Аййюб ас-Сахтияни, да помилует его Аллах

ajjyub-as-saxtiyani

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Имам, хафиз, господин ученых, Абу Бакр ибн Абу Тамима Кайсан вольноотпущенник аль-‘Анази, аль-Басри. Его причисляют к младшим таби‘инам. Он слышал хадисы от Абу ‘Усмана ан-Нахди, Са‘ида ибн Джубайра, ‘Абдуллы ибн Шакика, Абу Килабы аль-Джарми, Муджахида ибн Джабра, аль-Хасана аль-Басри, Мухаммада ибн Сирина, Му‘азы аль-‘Адавиййа, ‘Икримы – вольноотпущенника Ибн ‘Аббаса, Хафсы бинт Сирина, ‘Аты ибн Абу Рабаха, Нафи‘а — вольноотпущенника Ибн ‘Умара, аль-А‘раджа, ‘Амра ибн Шу‘айба, Касима ибн Мухаммада, Абу Мулейки, Къатады и других.

От него передавали хадисы Мухаммад ибн Сирин, ‘Амр ибн Динар, аз-Зухри, Катада, которые являлись его шейхами. Также от него передавали хадисы Яхйа ибн Касир, Шу‘ба, Суфьян, Малик, Ма‘мар, Хаммад ибн Саляма, Хаммад ибн Зайд, Суфьян ибн ‘Уеййна, и другие. Он родился в 68-м году, в год смерти Ибн ‘Аббаса. Он видел Анаса ибн Малика, но мы не нашли его риваятов от него, хотя он проживал с ним в одном месте и ему было в это время более двадцати лет.

Хаммад ибн Зайд [1] сказал: «Аййюб родился за год, до чумы Таун аль-Джариф».

Аль-Багави сказал: «До меня дошло, что Аййюб родился в шестьдесят восьмом году».

Аз-Захаби сказал: «Это чума произошла в шестьдесят девятом году.

Говорят, что в Басре в то время в течение трех дней или около этого, умерло двести тысяч человек».

Хаммад сказал: «Я видел, как Аййюб положил руку на свою голову и сказал: „Хвала Аллаху, который избавил меня от многобожия/ширк/, между которым и мной не было ничего, кроме Абу Тамима“» [2] .

Передают со слов аль-Джа‘да Абу ‘Усмана о том, что он слышал, как аль-Хасан говорил: «Аййюб – господин молодежи Басры».

Маймун аль-Газзаль рассказывал:» (Однажды) пришел Аййюб и спросил аль-Хасана о чем-то   , а когда он ушел, аль-Хасан сказал нам: «Это господин молодежи»».

Аль-Хумайди рассказывал: «Ибн ‘Уеййна встречал восемьдесят шесть таби‘инов и он говорил: „Я не видел подобного Аййюбу“».

Аш‘ас говорил: «Аййюб был предводителем ученых».

Салям ибн Муты‘ говорил: «Самым понимающим в религии из них был Аййюб».

Суфьян рассказывал: «Я слышал, как Хишам ибн ‘Урва говорил: „Я не видел в Басре подобного Аййюбу ас-Сахтияни, и не видел подобного Мис‘ару [3] в Куфе“».

Аль-Валид сказал: «Я слышал, как Шу‘ба [4] говорил: «Рассказал мне Аййюб – господин факихов»».

Передают, что ас-Саури сказал: «Я не видел в Басре подобных четырем» и он начал с Аййюба.

Абу ‘Авана сказал: «Я видел людей, но не видел подобных этим: Аййюбу, Юнусу и Ибн ‘Ауну [5] ».

Абу Дауд передал от Шу‘бы: «Я никогда не видел подобных Аййюбу, Юнусу и Ибн ‘Ауну».

Шу‘ба говорил: «Когда я договаривался встретиться с Аййюбом, он всегда приходил первым».

Юнус ибн ‘Убайд говорил: «Я не видел более искренних с людьми, чем Аййюб и аль-Хасан».

Хаммад ибн Зайд говорил: «Я не видел человека, который улыбался бы людям при встрече больше, чем Аййюб».

Хаммад ибн Зайд сказал: «Я считаю, что Аййюб был лучшим из тех, с кем мне доводилось сидеть и он более всех следовал Сунне».

