Достоверная история сподвижников ‘Али и Му‘авии, да будет доволен Аллах ими обоими!

dostovernaya-istoriya-spodvizhnikov-ali-i-muavii-da-budet-dovolen-allax-imi-oboimi

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Предисловие

Вся хвала Аллаху! Благословение и мир Посланнику Аллаха, доброму вестнику и предостерегающему увещевателю, а также его семье, сподвижникам и всем, кто последовал их путем, до самого Судного дня!

Тема истории сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует[1], весьма многогранна и обширна. Мусульманская община прошла через ряд исторических периодов, повлиявших на отдельные ее черты. Но, несмотря на это, она не утеряла предписанного ей Всевышним пути, которому оказались не в силах повредить, ни ухищрения изменников, ни бесчинства тиранов, ни искажения излишествующих.

Начиная со времен Пророка да благословит его Аллах и приветствует, враги Ислама стремились опорочить эту религию всевозможными способами и путями, не жалея на это сил, но Всевышний Аллах не позволил им сделать это. Он разрушил их козни, заставил прикусить языки и обрек на позор. Чаще всего для осуществления своей цели враги используют неясные моменты истории. Каким образом? Очень просто: исторические события в целом и события исламской истории, в частности стали фиксироваться в книгах лишь в аббасидский период. Что же касается достоверности предыдущих событий, то в их отображении историки при составлении книг опирались в основном на устные сообщения, которые сильно отличались друг от друга и зависели от степени добросовестности и способности рассказчиков точно передать услышанное. Кроме того, обязательно следует учитывать то обстоятельство, что среди рассказчиков встречались те, которые подверглись влиянию разнообразных еретических идеологий — наподобие хариджизма, рафидизма, мутазилизма и т.п.

Поэтому исследователи вынуждены были выработать ряд важных правил, позволявших тщательнейшим образом «отфильтровывать» полученные сообщения. Сходные правила применялись специалистами, исследовавшими хадисы Пророка да благословит его Аллах и приветствует, и позволявшими определять достоверность хадиса с точки зрения его цепи передачи (иснад) и текста (матн). То есть к историческим сообщениям предъявляется ряд условий, связанных как с изложенной в них информацией, так и с передающими ее лицами, и в зависимости от того, отвечает сообщение этим условиям или нет, оно либо принимается учеными, либо отвергается.

Поскольку заявления врагов, порочащие исламскую историю, касаются дорогого для наших сердец периода, именуемого Золотым веком Ислама, то мы, внуки славных сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует, обязаны защищать его по мере своих возможностей.

Движимый этой благородной целью, я, положившись на помощь Аллаха, решил внести свою скромную лепту в опровержение тех клеветнических измышлений и ложных обвинений, которые звучат в адрес сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует, и особенно Му‘авии ибн Абу Суфйана. Сторонники порочных новшеств[2] и невежды, с наслаждением очерняющие его имя, не знают, что исламская умма единодушна в том, что все сподвижники благочестивы[3], так как являются передатчиками Корана и Сунны. Клевета на кого-либо из них, например на Му‘авию, теми, кто называет себя мусульманами, дает врагам религии удобный повод чернить и всех остальных сподвижников. ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак[4] говорит об этом так: «Отношение к Му‘авии являлось для нас критерием. Если мы видели, что человек недоброжелателен по отношению к нему, то считали, что он так же относится и к остальным сподвижникам».[5]

Вряд ли в исламской истории есть еще хоть одна личность, получившая воспитание от самого Пророка да благословит его Аллах и приветствует, на которую пало бы столько клеветы и несправедливых обвинений, как Му‘авия ибн Абу Суфйан. Большинство исторических источников переполнено массой лживых сообщений, порочащих этого благородного сподвижника. Вот почему необходимо защитить его честь и рассказать о нем, основываясь на правильном историческом подходе.

Этот труд был подготовлен мною с целью дать мусульманам общее представление о том высоком положении, которое занимают сподвижники, и коснуться особо личности Му‘авии ибн Абу Суфйана и событий, происходивших в его эпоху. Особый акцент сделан мною на тех из них, которые имеют отношение к четвертому праведному халифу ‘Али ибн Абу Талибу. Этот человек еще при жизни был обрадован вестью о том, что войдет в Рай, являлся зятем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и отцом его внуков — Хасана и Хусейна. Мы убеждены в том, что ‘Али занимает более высокое и достойное место, чем Му‘авия, однако целью нашего исследования не является сравнение этих двух личностей, тем более, что сам Му‘авия признавал превосходство ‘Али над собой и громогласно свидетельствовал об этом. Оспаривать факт превосходства ‘Али над Му‘авией, да будет Аллах доволен ими обоими, может лишь насибит или хариджит, ненавидящий повелителя правоверных ‘Али. Мы же, то есть Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джамаа чтим, уважаем и оцениваем по достоинству всех сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует был их учителем и наставником, а они были его учениками, помощниками, соратниками, родственниками и передатчиками его послания к мирам. Самым лучшим из них является Абу Бакр. За ним следует ‘Умар, после него — ‘Усман и ‘Али, затем остальные из тех десятерых, которые были обрадованы Раем при жизни. Вслед за ними идут участники битвы при Бадре, потом те, кто дал присягу ар-Ридван, затем все остальные. Нужно отметить, что по отдельности каждый из сподвижников не был непогрешимым. Как и все люди, они не были застрахованы от ошибок, и некоторые их мнения и поступки основывались на иджтихаде, то есть решении, принятом в результате искреннего и усердного поиска истины и не обязательно правильном.

Однако отличие между ними и другими состоит в том, что Аллах очистил их и засвидетельствовал о том, что их сердца полны искренности и любви к Аллаху и Его посланнику. Они приложили огромные усилия и проявили гигантское усердие, содействуя Исламу. Аллах в Коране и Пророк да благословит его Аллах и приветствует в Сунне приказали нам любить их, молиться за них и просить для них довольство Аллаха. Более того, нам велено неотступно держаться их пути, брать с них пример и понимать религию так, как ее понимали они.

