Плоды знаний

plody-znanij

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Отдаление от верующего печали

Выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Салих абн аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Кто отведёт от мусульманина одну из мирских печалей, от того Аллах отведёт одну из печалей Судного дня». Печаль — это то, что тревожит и тяготит человека, а внутри него возникает переживание и волнение. И если ты отведёшь от твоего брата единоверца эту печаль, то Аллах отведёт от тебя одну из печалей Судного дня.

Отведение печали выражается во многих ситуациях. Если печаль касается финансовой стороны, то ему оказывают денежную помощь, посредством которой устраняют от него печаль. Если же она связана с внутренними проблемами, нужно стремиться решить их и отвлечь от них, чтобы от него ушла печаль.

А если печальное состояние вызвано переживанием и волнением, тогда следует успокоить его и вселить надежды, объяснить, что всё в этой жизни меняется, а постоянство одного положения практически невозможно, а также надлежит разъяснить ему величину награды, полагаемой за терпение, чтобы в итоге уменьшить его печаль».

Источник: «Шарх рияд ас-салихин», стр. 571, хадис №233.

Покрытие недостатков и пороков мусульман

Выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Салих абн аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Кто покроет мусульманина, того покроет Аллах в этой жизни и в Последнем мире». То есть он скрывает его недостаток, порок, и не разглашает их. В таком случае Аллах покроет его в обоих мирах.

Но это не в абсолютном смысле. Ведь есть шариатские тексты, которые указывают на ограниченность такого действия. Оно может быть обязательным или похвальным, а иногда и запретным. Например, если мы увидели, как человек совершает грех, причем он является злостным грешником, погрязшим в ослушаниях и проступках, а сокрытие не добавит ничего, кроме еще большей непокорности, то мы не покрываем его. Напротив, мы сообщаем о нём (соответствующим органам власти), чтобы к нему применили сдерживающие меры, посредством которых будет достигнута желанная цель.

А вот если от него не исходят плохие признаки, однако он оступился и допустил оплошность, тогда тебе желательно покрыть его и никому не рассказывать о нём, ни ответственным за это государственным структурам, ни другим. И если ты покроешь его, то Аллах покроет тебя в мирской жизни и в Последнем мире.

Примером этому также служит случай, когда ты не рассказываешь другим о врождённом недостатке мусульманина. Если у него есть какие-то телесные пороки, такие как видимые раны и шрамы на коже или проказа, или пигментные пятна и тому подобное, и он скрывает их и хочет, чтобы люди не знали об этом, тогда тебе следует покрыть его. И если ты покроешь его, то Аллах покроет тебя в этом мире и в Следующем.

К тому же если у мусульманина дурной характер и нрав, однако он выдаёт себя в обществе за благонравного великодушного человека, а ты знаешь о нём совсем противоположное, то покрой его, поскольку Аллах покроет тебя в обоих мирах.

Итак, покрытие недостатков, как я уже сказал, по отношению к плохим делам, делится на два вида:
— Когда их совершает человек, погрязший в грехах, безрассудный нарушитель законов. Этого мы не покрываем.
— Когда мусульманин проявил упущение и оступился. Именного этого мы покрываем.

Что касается других пороков, то полноценней и лучше не рассказывать никому о них. Да поможет Аллах».

Источник: «Шарх рияд ас-салихин», стр. 571, хадис № 233.

Доброта и скромность

Выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Салих ибн аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Слова Всевышнего Аллаха „Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)“ (15:88) указывают на то, что человеку велено быть скромным в отношениях к своим братьям по вере, даже если он занимает высокое мирское положение, подобно тому, как птица летит в небе. И если у него высокая степень в обществе, пусть опустит свои крылья, проявит смиренность, уступчивость и сдержанность к единоверцам. Пусть также знает, что Великий и Всемогущий Аллах возвышает тех, кто ведёт себя скромно ради Него.

Возможно, иногда человек говорит себе: «Если я стану обращаться к бедняку по-простому и разговаривать с ним, или отнесусь вежливо к ребёнку, буду беседовать с ним и так далее, то вероятно это умалить мою степень и моё высокое общественное положение».

Но в действительности такая мысль относится к козням шайтана. Ведь шайтан пытается обмануть и обольстить человека во всём. Так, Всевышний Аллах сообщил слова сатаны: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоём прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдёшь большинство из них благодарными» (7:16-17).