Мухаммад ибн Са‘д сказал: «Аййюб был надежным, достоверным в хадисах, составителем, обладающим большими знаниями, был справедливым, аскетичным и пользовался заслуженным авторитетом».

Когда Абу Хатима спросили об Аййюбе, он сказал: «Заслуживающий доверия и о подобном не спрашивают».

Аз-Захаби сказал: «На нем завершается точность!»

Ибн Махди [6] сказал: «Он передал примерно восемьсот хадисов».

Что касается Ибн ‘Уеййни, то он сказал: «Мы говорили: „Хадисов Аййюба две тысячи“».

От Суфьяна сообщается, что Аййюб говорил: «Мне хотелось бы, чтобы Аллах не отчитывал меня за это дело (т.е. не вознаградил и не наказал)» [7] , имея ввиду хадисы.

Абу Хаммам аль-Хариси сказал: «Я слышал, как Малик ибн Анас говорил: „Не было в Ираке никого, кому бы я отдавал предпочтение перед Аййюбом и Ибн Сирином в их время“».

Хаммад сказал: «Не было для Ибн Сирина более почитаемого человека, чем Аййюб».

Исхак ибн Мухаммад рассказывал: «Я слышал, как (имам) Малик говорил: „Обычно мы заходили к Аййюбу ас-Сахтияни и когда мы упоминали хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он так плакал, что мы начинали его жалеть“».

Шу‘ба говорил: «Тот, кто хочет узнать об Аййюбе должен обратиться к Хаммаду ибн Зайду».

Аз-Захаби сказал: «Он сказал правду! Самый знающий об Аййюбе — он (т.е. Хаммад ибн Зайд)».

‘Убайдуллах ибн Шумайт говорил: «Я слышал, как Аййюб ас-Сахтияни сказал: „Не возвысится раб (Аллаха)“, или (он сказал): «Не станет раб (Аллаха) господином [8] до тех пор, пока не будут ему присущи два качества: отказ от того, что принадлежит людям и оставление без внимания того (плохого), что исходит от них»».

Сообщается, что Абу Бакр ибн аль-Муфаддаль сказал: «Я слышал, как Аййюб говорил: „Клянусь Аллахом, человек не будет правдивым до тех пор, пока не будет испытывать радость от того, что люди не замечают его“».

Вухайб ибн Халид сказал: «Я слышал, как Аййюб говорил: „Когда упоминали о праведниках, я считал, что мне далеко до них“».

Хаммад ибн Зайд рассказывал: «Я слышал, как у Аййюба спросили: „Что с тобой, почему ты не отвечаешь на шариатские вопросы мнением?“ Он ответил: «Ослу сказали: „Почему бы тебе не пережёвывать?“ Он ответил: «Я не люблю жевать ложь»».

Сулейман рассказывал, что Хаммад сказал:» (Однажды) Аййюбу сказали: «На сегодняшний день знаний стало больше или меньше [9] ?» Он ответил: «Сегодня разговоров больше, а знаний было много до сегодняшнего дня». Также, когда у Аййюба спросили о чем-то   , он сказал: «Относительно этого до меня ничего не дошло». (Кто-то) сказал: «Тогда скажи об этом деле свое мнение?!» Он ответил: «До него не доходит мое мнение!»».

Хаммад сказал:» (Однажды) какой-то правитель пригласил Аййюба и попросил у него совета о чем-то   и Аййюб сказал: «Я не слышал относительно этого ничего [10] , чтобы я мог тебе рассказать об этом». Тот сказал: «А твое мнение?» Он ответил: «Нет у меня мнения об этом!» Тогда тот сказал: «Уходи!»».

Хаммад сказал: «Когда спрашивающий задавал о чем-то   вопрос Аййюбу, он говорил ему: „Повтори мне его!“ Если же он, (то есть задавший вопрос), повторял свой вопрос как в первый раз, он отвечал на его вопрос, в противном же случае он не давал ответа».

Хаммад сказал:» (Однажды) Аййюба спросили о чем-то   и он замолчал. Тот же человек сказал: «О Абу Бакр, может быть ты не понял, мне повторить тебе?» Он ответил: «Я понял, однако думаю о том, как тебе ответить»».

Ибн Шаузаб говорил: «Когда у Аййюба спрашивали о чем-то   , что ему неизвестно, он говорил: „Спроси у обладателей знания!“» [11] .