Имам аш-Шафи‘и (да помилует его Аллах) сказал: «Если бы надёжным (‘адль) был только безгрешный, то мы не нашли бы ни одного надёжного, и если бы каждый грешник был надёжным, мы не нашли бы ни одного ненадёжного. Надёжным считается тот, кто избегает тяжких грехов и чьи благие поступки и качества перевешивают дурные»[6].

Имам аль-Абйари[7] (да помилует его Аллах) подтверждает это: «Под надёжностью вовсе не подразумевается безгрешность и невозможность совершения грехов этими людьми. Имеется в виду лишь принятие передаваемых ими сообщений без поисков причин, по которым эти люди считаются надёжными, и без благих отзывов, подтверждающих их надёжность — за исключением случаев, когда за человеком замечено нечто серьёзное, однако, хвала Аллаху, ничего подобного они не совершали. Поэтому мы должны продолжать считать их такими, какими они были во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до тех пор, пока не будет доказано обратное, и не обращать внимания на сказанное некоторыми авторами жизнеописаний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сподвижников, ибо эти сведения недостоверны, а достоверные из них поддаются правильному истолкованию»[8].

Цель данной работы не состоит в желании опровергнуть взгляды какой-то определенной группы из числа тех, которые «прославились» в прошлом или ныне своим негативным отношением к сподвижникам или считают всех их неверными, делая исключение лишь для ‘Али и четырех-пяти его сторонников. Моей задачей является защита сподвижника, который был удостоен чести лицезреть благородного Посланника да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в него и умер на этом. Я хочу опровергнуть все те лживые россказни о нем, которыми переполнены книги и многие из которых даже не имеют цепочки передачи. К величайшему сожалению, некоторые из этих сообщений нашли поддержку у ряда известных людей, относящих себя к ученым. Вызывает боль также то, что некоторые из тех, кто громко заявляет о необходимости руководствоваться законами Шариата и создания Исламского халифата, позволяют себе порочить Му‘авию и умалять его достоинство.

Переживая за судьбу моих братьев-мусульман, посягнувших на достоинство одного из сподвижников, я решил написать эту книгу. Прошу Всевышнего Аллаха сделать мой труд полезным для людей и посвященным лишь Его Пресветлому Лику.

Великое положение, занимаемое сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Му‘авия, да будет доволен им Аллах, будучи одним из авторитетных сподвижников Пророка, обладает теми общими для них всех достоинствами, о которых сообщил Всевышний Аллах. Поэтому необходимо вспомнить об этих достоинствах.

Похвала, высказанная Аллахом в адрес сподвижников в Священном Коране

Всевышний сказал:

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах поведал эту притчу для того, чтобы привести ею в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду».[9]

В этом священном аяте Всевышний Аллах воздает хвалу всем тем, которые уверовали вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обещает им прощение и великую награду.[10]

Ибн Касир[11] пишет: «Сподвижников, да будет доволен ими Аллах, характеризовали искренние намерения и благие деяния, поэтому каждый взглянувший на них непременно восхищался отличавшими их качествами и поступками. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «До меня дошли сведения, что христиане, когда увидели сподвижников во время овладения их аш-Шамом, стали говорить: „Клянемся Аллахом, эти люди лучше, чем апостолы. Так сказано в дошедших до нас писаниях“. И их слова являются правдой, поскольку все предшествующие Корану писания прославляли эту общину, самыми лучшими и выдающимися представителями которой являются сподвижники Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний упоминал о них в ниспосылаемых писаниях и передаваемых откровениях, вот почему в этом аяте Он говорит: «Так они представлены в Таурате (Торе)», а затем добавляет: «В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей». Точно так же сподвижники посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует поддержали его, оказали ему помощь и содействие. Они с пророком да благословит его Аллах и приветствует — как посев с ростком.

«Аллах назвал эту притчу для того, чтобы привести ею в ярость неверующих». На основании этих слов Всевышнего имам Малик (в одном из преданий от него) сделал вывод о неверии рафидитов, ненавидящих сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Ведь сподвижники приводят их в ярость, а тот, кого приводят в ярость сподвижники Пророка да благословит его Аллах и приветствует, согласно данному аяту — неверный. С имамом Маликом согласилась большая группа ученых.

Существует множество хадисов, в которых сообщается о достоинствах сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и запрещается недоброе отношение к ним. Для них же достаточно уже того, что Аллах похвалил их и сообщил, что доволен ими.

Далее в аяте Всевышний и Всеблагой Господь говорит: «Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду». То есть им обещано прощение грехов, обильная награда и благой удел. Обещание Аллаха — истина. Он не нарушает его и не отменяет. Это обещание касается и тех, кто следует по пути сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Соратники его — обладатели религиозных заслуг, неоспоримого первенства и совершенства, и никто из этой общины не в силах соперничать с ними в этих добродетелях. Да будет доволен ими Аллах, и оставит довольными их, и сделает сады Фирдауса их пристанищем. И они уже их пристанище».[12]

Касаясь данного аята, Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллах, отметил: «Приведенное в аяте описание, согласно мнению большинства ученых, относится ко всем сподвижникам»[13].

Шейхуль-ислам Ибн Теймийя сказал: «Му‘авия, его брат Йазид, Сухейль ибн ‘Амр, аль-Харис ибн Хишам и другие принявшие Ислам во время взятия мусульманами Мекки, участвовали вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в битве при Хунейне, и на них распространяются слова Аллаха:

«Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, и ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!».[14] Таким образом, они были среди тех верующих, на которых снизошло спокойствие и которые были вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует».[15]

Люди, которые очерняют и критикуют сподвижников, приводят в качестве довода в свою пользу Слова Всевышнего: «Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали благие деяния, прощение и великую награду». Они сказали, что из этого аята следует, что Всевышний Аллах обещал награду только некоторым — тем, которые уверовали и совершали благие деяния. То есть некоторые войдут в Рай, а некоторые — нет.

Это ложь и явное искажение Слов Всевышнего. Во-первых, словосочетание «тем из них» употреблено в аяте не для того, чтобы указать на некоторых, то есть выделить какую-то часть из общей массы. Это словосочетание в арабском языке используется для передачи двух значений. Первое из них — указание на подобных, на тех, кто относится к тому же виду и той же категории, как сказал Всевышний Аллах: «Вот так! Кто чтит святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны из идолов и избегайте лживых речей».[16]

Эти слова не означают, что Всевышний Аллах велел нам отдаляться лишь от некоторых идолов. Имеется в виду, что мы должны избегать скверны подобных идолов, то есть идолов вообще.

