской общины»[40].

Имам аль-Газали сказал: «Праведные предшественники и абсолютное большинство мусульман придерживаются мнения, согласно которому надёжность сподвижников известна, поскольку Всевышний Аллах объявил их надёжными и отозвался о них с похвалой в Своей Книге. Таковы наши убеждения в отношении сподвижников, за исключением тех случаев, когда достоверно известно, что данный человек сознательно совершил нечестивый поступок, а ничего подобного о сподвижниках неизвестно. Соответственно, они не нуждаются в том, чтобы кто-то   подтверждал их надёжность».

Далее он привёл указания на их надёжность, содержащиеся в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а потом сказал: «А какое же подтверждение надёжнее, чем подтверждение Знающего сокровенное и подтверждение Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует? А ведь даже без этих подтверждений широко известно о переселении сподвижников, их борьбе на пути Аллаха, самопожертвовании, расходовании средств на пути Аллаха и готовности сражаться с собственными отцами и другими родственниками ради поддержки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и помощи ему, и одного этого достаточно, чтобы не сомневаться в их надёжности».

Подобных высказываний имамов очень много, и в этих высказываниях — подробные разъяснения и неопровержимые доказательства того, что все без исключения сподвижники надёжны. Это доказанный факт. И после подтверждения Всевышнего Аллаха, а также Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и согласного мнения учёных мусульманской общины, ни у кого не должно остаться сомнений в надёжности сподвижников[41].

За сомнениями, которые распространяются вокруг сподвижников, стоят рафидиты, которые превзошли иудеев и христиан в двух вещах. Как сказал аш-Ша‘би,[42] да помилует его Аллах: «Рафидиты превзошли иудеев и христиан в двух вещах. Иудеев спросили: „Кто, из исповедующих вашу религию, является наилучшим?“ Они ответили: «Сподвижники Мусы (мир ему)». А когда христианам задали тот же вопрос, они ответили: «Сподвижники ‘Исы (мир ему)». А когда рафидитов спросили: «Кто, из исповедующих вашу религию, является наихудшим?» Они ответили: «Сподвижники Мухаммада!» Им было велено просить для них прощения, а они стали ругать их»[43].

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Следующая тема: «Сомнения вокруг сподвижников»

Сноски

[1] Аль-Хатиб, «Аль-Кифая фи ‘ильм ар-ривая», т. 1, с. 52.

[2] Махмуд ат-Таххан, «Тайсир мусталах аль-хадис», с. 198.

[3] Сура 2 «Аль-Бакара» ( «Корова»), аят 115.

[4] Сура 4 «Ан-Ниса» ( «Женщины»), аят 59.

[5] Ибн абу Хатим, «Аль-джарх ва-т-та‘диль», т. 1, с. 55.

[6] Ибн Таймийя, «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа», т. 2, с. 11.

[7] Сура 27 «Ан-Намль» ( «Муравьи»), аят 55.

[8] Сура 48 «Аль-Фатх» ( «Победа»), аят 29.

[9] Ибн Таймийя, «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа», т. 2, с. 36.

[10] Ибн Хаджар, в  «Нузхату-н-назар», рассказывая о трудах в области науки «Хадис», пишет: «Вслед за этими учеными явился аль-Хатиб Абу Бакр аль-Багдади и написал книгу „Аль-кифая“, посвященную правилам передачи хадисов, и книгу «Аль-джами‘ ли адаб аш-шайх ва-с-сами‘», повествующую об этических нормах в вопросе передачи хадисов. Аль-Багдади не оставил практически ни одной отрасли в области науки «Хадис», которой не посвятил бы специальный труд. В связи с этим аль-Хафиз Абу Бакр ибн Нукта сказал: «Любой справедливый человек признает, что все мухаддисы, пришедшие после аль-Хатиба, выросли на его книгах».

[11] Аль-Хатиб, «Аль-кифая фи ‘ильми р-ривая», с. 49.