Хаммад рассказывал: «Аййюб говорил: „Если ты увидишь, что какой-то человек совершает какое-либо действие, то не рассказывай о его действии, пока не спросишь у него, для чего он это делает“».

Салям ибн Мискин рассказывал: «Я слышал, как Аййюб говорил: „Нет более мерзкого человека, чем нечестивый чтец (т.е. ученый)“».

Хаммад ибн Зайд рассказывал: «Я слышал, как Аййюб говорил: „Я находился рядом с аль-Хасаном в течение четырех лет, но не спрашивал у него из-за почтения к нему“».

Хаммад рассказывал: «Аййюб говорил: „Пусть человек боится Аллаха, даже если он отрекся от мира, и пусть его отрешенность/зухд/ не станет для людей наказанием. Скрывать свою набожность, для него лучше, чем показывать ее“. И Аййюб был из числа тех, которые скрывают свою отрешенность от этого мира. (Однажды), когда мы зашли к нему, он лежал на красной пятиугольной постели, и когда я или кто-то   из наших товарищей приподнял его, оказалось что она набита волокном».

Хаммад ибн Саляма рассказывал: «Я слышал, как Аййюб говорил: „Поистине, людей, проявляющих высокомерие, Аллах обязательно унижает [12] . А людей, проявляющих скромность, Аллах обязательно возвышает“.

Аль-Халиль ибн Ахмад сказал:» (Однажды), когда Аййюб неправильно высказал одну букву, он сказал: «АстагфируЛлах!»/Прошу у Аллаха прощения/» [13] .

Хаммад ибн Зайд со слов одного человека рассказывал о том, что он видел, как Аййюб стоял между могилами аль-Хасана и Мухаммада и плакал, смотря то на одного, то на другого.

Хаммад рассказывал, что Аййюб сказал: «Я видел во сне аль-Хасана скованным, и видел Ибн Сирина скованным в тюрьме». (Хаммад) сказал: «И было, похоже, что это его удивило».

Махляд ибн аль-Хусайн сказал: «Аййюб говорил: „Никогда раб (Аллаха) не будет правдивым, если любит славу“».

Сулейман ибн Харб передал, что Хаммад ибн Зайд сказал: «Когда Аййюб находился в собрании и начинал слезиться, он вытирал нос и говорил: „Какая сильная простуда!“».

Хаммад ибн Зайд сказал: «Однажды он (Аййюб) не удержался и заплакал, а потом сказал: „Когда человек стареет, он распускает слюни“».

Ибн ‘Аун сказал: «Когда умер Ибн Сирин, мы сказали: „Кто следующий?“ Мы сказали: «Аййюб»» [14] .

Салям рассказывал: «Обычно Аййюб ас-Сахтияни выстаивал (в молитве) всю ночь и скрывал это. Когда же наступало утро, он повышал свой голос, как будто бы он встал в этот час».

Ибн Шаузаб сказал: «Аййюб возглавлял людей в своей мечети в месяце рамадане и совершая с ними молитву (читал) в одном рак‘ате приблизительно тридцать аятов, а между двумя молитвами таравих, молился отдельно (читая) в одном рак‘ате также приблизительно тридцать аятов. И он сам говорил людям: „Молитва!“, совершал с ними витр, обращался с мольбой из Корана, а те, кто стоял за ним говорили: «Амин». В конце этого, он обращался с мольбой за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и говорил: «Аллахумма иста‘мильна би-суннатихи, ва аузи’на би-хадйихи, вадж’альна лиль-муттакъина имаман»/О Аллах, сделай нас хранителями его Сунны, и внуши нам (следовать) его руководству, и сделай нас примером для богобоязненных/, а затем он склонялся в земном поклоне. Когда же он завершал молитву, он обращался с мольбами».

Передают, что Салям ибн Абу Муты‘ сказал: «Когда Аййюб увидел человека следующего за своими страстями, он сказал: „Поистине, я замечаю унижение на его лице“, после чего он прочитал (аят): » (На них) падет гнев их Господа и унижение» (аль-А’раф, 7:152). Затем он сказал: «Этот относится ко всякому лжецу». И он называл следующих за своими страстями хавариджами и говорил: «Поистине, хавариджи различаются именами, но у них общее — это меч» [15] . Когда к нему обратился приверженец своих страстей: «О Абу Бакр, позволь тебя спросить об одном слове!?», он отвернулся говоря: «Нет, и даже о полуслове», повторив это дважды» [16] .