Второе значение — подчёркивание и утверждение. Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспосылаем из Корана то, что является исцелением и милостью для верующих, а несправедливым это не прибавляет ничего, кроме убытка»[17]. Это не означает, что некоторые части Корана — исцеление и милость, а другие — нет. Весь Коран — исцеление и милость.

В обсуждаемом аяте слова «тем из них» — указание на подобных упомянутым сподвижникам или же подчёркивание и подтверждение.

Во-вторых, нужно обратить внимание на контекст аята. В аяте похвала адресована всем и не содержится порицания кого-либо из них. Всевышний Аллах сказал, утверждая их очевидные, внешние достоинства: «Те, кто вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они совершают поясные поклоны и падают ниц». И Всевышний Аллах сказал, подтверждая их внутреннюю чистоту и искренность их веры: «Стремясь к милости от Аллаха и довольству».

А о лицемерах Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, напоказ людям, и поминают Аллаха лишь немного»[18].

Всевышний Аллах показал истинное лицо этих лицемеров, упомянув при этом, что внешне они соблюдают предписания ислама и совершают молитву вместе с мусульманами. Что же касается сподвижников Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, о них Всевышний Аллах сказал: «Стремясь к милости от Аллаха и довольству».

Насколько мне известно, все толкователи Корана придерживались упомянутого мнения, в том числе ан-Насафи, Ибн аль-Джаузи, Ибн аль-Анбари, аз-Замахшари, аз-Заджжадж, аль-Акбари, ан-Нейсабури, Ибн Касир, ат-Табари и другие. Все они подчёркивали, что слова «из них» использованы не для указания на некоторых из них, а для утверждения или указания на всех относящихся к определённой категории.

Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой»[19].

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «В день аль-Худайбийи посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал нам: «Вы — лучшие люди на земле», а было нас тогда тысяча четыреста (человек)»[20].

Приведенный аят содержит ясную похвалу Аллаха в адрес сподвижников, такую похвалу, на которую способен только Всевышний и которая находится лишь в Его ведении, потому что касается их сердец. Аллах сообщил, о том, что остался доволен ими, «а тот, кем Аллах остался доволен, не может умереть в неверии, ибо при этом во внимание берется то, как умер человек — в исламе или нет. Аллах остается довольным человеком только тогда, когда знает, что тот умрет мусульманином»[21].

Сказанное подтверждается хадисом, приведенным в «Ас-сахихе» Муслима, в котором сообщается, что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: «По воле Аллаха не войдет в Огонь никто из людей, давших присягу под деревом»[22].

Ибн Теймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Довольство Аллаха — Его изначальный атрибут. Аллах бывает доволен человеком только тогда, когда знает, что тот умрет в состоянии, заслуживающем Его довольства. Если Аллах остался кем-либо доволен, то уже никогда не разгневается на него. Каждый из тех людей, о Своем довольстве которыми сообщил Аллах, является обитателем рая, несмотря на то, что Всевышний стал доволен ими лишь после того, как те уверовали и начали совершать праведные деяния. Говоря о Своем довольстве кем-либо , Аллах тем самым хвалит его и дает положительный отзыв о нем, и если бы Он знал, что этот человек вызовет Его негодование, то не удостоил бы его Своей похвалы»[23].

Ибн Хазм сказал: «Если Всемогущий и Великий Аллах сообщил о каких-то людях, что знает, что в их сердцах, доволен ими и низвел на них спокойствие, то никому непозволительно колебаться относительно них или сомневаться»[24].

Ибн аль-Джаузи сказал: «Большинство ученых Ислама считают, что указанные достоинства касаются всех сподвижников»[25].

Всевышний Аллах сказал: «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону. Он принял их покаяния, ибо Он — Сострадательный, Милосердный»[26].

В этом аяте идет речь о походе на Табук. В этом походе приняли участие все сподвижники, кроме женщин и слабых мужчин, которым Аллах позволил не участвовать в военных походах. Что же касается трех сподвижников, которые задержались в Медине и не вышли в поход, то по их поводу Аллах ниспослал особый аят, где говорится о принятии их покаяния.

Ибн Теймийя в «Ас-сарим аль-маслюль» пишет: «То же самое говорили имам Ахмад и другие имамы: „Каждый, кто был рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении года, месяца, одного дня или просто видел его, будучи верующим в него, является его сподвижником. Его достоинство как сподвижника зависит от срока, в течение которого он находился рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует“.

Са‘ад ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мусульмане делятся на три категории. Первые две из них остались в прошлом, и осталась только одна. Лучшее положение, которого вы можете достичь сегодня — эта оставшаяся категория». Произнеся эти слова, Са’ад прочел слова Всевышнего: «И бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству», а затем сказал: «В этих словах говорится о мухаджирах. Эта категория уже в прошлом». После этого он прочел слова Всевышнего «И те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» и сказал: «Здесь речь идет об ансарах, и эта категория уже в прошлом». Наконец он прочел слова Аллаха «А те, которые пришли после них, говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный“ и сказал: «Две предшествующие категории уже ушли и осталась третья, упомянутая в этих словах. Самое лучшее из доступного для вас — это принадлежность к оставшейся категории. И просите прощения для ушедших»[27].

Всевышний Аллах также сказал: «Это Он, который из среды их, из людей неграмотных, явил посланника: он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении, И есть среди них другие, которые еще не присоединились к ним (в вере). А Он — Великий, Мудрый! Это — милость Аллаха, дарует Он ее, кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости»[28].

Ибн Касир сказал: «Эти аяты — свидетельство ответа Всевышнего на мольбу Его возлюбленного — Ибрахима. Последний просил Аллаха послать к жителям Мекки посланника из них самих, который будет читать им Его знамения, очищать их, учить писанию и мудрости. И Аллах, Хвала Ему, выбрал такого посланника на прошествии многих веков, когда стало забываться учение пророков и нужда людей в посланнике стала особенно ощутимой».[29]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал своим сподвижникам знамения Аллаха, вел их к очищению души, учил тому, что было открыто ему из Корана и Сунны. Таким образом, он в полной мере выполнил возложенную на него Аллахом миссию — донести до людей Божественное послание. Цель этого послания была достигнута: сподвижники Пророка да благословит его Аллах и приветствует оставили заблуждения и встали на путь истины, отказались от невежества и обратились к Исламу. Затем посредством их это великое благо распространилось и на других, — на тех, «которые еще не присоединились к ним (в вере»)[30].