[12] Его звали ‘Убейдуллах ибн ‘Абд аль-Карим ибн Йазид ибн Фарух Абу Зур‘а ар-Рази аль-Кураши (по линии бывших господ). Вольноотпущенник одного из курейшитских родов. Один из величайших знатоков хадисов, хафиз. Считается одним из самых авторитетных ученых в области науки о доверии или недоверии к рассказчикам. Его учениками были такие выдающиеся знатоки хадисов, как Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Аз-Захаби сообщил, что он обучался хадисам в Ираке, Шаме, Джазире, Хорасане и Египте. Отличался превосходной памятью, редким умом, набожностью, искренностью, совершенными знаниями и соответствующими деяниями. Скончался в конце 264 года, по мусульманскому летоисчислению, в возрасте 64 лет.

[13] Предыдущий источник.

[14] Это сообщение передано ибн ‘Асакиром в  «Ат-тарих», а также в  «Мухтасир ли ибн манзур», т. 2, с. 205, аз-Захаби, «Тахзиб аль-камаль», т. 1, с. 339; ас-Саххави, «Багйа ар-рагиб аль-Мутаманни», с. 129.

[15] Ибн Касир, «Аль-Бидая ва-н-нихая», т. 8, с. 139.

[16] «Сахих ибн Хиббан», т. 1, с. 162.

[17] «Сахих ибн Хиббан», т. 16, с. 238.

[18] Ибн Абд аль-Барр, «Ат-тамхид», т. 47, с. 22.

[19] Сура 48  «аль-Фатх» ( «Победа»), аят 29.

[20] Сура 48  «аль-Фатх» ( «Победа»), аят 26.

[21] Сура 57  «аль-Хадид» ( «Железо»), аят 10.

[22] Сура 48  «аль-Фатх» ( «Победа»), аят 18.

[23] Аль-Куртуби, «Тафсир аль-Джами ли-Ахкам аль-Кур‘ан», т. 3, с. 264.

[24] Аль-Куртуби, «Тафсир аль-Джами ли-Ахкам аль-Кур‘ан», т. 16, с. 254.

[25] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 15, с. 149.

[26] Его звали Абу Ахмад ‘Абдуллах ибн ‘Адий аль-Джурджани. Также известен как Ибн аль-Кисар. Один из самых известных знатоков хадисов и авторитетов в области доверия или недоверия рассказчикам (аль-Джарх ва-та‘дил). Родился в 279 году по мусульманскому летоисчислению и скончался в месяце джумада-ль-ахира в 365 г.х.

[27] Ибн Хазм, «Аль-ихкам фи усуль аль-ахкам», т. 2, с. 231.

[28] Ибн Абд аль-Барр, «Аль-исти‘аб фи Ма‘рифати аль-Асхаб», с. 15.

[29] Предыдущий источник, с. 21, 22.

[30] Предыдущий источник, с. 23.

[31] «Усуд аль-габа», т. 3, с. 1.

[32] Иджма‘ — приход знатоков Исламской религии к единодушному мнению в определенном вопросе.

[33] Ибн ас-Салах, «Аль-мукаддима фи ‘улюми ль-хадис», с. 287.

[34] Ибн Джама‘а, «Аль-манхаль ар-рави», с. 112.

[35] Ибн Таймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 18, с. 35.

[36] То есть сподвижники.

[37] Аль-‘Аляи, «Джами‘ ат-тахсиль», с. 69.

[38] Ибн Хаджар, «Аль-исаба фи тамийз ас-сахаба», т. 1, с. 9.

[39] Ас-Сан‘ани, «Субуль ас-салям», т. 1, с. 28.

[40]» ‘Улюм аль-хадис», с. 176.

[41] «Аль-мустасфа», т. 1, с. 164. Аль-амади, «Аль-ахкам», т. 2, с. 81–82. «Аль-бахр аль-мухит», т. 4, с. 299.

[42] ‘Амир ибн Шурахбиль ибн ‘Абд Зу Кибар аш-Ша‘би аль-Химйари Абу ‘Амр, известный учёный из числа последователей сподвижников, имам, который знал столько, что его ставили в пример другим учёным. Передавал хадисы от ‘Али, Абу Хурайры, ‘Аиши, Ибн ‘Умара и других. Умер в 103 году от хиджры. См. «Такриб ат-тахзиб», № 3103.

[43] «Аль-мавду‘ат», т. 1, с. 339.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top