Передают со слов Хишама ибн Хассана о том, что Аййюб ас-Сахтияни говорил: «Чем больше приверженец нововведений прилагает усилий (в делах), тем больше он отдаляется от Аллаха».

Шу’ба передал, что Аййюб сказал: «Никто не портил хадисы людям, кроме рассказчиков/къасс/ [17] ». (Шу’ба) сказал: «Когда мы находились в собрании у Аййюба, он упомянул приверженцев своих страстей и начал их поносить. Тогда один человек встал и ушел и люди сказали (Аййюбу): „О Абу Бакр, этот из числа приверженцев своих страстей!“ (Аййюб) сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху! Он подумал, что мы говорим о нем!»» (Шу’ба) сказал: «И он расстроился».

Ибн ‘Уейна передал, что Аййуб, да помилует его Аллах, сказал: «Когда мне сообщают о смерти кого-нибудь из приверженцев Сунны, то мне кажется, будто я лишился части собственного тела». [18]

Ибн Шаузаб сказал: «Обычно Аййюб, из-за долгого стояния и обращения с мольбами Аллаху, не покидал Сафву и Марву и не уходил домой, пока не исчезали звезды. И когда я видел его во время хаджжа, я знал, что он приехал (именно) для совершения хаджжа, во время которого он ничего не покупал и не продавал».

Абдуллах ибн Шаузаб сказал: «Обычно Аййюб совершал ‘умру в раджабе, после чего возвращался и совершал хаджж в этот же год». Также он сказал: «И он совершал ‘умру начиная с Джи’иррана [19] ».

Также он сказал: «Во время поездки он не соблюдал пост десяти дней (зуль-хиджжи). Соблюдая же пост в день ‘ашураъ, он начинал его с раннего сухура, и ему не казались удивительными хадисы о задержании сухура [20] ».

От Хишама ибн Хассана сообщается, что Аййюб совершил хадж сорок раз.

Хаммад ибн Зайд сказал: «Аййюб был другом Язида ибн аль-Валида, а когда он стал во главе халифата, Аййюб сказал: „О Аллах, сделай так, чтобы он меня забыл!“».

Хаммад рассказывал: «Я видел, как Аййюб не покидал рынок без того, чтобы не нести что-нибудь   для своих домочадцев, и даже я видел, что он нес бутылку масла. Когда же я спросил его об этом, он сказал: „Поистине, я слышал, как аль-Хасан говорил: «Верующий получил у Великого и Всемогущего Аллаха благой нрав. Когда Аллах побольше наделяет Его пропитанием, он расходует (на семью), а если Он удерживает, то верующий воздерживается!“».

Суфьян рассказывал: «Аййуб сказал: „Если бы я узнал, что мои домочадцы нуждаются даже в пучке зелени, то я не сидел бы здесь с вами“. (Аййюб) сказал: «Абу Килаба сказал: „Занимайся своей торговлей, ибо, поистине, богатство из благополучия“».

Также он сказал: «Аййюб говорил: „Ты не узнаешь об ошибке своего учителя, пока не сядешь перед другим“».

Также он сказал: «Аййюб спросили: „Следует ли выплачивать закят с раба?“ Он ответил: «Не знаю!»».

Салих ибн Абуль-Ахдар сказал:» (Однажды) я попросил Аййюба: «Дай мне наставление?!» (Аййюб) сказал: «Поменьше говори!»».

Хаммад ибн Зайд говорил, что по внешнему виду Аййюба нельзя было сказать, что он аскет. У него были длинные волосы, большие длинные усы, хорошая харавийская рубаха, ходил с поднятой головой, имел хороший головной убор, хороший курдский платок и аденский плащ.

Ма‘мар сказал: «Подол одежды Аййюба был удлинен и когда у него спросили об этом он ответил: „Сегодня известность заключается в укорачивании одежды“ [21] ».

Хаммад ибн Зайд сказал: «У Аййюба был красный плащ, который он надевал во время ихрама и который он держал для савана. Я сопровождал его, а он выбирал разные дороги, и я удивлялся этому: „Как же ему это удавалось“. Он боялся, что люди скажут: «Это Аййюб»».

Шу‘ба сказал: «Аййуюб говорил:» (Люди) отозвались обо мне (с похвалой), но я не хочу этого»».