Всевышний Аллах сказал: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после того. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете».[31]

«Наилучшее», о котором сказано в аяте, — это Рай, на что указывается в сообщениях, дошедших до нас различными путями передачи. Ибн Хазм считает, что слова «но каждому из них Аллах обещал наилучшее» являются доказательством того, что все без исключения сподвижники являются обитателями Рая.

«Обещал наилучшее» то есть обещал рай[32]. Так объяснили значение этой фразы Муджахид и Катада. Основываясь на этом аяте, а именно на словах «но каждому из них Аллах обещал наилучшее», Ибн Хазм утверждал, что все сподвижники являются обитателями рая[33].

Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Для тебя достаточно Аллаха и твоих верующих последователей».[34]

В этом священном аяте Всевышний Аллах воздал хвалу всем верующим, последовавшим за пророком, среди которых был и Му‘авия. Аллах говорит, что из числа всех людей пророку да благословит его Аллах и приветствует в любых его делах достаточно сподвижников и что их достаточно для сражения с его врагами из числа неверных и многобожников. Это является указанием на их достоинство и почтенное положение.[35]

Всевышний Аллах также сказал: «Но Посланник и те, кто уверовал вместе с ним, жертвуют на священной войне своим имуществом и жизнями. Им будут даны все блага, и они будут блаженны. Аллах приготовил для них сады, орошаемые реками, в которых они останутся вечно. Это великий успех!».[36]

В этих двух благородных аятах Всевышний Аллах отзывается с похвалою обо всех верующих — мухаджирах, ансарах и других, которые уверовали вместе с пророком да благословит его Аллах и приветствует. Он сообщает о том, что для них — все блага, как мирские, так и вечные. Он уготовил для них райские сады, орошаемые реками. Все это указывает на превосходство и достоинства сподвижников.[37]

Всевышний Аллах также сказал: «Те, которые уверовали, и переселились, и вели священную войну на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помощь (пророку), суть истинно верующие. Им — прощение и щедрые дары».[38]

Аль-Хафиз ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Аллах хвалебно отзывается о мухаджирах и ансарах во многих аятах Своей Книги».

«Очевидный смысл аятов указывает на превосходство мухаджиров над ансарами, и с этим догматом согласны все ученые».[39]

Всевышний Аллах сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, что­бы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Во­истину, Аллах сострадателен и милосерден к людям»[40].

В этом аяте — обращение ко всей умме Мухаммада и сообщение о том, что она — лучшая из общин и что в Судный день она будет свидетельствовать о людях. Это обращение, в первую очередь, относится к сподвижникам, а потом уже к остальной части общины, поскольку именно они были первыми среди тех, к кому был обращен аят, и присутствовали при его ниспослании.[41]

Всевышний Аллах сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившихся на благо человечества, повелевая совер­шать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство их являются нечестивцами»[42].

В этом аяте Всевышний Аллах разъясняет, что Он сделал умму Мухаммада лучшей из общин. Более же всех остальных это определение касается сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Они, бесспорно, являются лучшими из лучших, так как были первыми мусульманами, к которым Аллах обратился со словами этого священного аята.[43]

Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние»[44].

Данный аят имеет ясный и понятный смысл, и заключает в себе заключает наивысшую похвалу Всевышнего Аллаха в адрес первых мусульман из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто благочестиво последовал за ними, так как в нем Господь сообщает о том, что доволен ими. К их числу относится и Му‘авия, да будет доволен им Аллах.

Ибн Теймийя говорит: «В нем сообщается о том, что Аллах доволен мухаджирами и ансарами, не ставя условием Своего довольства „следование благим образом“. Что же касается последователей, то они могут заслужить Его довольство только при условии, что последуют за сподвижниками наилучшим образом»[45]. Следование за сподвижниками наилучшим образом подразумевает обращение к Аллаху с просьбой простить их и произнесение слов «да будет доволен ими Аллах» при упоминании о них.

Всевышний Аллах сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами».[46]

Обещание Аллаха, связанное с наместничеством на земле, которое упоминается в данном аяте, носит всеобщий характер. Оно распространяется на каждого представителя общины мусульман, взявшего на себя участие в их делах, однако при условии наличия у него двух качеств, указанных в аяте: это вера и совершение праведных дел. Данное обещание охватывает четырех халифов и всех сподвижников. Что касается Му‘авии, да будет доволен им Аллах, то он входит в число сподвижников, и в нем нашли воплощение оба качества: вера и совершение праведных деяний.[47]

«Скажи: „Вся хвала Аллаху, мир рабам Его, которых Он избрал“».[48]

Ат-Табари, комментируя этот аят, сказал: «То есть тем рабам, которых Аллах избрал для Своего Пророка — Мухаммада,да благословит его Аллах и приветствует, чтобы они стали его соратниками и помощниками»[49]. Му‘авия являлся одним из сподвижников, избранных Аллахом для роли писцов, записывавших откровение, ниспосылаемое Его Пророку да благословит его Аллах и приветствует.

Есть еще множество других аятов, указывающих на общие для всех сподвижников достоинства.[50]

Хвалебные высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует о сподвижниках и его довольстве ими

Передают со слов ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Лучшие представители моей уммы — это мои современники, затем последующее поколение, затем те, кто после него».

Сообщив эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует ‘Имран ибн Хусайн добавил: «Я не знаю, сколько поколений упомянул Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после своего поколения: два или три».[51]

Этот хадис доказывает, что сподвижники, являвшиеся современниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,лучшие из людей и что они превосходят поколение последователей и последователей последователей.