В «Шамаили аз-зуххад» Ибн ‘Акиля аль-Бальхи сказано: «Рассказал нам Мухаммад ибн Ибрахим, который сказал: Рассказал нам Абу Рубай‘: „Я слышал, как Абу Я‘мар в Раййе рассказывал: «Однажды, когда Аййюб находился на пути в Мекку и людей постигла такая жажда, что они испугались (смерти), Аййюб сказал: „Скроете ли вы то, что я (сделаю)?“ Они ответили: «Да“. Тогда он свернул свой плащ, обратился с мольбой, после чего забил источник воды. Они напоили своих верблюдов, напились сами, после чего он провел своей рукой по тому месту, которое приняло прежний вид».

Абу ар-Раби‘ сказал: «Когда я вернулся в Басру и рассказал эту историю Хаммаду ибн Зайду, он сказал:» ‘Абдуль-Вахид ибн Зайд рассказывал мне о том, что он находился с Аййюбом в той поездке, в которой произошла эта история»».

‘Абдуль-Вахид ибн Зайд рассказывал:» (Однажды), когда я находился с Аййюбом ас-Сахтияни на (горе) Хира, я начал испытывать такую сильную жажду, что он заметил это по моему лицу. Я сказал ему: «Я уже боюсь за себя!» Он спросил: «Ты меня не выдашь?» Я сказал: «Нет!» И тогда он заставил меня поклясться, и я поклялся, что не буду никому рассказывать (об этом), пока он жив. Он тогда надавил ногой по горе, откуда забил источник воды, а я напился, пока не утолил свою жажду и набрал еще воды для себя».

Я (аз-Захаби) говорю: «Этот (рассказ) недостоверный! (Передатчик по имени) ‘Усман (ибн Мухаммад аль-‘Усмани) является испорченным».

Хаммад ибн Зайд сказал: «Когда Аййюб поздравлял человека в связи с рождением у него ребенка, он говорил: „Да сделает его Аллах благословенным для тебя и уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!“».

Хаммад ибн Зайд рассказывал:» (Однажды) утром в пятницу, перед молитвой ко мне зашел Маймун Абу Хамза и сказал: «Поистине, вчера я видел во сне Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен ими Аллах. Я сказал им: „Что вас привело?“ Они ответили: «Мы пришли, чтобы совершить (погребальную) молитву за Аййюба»». (Хаммад) сказал: «Он не знал о том, что он уже умер и тогда ему сказали: „Аййюб умер еще вчера!“».

Я (аз-Захаби) говорю: (Историки) единогласны в том, что он скончался в 131 году в Басре во время чумы, когда ему было шестьдесят три года.

Аййюб передал от Нафи‘а, передавшего от Ибн ‘Умара о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тех, кто создаёт эти изображения, в День воскресения подвергнут мучениям и им будет сказано: „Оживите то, что вы создали!“» Этот хадис передал Муслим (2108) [22] .

Историй из жизни Аййюба рассказано много. О нем рассказывал Я‘къуб ибн Суфьян аль-Фасави в своей книге «аль-Ма‘рифа» (2/231-241). Также приводили его истории Абу Ну‘айм в книге «Хильяту аулияъ» (3/2-14), аз-Захаби в «Тарих аль-ислям» (5/228-230), «Сияр» 6/15-26, и другие.

Перевод с арабского: Абу Ахмад, Фарук Абу Хамид

Сноски

[1] Хаммад ибн Зайд ибн Дирхам. Родился в 98 году по хиджре. Он был великим ученым, хафизом и мухаддисом своего времени. ‘Абду-р-Рахман ибн Махди говорил: «Имамами людей своего времени было четверо: Суфьян ас-Саури в Куфе; Малик в Хиджазе; Ауза’и в Шаме и Хамад ибн Зайд в Басре». Также он говорил: «Я не видел никого, кто знал бы Сунну и хадисы, которые заключает в себе Сунна, лучше, чем Хаммад ибн Зайд». Яхйа ибн Ма’ин сказал: «Не было более достоверного, чем Хаммад ибн Зайд!» А Яхйа ибн Яхйа ан-Найсабури сказал: «Я не видел шейха более знающего, чем Хаммад ибн Зайд». Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Хаммад ибн Зайд был из числа имамов мусульман, приверженцев религии». Хафиз ‘Абду-р-Рахман ибн Хирраш сказал: «Хаммад ибн Зайд никогда не ошибался в хадисах…»

Скончался Хаммад в 179-м году по хиджре. Абуль-Хафс аль-Фалляс сказал: «Он умер в пятницу, 19-го числа месяца рамадана». Да помилует его Аллах! См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 7/458.

[2] То есть его отец, потому что его дед был язычником из Кабуля. Имя Абу Тамима – Кайсан.

[3] Ибн Кидам.

[4] Ибн аль-Хаджаж, Абу Мухаммад аль-Маккий.

[5] Ибн ‘Аун — это ‘Абдуллах ибн ‘Аун ибн Артабан, также известен как Абу ‘Аун аль-Басри. Он был современником Аййюба ас-Сахтияни. Являлся заслуживающим доверия, был достойным человеком в знании, поклонении и Сунне. Скончался в 150-м году по хиджре.— прим. ред.

[6] ‘Абду-р-Рахман.

[7] Аййюб говорил это из-за страха перед Аллахом. Он упрекает себя из-за того, что с одной стороны, рассказывать хадисы и распространять Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это великое и благое дело, а с другой стороны — нужно выполнить то, что в них сказано и претворить это в жизнь. — прим. ред

[8] Достойным руководителем — прим. ред.

[9] То есть, больше чем знания сподвижников? — прим. ред.

[10] То есть он не знает хадиса или предания касательно этого дела. — прим. ред.

[11] Потому что шариатское знание — это Коран и высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А все, что помимо этого, является мнением, и ученые салафы не считали это знанием. — прим. ред.

[12] То есть унижены их сердца. — прим. Ред.

[13] Сегодня же люди, даже не зная арабского языка, готовы круглосуточно давать фетвы. Посмотрите как ученый контролирует себя. — прим. Ред.

[14] То есть, кто после него может быть таким, как он?

[15] Т.е. их цель убивать мусульман.

[16] Это есть принцип ахлю-с-сунна валь-джама‘а, не спорить со сторонниками религиозных новшеств, и не подпускать их близко к себе, в качестве наказания и упрека им. — прим. ред.

[17] См. «Хильяту аулияъ» 3/11, «аль-Къуссас валь-музаккирин» 308, «Тахзир аль-хаввас» 227. В языковом значении слово «къасс» означает: «последовательность, переход по следам». В терминологическом значении это слово означает: «увещевание людей при помощи рассказов (къысас)».

Имам Ибн аль-Джаузи говорил, что «къасс» – это тот, кто опирается на предшествовавшую историю, рассказывая ее и давая ей пояснения.

Один из смыслов слова «ат-тазкир»: «разъяснить людям милости Всевышнего Аллаха, оказанные им, побуждать их благодарить за это и предостерегать их от ослушания».Одно из значений слова «аль-ва‘з», которое часто пишется в русском языке, как «вагаз», — «устрашение рабов Аллаха, от которого смягчаются сердца». Что же касается термина «къасс» (рассказчик), то оно может включать в себя все три вида увещевания. См. «аль-Къуссас валь-музаккирин» 157-159, «Тарих аль-къуссас» 13. В данном случае, имеются в виду такие рассказчики, которые через странные/гъариб/ и слабые хадисы смягчали сердца людей, или предостерегали их от греха, рассказывая все, что попало, не смотря на то, достоверные ли эти сообщения или нет, подобно тому, как это делали многие историки. — прим. ред.

[18] См. «Шарх усуль и‘тикад Ахли-с-Сунна ва аль-джама’а». № 29.

[19] Название местности между Меккой и Таифом.

[20] Ибн ‘Аббас рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, предрассветную трапезу (сухур) принимать позже, и класть правую руку на левую во время молитвы“». ат-Табарани 1/100, ат-Таялиси 346. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надежными, а имамы Ибн Хиббан, ас-Суюты и шейх аль-Албани назвали хадис достоверным. См. «Танвир аль-хаваликъ» 1/174, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2286.

[21] Он старался скрыть свою отрешенность/зухд/, если их одежды были до средины голени, то у Аййюба она была до щиколоток. — прим. ред.

[22] У Аййюба много хадисов во всех сборниках Сунны. А этот хадис упомянул имам аз-Захаби специально, потому что он сам передает его по одной цепочке до Аййюба.— прим. ред.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top