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Большинство ученых считает, что каковы бы ни были деяния человека, он не сможет сравняться со сподвижниками в достоинствах, ибо они — те, кто воочию видел Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается тех сподвижников, которым выпала честь защищать Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершать хиджру, оказывать помощь религии, сохранять принятый от Посланника шариат и передавать его последователям, то никто из представителей более поздних поколений не сможет сравниться с ними в этих деяниях, потому что за совершение любого из них кем-либо из мусульман сподвижники, как опередившие остальных, получают вознаграждение, равное вознаграждению самого совершающего. Отсюда становится очевидным превосходство сподвижников над кем бы то ни было».[52]

От Абу Мусы аль-Аш‘ари передан такой рассказ: «Мы совершили закатную молитву с посланником, да благословит его Аллах и приветствует, затем решили остаться (в мечети), чтобы совершить вместе с ним вечернюю молитву. Мы сели и стали ждать. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует вышел к нам и спросил: «Вы все еще здесь?». Мы сказали: «О Посланник Аллаха, мы совершили с тобой закатную молитву, затем решили остаться, пока не совершим с тобой вечернюю молитву». Он сказал: «Вы поступили хорошо» (или: «верно»). Затем поднял голову к небу, что делал часто, и сказал: «Звезды — безопасность неба: когда их не станет, с небом случится обещанное. Я — безопасность для моих сподвижников, когда меня не станет, со сподвижниками случится обещанное. Мои сподвижники — безопасность для моей уммы: когда их не станет, с моей уммой случится обещанное»».[53]

В этом хадисе содержится разъяснение того, что сподвижники Пророка да благословит его Аллах и приветствует являлись залогом безопасности уммы, ограждая ее от появления религиозных нововведений и ереси, от смут и разногласий; также как Пророк да благословит его Аллах и приветствует был залогом безопасности для своих сподвижников, ограждая их от этого.[54]

Передается от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите моих сподвижников, ибо даже если любой из вас потратит (на пути Аллаха) столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом,[55] ни с половиной мудда, пожертвованного любым из них!».[56]

Аль-Хафиз ибн Хаджар приводит такое высказывание аль-Байдави: «Смысл хадиса состоит в том, что любой мусульманин, даже если потратит на пути Аллаха золото объемом, равным горе Ухуд, все равно не сможет приобрести той награды и тех заслуг, которые приобретали сподвижники, жертвуя мудд или даже половину мудда пищи. Причина такого огромного отличия состоит в величии искренности сподвижников и совершенной правдивости их намерений. А еще более важной причиной этого превосходства является значительность тех обстоятельств, при которых сподвижники совершали свои благочестивые деяния: они жертвовали своим имуществом тогда, когда нужда в этом была особенно острой».

В этом хадисе — доказательство достоинства сподвижников. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещает в нем поношение этих людей, называет их своими сподвижниками, указывая тем самым на их превосходство и почетное положение.[57]

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наступит для людей такое время, когда группа их отправится в военный поход, и (их) спросят: „Есть ли среди вас те, кто встречался с пророком,да благословит его Аллах и приветствует,?“. Они ответят: «Да»,— и им будет дарована победа. Потом наступит (еще другое) время, и (отправившихся в военный поход) спросят: «Есть ли среди вас такие, кто встречался со сподвижниками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» Они ответят: «Да», — и им будет дарована победа. Потом наступит (другое) время, и (отправившихся в военный поход) спросят: «Есть ли среди вас такие, кто встречался с теми, кто встречался со сподвижниками Пророка да благословит его Аллах и приветствует?» Они ответят: «Да», — и им будет дарована победа».[58]

Как велика честь, которой удостоились сподвижники Посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует! Они уступают в оказанной им чести лишь Пророкам, мир им, и никто, кроме них, не удостаивался и не удостоится подобного. Этот хадис доказывает превосходство сподвижников, связанное с их праведными целями, правдивыми намерениями, искренностью в деле распространения исламского призыва. В нем также содержится указание на достоинство последователей сподвижников и последователей их последователей.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «Откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал: „Делайте, что хотите, Я уже простил вам!“?»[59]

Разъясняя этот хадис, ученые говорят: «Слова Аллаха „делайте, что хотите“ призваны указать на почетное положение участников битвы при Бадре. Правдивое обещание, содержащееся в данном сообщении, означает, что с этих людей не будет взыскано за любое из совершенных ими деяний».

Ученые говорят также, что этот хадис означает, что плохие деяния участников битвы при Бадре прощены, как, будто их и не было вовсе»[60].

Имам ан-Навави[61] сказал: «В данном хадисе речь идет о прощении участников битвы при Бадре в загробном мире, но он не означает, что к ним не применяются шариатские меры наказания в этом мире, если совершаемый ими поступок предполагает таковые. Аль-Кади ‘Ияд сообщил о наличии единодушия (иджма) среди ученых по поводу того, что шариатские меры наказания к участникам битвы при Бадре применяются. Известно, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб применил шариатскую меру наказания к Кудаме ибн Маз’уну. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подверг наказанию Мистаха, несмотря на то, что он участвовал в сражении при Бадре»[62].

Ибн аль-Каййим сказал: «Скорее всего, а Аллаху сие ведомо лучше, те, к которым обращены слова „Делайте, что хотите, Я уже простил вам!“ — это люди, о которых Аллах знал, что они не оставят свою религию, а умрут в исламе. Не исключено, что они могли совершить некоторые прегрешения, совершаемые другими, однако Всевышний не оставил их пребывать в грехе, а помог им искренне раскаяться в нем и совершить стирающие его добрые поступки. Это было их особенностью, которой не было у других. Обещанное им свершилось, и они получили прощение грехов. Конечно же, это не отвергает наличие каких-то причин, по которым произошло прощение, равно как и не означает, что они имели право прекратить выполнение обязательных предписаний шариата, полагаясь на это прощение. Если бы прощение обеспечивалось им без необходимости продолжать выполнение приказов Аллаха, им не понадобилось бы после этого молиться, поститься, совершать хаджж, платить закят, участвовать в джихаде. Конечно же, подобное — абсурд»[63].

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оказывайте почтение моим сподвижникам, ибо они лучшие из вас»[64]. В одной из версий этого хадиса сказано: «Соблюдайте уважение ко мне в лице моих сподвижников»[65].

От Василя передано такое высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы будете пребывать во благе до тех пор, пока с вами будут те, кто видел меня и находился со мной. Клянусь Аллахом, вы будете пребывать во благе до тех пор, пока среди вас будут те, кто видел меня и находился со мной»[66].

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Признаком наличия у человека веры является любовь к ансарам, а признаком лицемерия является ненависть к ансарам»[67]. Он также сказал об ансарах: «Их любит только верующий, а ненавидит лишь лицемер»[68].

Есть и другие хадисы, указывающие на общее превосходство всех сподвижников. Что же касается отдельных превосходств тех или иных из них, то по этому поводу передано огромное число хадисов. Имам Ахмад составил книгу под названием «Фадаиль ас-сахаба» («Превосходства сподвижников»), которая состоит из двух томов и в которой приводится около двух тысяч хадисов и преданий о достоинствах сподвижников. Эта самая объемная и содержательная книга в данной области (эта книга была выпущена университетом Умм аль-Кура в 1403 году под редакцией доктора Ридаллаха ибн Мухаммада).

Шейх Мухаммад аз-Заркани (да помилует его Аллах) сказал: «Ты видишь, что эти возвышенные свидетельства из Корана и Сунны, которые отводят сподвижникам высочайшее положение, не оставляют очерняющим сподвижников никаких доказательств и даже подобия доказательств.

Таким образом, считать всех сподвижников надёжными — значит защищать Коран, Сунну и основы ислама, и в то же время — это объективное и беспристрастное отношение к тем, кто его, несомненно, заслуживает. Такое отношение к сподвижникам также считается признанием безграничной мудрости Аллаха, Который избрал их для исполнения этой великой миссии».

Обвинения в их адрес и очернение их считаются критикой этого мудрого выбора и почёта, оказанного им Аллахом, не говоря уже о том, что это попытка разрушения Корана, Сунны и религии»[69].

Таким образом, хадисов, сообщающих о достоинствах сподвижников, много. Они известны и многочисленны.[70]

Шейхуль-ислам ибн Теймийя сказал: «Хадисов, сообщающих о достоинствах сподвижников, содержащих похвалу в их адрес и указывающих на превосходство их поколения над последующими, более чем достаточно. Поэтому поношение их является поношением Корана и Сунны».[71]

Горе тому, кто противится слову Аллаха и суждению Его Посланника да благословит его Аллах и приветствует о том, что сподвижники — лучшие представители общины Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует и ее цвет!

Итог сказанного

Приведенные аяты и хадисы о достоинствах сподвижников позволяют сделать следующие выводы:

1. Всевышний Аллах похвалил сподвижников за их внешние деяния и за то, что содержат их сердца. Хваля их за внешнее поведение, Господь характеризует их наилучшими нравственными качествами. Так, Он говорит, что они «суровы к неверующим и милостивы между собой»[72], «помогают Аллаху и Его посланнику», «являются правдивыми»[73], «не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им», «отдают им (мухаджирам) предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются»[74].

Что же касается сердец, то их тайны ведомы лишь одному Всевышнему. Он сообщил нам о правдивости сердец сподвижников и праведности их намерений. Так, Он сказал: «Аллах знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой»[75], «Они (ансары) любят переселившихся к ним»[76], «Они стремятся к милости Аллаха и довольству»[77], «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час»[78].

Всевышний принял покаяние сподвижников, потому что знал правдивость их намерений и их раскаяния. Известно, что покаяние является сугубо духовным процессом, происходящим внутри человеческого сердца.

2. Оказав сподвижникам помощь в приобретении лучших и наивеличайших качеств, Всевышний сообщил о том, что остался доволен ими, принял их покаяние и обещал им наилучшее, то есть рай.

3. Все вышеуказанные достоинства сподвижников стали причиной того, что Аллах приказал нам просить прощения для них, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам уважать их, любить их и соблюдать их права. Нам запрещено ругать и ненавидеть их. Более того, любовь к ним объявлена признаком веры, а ненависть к ним — признаком лицемерия.

4. Совершенно естественным итогом всего сказанного является то, что сподвижники — лучшее поколение этой общины, ее опора. Это значит, что следование им является обязательным. Более того, это единственный путь к раю. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы обязаны неукоснительно придерживаться моего пути и пути праведных халифов, ведомых прямых путем, которые будут после меня»[79].

Продолжение по воле Всевышнего Аллаха следует.

Доктор юридических наук: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Сноски

[1] Иногда традиционную формулу благопожелания в книге воспроизводятся в виде лигатур. Такая лигатура служит напоминанием о соблюдении исламской этики по отношению к Пророку Мухаммаду да благословит его Аллах и приветствует, встретив такие лигатуры необходимо произнести соответствующую формулу полностью. Перевод и форма лигатуры следующая: да благословит его Аллах и приветствует — салля Ллаху алейхи ва саллям — Да благословит его Аллах и приветствует.

[2] Имам Малик в отношении тех, кто чернит сподвижников Пророка да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, они хотели очернить самого Пророка да благословит его Аллах и приветствует, но поскольку не имели такой возможности, принялись бесславить его сподвижников, чтобы люди могли сказать о нем: „Он плохой человек. Ведь если бы он был благим, то и сподвижники его были бы благими“. Шейхуль-ислам Ибн Теймийя, (г.х.) 1471 г.х.) «Ас-сарим аль-маслуль», с. 553.

Ибн Теймийя сказал: «Поношение их (т. е. сподвижников) — это поношение религии». «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа», т. 1, с. 18. Вообще подобных высказываний ученых — множество.

[3] Ибн Хаджар дал этому следующее определение: «Под благочестием подразумевается обладание качествами, заставляющими человека придерживаться богобоязненности и благородства. Богобоязненность же подразумевает настоятельную потребность избегать дурных поступков, относящихся к многобожию, нечестию и порочным новшествам». «Нузхат ан-назар», с. 29.

Он также сказал: «Приверженцы Сунны сошлись на том, что все сподвижники благочестивы. С этим не согласились только некоторые приверженцы порочных новшеств». «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба», т. 1, с. 9. Издание «Дар аль-Джил», под редакцией Али Мухаммада аль-Беджави, Бейрут 1992 г.

[4] ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак ибн Ваддих аль-Ханзали ат-Тамими аль-Марвази — знаток хадисов, Шейхуль-ислам, муджахид, купец, автор многих произведений. Провел свою жизнь в пути, совершая хадж, участвуя в военных походах и торговых путешествиях. Совмещал в себе доблесть, щедрость, знание хадиса, фикха, арабского языка и истории.

[5] Ибн Касир, «Аль-Бидая ва ан-нихая», т. 8, с. 139.

[6] Ибн аль-Вазир аль-Йамани, «Ар-рауд аль-басим фи аз-забб ан Сунна Аби аль-Касим».

[7] ‘Али ибн Исма‘иль ибн ‘Али ибн ‘Атыййа аль-Абйари, факых маликитского толка, мухаддис, знаток основ религии. Умер в 618 году от хиджры.

[8] Ас-Сахави, «Фатх аль-мугис», т. 3, с. 96. «Иршад аль-фухуль», т. 1, с. 278.

[9] Сура 48 «аль-Фатх» («Победа»), аят 29.

[10] Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур’ан аль-Азим», т. 4, с. 203–205.

[11] Выдающийся историк и толкователь Корана, Абу аль-Фида, Имад ад-Дин, Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Курайши аль-Бусрави, Родился в 701 году по Хиджре в городе Бусра.

Его отец умер, когда ему было всего четыре года.

Ибн Касир учился у известных имамов своего времени как: Йусуф ибн Аз-Заки аль-Миззи, Шейхуль-ислам Ибн Теймийя, Шамс Ад-Дин аз-Захаби, аль-Касим ибн Асакир, и др.

В своей книге «Аль-Муджам Аль-Мухтас» Хафиз аз-Захаби написал, что Ибн Касир был «Имамом, ученым юриспруденции, образованным ученым Хадисов, знаменитым Факихом и ученым Тафсира, который написал полезные книги».

Также известный историк Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин Йусуф ибн Сайф ад-Дин сказал в своей книге «Аль-Манхаль Ас-Сафи»: «Он — Шейх, Имам, великий ученый Имад ад-Дин Абу аль-Фида. Он много учился и был очень активен в поисках знаний и записей. Он был превосходящим в областях Фикха, Тафсира и Хадисов. Он собрал знания, был автором (книг), обучал, передавал Хадисы и писал. У него были огромные знания в области Хадисов, Тафсира, Фикха, арабского языка и т.д. Он давал фатвы (религиозные решения) и учил, пока не умер (в 774 г.х.). Да смилостивится над ним Аллах. Он был известен своей точностью и большими знаниями, и как ученый истории, хадисов и тафсира».

[12] Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим», т. 7, с. 484.

[13] Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузийа, «Задуль масир фи ил мат-Тафсир», т.7, с. 446.

[14] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 26.

[15] Ибн Теймийя, «Маджму аль-фатава», т. 4, с. 458.

[16] Сура 22 «аль-Хаджж» («Паломничество»), аят 30.

[17] Сура 17 «аль-Исра» («Ночной перенос»), аят 82.

[18] Сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 142.

[19] Сура 48 «аль-Фатх» («Победа»), аят 18.

[20] «Сахих аль-Бухари» хадис № (4154); Ибн Хаджар, «Фатхуль-Бари», т.7, с. 507.

[21] Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Ас-сава‘ик аль-мухрика», т. 2, с. 605.

[22] «Сахих имама Муслим» хадис № (2496).

[23] Ибн Теймийя, «Ас-Сарим аль-маслюль ала шатим ар-Расуль» с комментариями Мухаммада Мухйиддина Абдульхамида (сc. 572-573, «Дар аль-кутуб аль -‘ильмиййа»).

[24] Ибн Хазм, «Аль-Фисаль фи-ль-миляль ва-н-нихаль», т. 4, с. 148.

[25] Абу аль-Фарадж б. аль-Джавзи, «Тафсир задуль-масир», т. 4, с.204.

[26] Скра 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 117.

[27] Ибн Теймийя, «Ас-сарим аль-маслюль», с. 574; Данное сообщение привел аль-Хаким в «аль-Мустадрак», т. 2, с. 3484, назвав его достоверным. С его оценкой согласился аз-Захаби.

[28] Сура 62 «Аль-Джума» («Собрание»), аяты 2- 4.

[29] Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азым», т. 4, сc. 478-479.

[30] ‘Аля Бакр,» ‘Акида ахлю-с-сунна ва-ль-джама‘а фи-с-сахаба ва ахлю-ль-байт», т. 1, с. 30.

[31] Сура 57 «аль-Хадид» («Железо»), аят 10.

[32] Ибн Джарир ат-Табари, «Тафсир джами‘ аль-баян», т. 27, с.128. Издание «Дар аль-ма‘рифа», Бейрут, 1400 г.

[33] Имам ибн Хазм, «Аль-Фисаль фи-ль-миляль ва-н-нихаль», т. 4, с. 148.

[34] Сура 8 «аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 64.

[35] Аль-Алуси, «Рух аль-ма‘ани», т. 10, с. 30.

[36] Сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аяты 88-89.

[37] Абу ас-Сау‘д, «Тафсир иршаду аль-акль ас-салим», т 4, с. 91.

[38] Сура 8 «аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 74.

[39] Ибн Касир, «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азым», т. 2, с. 449. Издательство «Дар ад-Далил аль-Асарийа», К.С.А, 2007.

[40] Сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 143.

[41] См. высказывания ученых по поводу толковании этого аята, приведенные ат-Табари в «Тафсир джами‘ аль-баян», т. 10, c. 2–16.

[42] Сура 3 «аль-Имран» («Семейство Имрана»), аят 110.

[43] См. высказывания ученых по поводу толкования этого аята, такие, как высказывание аз-Заджаджа в «Ма‘ани аль-Кур’ан», т. 1, с. 467, слова аль-Хатиба аль-Багдади в «Аль-Кифайа», с. 94, ас-Сафарини в «Лявами‘ аль-анвар аль-бахиййа», т. 2, с. 377, и другие.

[44] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 100.

[45] Ибн Теймийя, «Ас-сарим аль-маслюль», с. 572.

[46] Сура 24 «Ан-Нур» («Свет»), аят 55.

[47] См. высказывание Шейхуль-ислама ибн Теймийи по поводу толкования данного аята в «Минхадж ас-сунна ан-набавиййа».

[48] Сура 27 «Ан-Намль» («Муравьи»), аят 59.

[49] Имам Ат-Табари, «Тафсир джами‘ аль-баян», т. 4, с. 20.

[50] Получить более подробную информацию по данной теме можно, обратившись к книге ‘Аййады Аййуба аль-Кубайси «Сахаба расуль Аллах фи-ль-китаб ва-с-сунна», сс. 150 — 161, книге Насира ибн ‘Али ‘А’ида» ‘Акида ахлю-с-сунна ва-ль-джама‘а фи-с-сахаба аль-кирам», т. 1, с. 55–80, а также книге ‘Аля Бакра» ‘Акида ахлю-с-сунна ва-ль-джама‘а фи-с-сахаба ва ахли-ль-байт ва ар-радд ‘аля аш-ши‘а аль-иснай ашариййа», т. 1, с. 21–126.

[51]»Сахих аль-Бухари», хадис № (3650), «Сахих имама Муслим», хадис № (2535), и «Муснад имам Ахмад», т. 4, с. 427-436. Cм. Также «Краткое изложение сахиха аль-Бухари» на русском языке. Хадис № (1118).

[52] Ибн Хаджар, «Фатхуль-Бари», т. 7, с. 10.

[53] «Сахих имама Муслим», (2531), ан-Навави, «Шарх сахих Муслим», т.16, с. 300, хадис (6413).

[54] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 16, с. 83.

[55] Мудд — мера объема. Название происходит от глагола «мадда» (протягивать): человек протягивает обе ладони и их заполняют пищей.

[56] «Сахих аль-Бухари», № (3673), «Сахих имама Муслим», № (3540). См. «Краткое изложение сахиха аль-Бухари», Хадис (1455).

[57] Ибн Хаджар, «Фатхуль-Бари», т. 7, с. 44.

[58] «Сахих аль-Бухари», № (3649), «Сахих имама Муслим», № (2532), «Муснад имам Ахмад», т. 3, с. 7. См. таже Краткое изложение «сахиха аль-Бухари», Хадис № (1193).

[59] «Сахих аль-Бухари» № (3983), «Сахих имама Муслим» № (2494).

[60] Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни, «Ма‘рифа аль-хисаль аль-мукаффира», под редакцией Джасима ад-Дувасри (с. 31).

[61] Имам Мухийддин Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави был знатоком хадисов Пророка да благословит его Аллах и приветствует. Родился он в 631 г.х. в Сирии, в деревне Нава. в 655-м году он начал преподавать в Дамаске в медресе аль-Ашрафия и писать книги. За свою короткую жизнь он написал более шестидесяти произведений, как «ар-Равда», «аль-Минхадж», «Шарх Сахих Муслим», «аль-Маджму», «аль-Азкар», и «Рияд ас-Салихин» подледние две книги были изданы на русском языке, издательством «Уммы» в Москве.

Шейх Ибн Фарх говорил о нем так: «Шейх Мухийддин обладал тремя степенями: знаниями, отрешенностью от мирского и призывом совершать благое и отказаться от порицаемого. Будь хоть одна из этих степеней у кого-либо другого, люди стали бы стекаться к нему из различных уголков земли».

В конце своей недолгой жизни наш имам ан-Навави заболел и скончался в месяце Раджаб 676 г.х. в своей родной деревне, где и был похоронен. Да смилуется над ним Всевышний Аллах!

[62] Ан-Навави, «Шарх Сахих имама Муслим», т. 16, с. 56–57.

[63] Ибн аль-Каййим, «Аль-фаваид» (с. 19).

[64] Хадис привели имамы: Ахмад, ан-Насаи и аль-Хаким с достоверным иснадом. См. «Мишкат аль-масабих», т. 3, с. 1695, «Муснад имам Ахмад» под редакцией Ахмада Шакира, т. 1, с. 112.

[65] Хадис привели имам ибн Маджа, т. 2, с. 64; Имам Ахмад, т. 1, с. 81; аль-Хаким, т. 1, с. 114. Последний назвал его достоверным, и с его оценкой согласился аз-Захаби.

[66] Хадис передали Ибн Абу Шейба, т. 12, с. 178, сообщение № (32957); Ибн Абу ‘Асим в «Ас-сунна», т. 1, с. 594, хадис № (1484); ат-Табарани в «Аль-кабир», т. 22, с. 85. Ссылаясь на последнего, его привел Абу Ну‘им в «Ма‘рифа ас-сахаба», т. 1, с. 133. Его назвал хорошим Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари», т. 7, с. 5; Аль-Хайсами, «Маджма‘ аз-зава’ид», т. 9, с. 552, сообщение № (16419) и сказал: «Ат-Табарани привел его с несколькими цепочками передачи, рассказчики одной из которых являются передатчиками „Ас-сахих“».

[67] «Сахих аль-Бухари», т. 7, с. 113; «Сахих имама Муслим», т. 1, с. 85.

[68] «Сахих аль-Бухари», т. 7, с. 113; «Сахих имама Муслим», т. 1, с. 85. Данный хадис приведен от аль-Бара да будет доволен им Аллах.

[69] «Манахиль аль-‘урфан фи ‘улюм аль-Куран», т. 1, с. 336–337.

[70] Здесь мы упомянули только часть этих хадисов. Для большей информации следует обратиться к книге шейха Мустафы ибн аль-‘Адави «Ас-сахих аль-муснад мин фада’иль ас-сахаба».

[71] Ибн Теймийя, «Маджму‘ аль-фатава», т. 4, с. 430.

[72] Сура 48 «Аль-фатх» («Победа»), аят 29.

[73] Сура 59 «Аль-хашр» («Сбор»), аят 8.

[74] Сура 59 «Аль-хашр» («Сбор»), аят 9.

[75] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18.

[76] Сура 59 «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 9.

[77] Сура 59 «Аль-Хашр» («Сбор»), аят 8.

[78] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 117.

[79] Хадис привели имам Ахмад (126, 127), авторы «Ас-сунан», ад-Дарими. Целая группа мухаддисов назвала его достоверным. См. Ибн Раджаба, «Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам» (хадис № 28, с. 347, «общество возраждения исламского наследия», под редакцией Фуад ибн Али Хафиз, первое издание, 1998 г.)

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top