Например, шайтан приходит к человеку и наущает ему: «Как ты можешь проявлять смиренность к бедняку?!
— Как ты можешь вежливо относиться к ребёнку?!
— Как ты вообще можешь разговаривать с таким-то…?!
— Как ты можешь идти вместе с таким-то…?!».

А на самом деле Великий и Всемогущий Аллах возвышает того, кто ведёт себя скромно ради Него. Даже если человек является ученым или взрослым, или богатым, ему надлежит с добротой и вежливостью обращаться к верующему. Что же касается неверного, то ему нельзя опускать перед ним свои крылья смиренности. Но он должен покориться истине, призывая его к исламской религии, а не возгордиться, оставляя призыв. Нет, пусть призывает этого неверующего, однако с чувством величия и достоинства, без принижения перед ним. Таково значение слов Всевышнего Аллаха: «Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)» (15:88)».

Во втором аяте говорится: «Опусти своё крыло перед верующими, которые следую за тобой» (26:215). Так должен вести себя мусульманин по отношению к своим братьям по вере. Ему надлежит быть мягким и добрым в своих словах и действиях, поскольку это становится причиной любви и согласия среди людей. В свою очередь такая общность и взаимная симпатия требуема в Шариате. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил все поступки, которые порождают вражду и ненависть, например, запретил перебивать торговлю другого продавца мусульманина (к примеру, человек говорит покупателю, который купил товар за десять долларов: «Расторгни сделку, и я продам тебе такой же, или лучший товар, за девять долларов»….), а также перебивать договорённость мусульманина о продаже (продавец договаривается с покупателем о продаже товара, а кто-то приходит и говорит: «Купи у меня, я продам тебе его по меньшей цене»…), и другие (нечестные) сделки, хорошо известные для многих людей. И да поможет Аллах».

Источник: «Шарх рияд ас-салихин», стр. 559, глава «та‘зым хурумат аль-муслимин — почитание неприкосновенностей мусульман».

Исламское братство

Выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Салих ибн аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Составитель сборника (аль-Бухари), да смилуется над ним Аллах, сообщил, на основе передачи Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, следующие слова Пророка, да благословит его Аллаха и приветствует: Мусульмане — братья друг другу, то есть в религии, как сказал Всевышний Аллах: «…и по Его милости вы стали братьями» (3:103), «Если же вы знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» (33:5).

Это братство представляет собой самую прочную братскую связь, которая прочнее братства по родству. Ведь кровное братство может проявляться по-разному. Например, твой родной брат может быть твоим врагом и ненавистником. Такое возможно в мирской жизни и в Последнем мире. Так, Всевышний Аллах сказал: «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (43:67).

А вот религиозное братство является неразрывным и непоколебимым в обоих мирах. Такая связь приносит пользу человеку при его жизни и после смерти. Однако это братство не влечёт за собой то, что требует кровное родство, например: наследование, обязательную финансовую поддержку (если брат мусульманина нуждается, а у него есть достаточное имущество) и тому подобное».

Источник: «Шарх рияд ас-салихин», стр. 570, хадис № 233.

Шейха Салиха Али аш-Шейха, да хранит его Аллах, спросили:

«Уважаемый шейх, спрашивающий говорит: «Я уже долгое время приобретаю знания, однако я не вижу от них практических следов на себе и на моей семье, кроме как в незначительной степени. Так какова причина этого и как решить эту проблему?».

Ответ: «Если человек ищущий знания чувствует своё упущение и недостаточное отношение, то это относится к плодам знаний. Он ощущает, что его обучение не повлияло на него, и, что он должен побудить себя к большему усердию, — это из плодов полезных знаний. Ведь в области знаний людям даются разные возможности. Не каждому дано познать все науки, и не любому дано, чтобы он сам освоил полностью определённую науку. Не всем дана возможность совершать множество благих деяний.

Однажды к имаму Малику, да смилуется над ним Всевышний Аллах, пришёл некий человек, и сказал: «О наш имам! Мы видим, как от тебя исходят прекрасные дела. Однако ты не сражаешься на пути Аллаха». Имам ответил: «Одним рабам Аллаха открываются двери молитв, другим – двери поста, третьим — двери хаджа, четвёртым – двери джихада, пятым — двери получения знаний и обучения других. А я из категории тех людей, кому открыты именно эти двери (в религии), и я доволен тем, что Аллах открыл для меня!».

Другими словами, человеку тяжело проявит себя во всём. Тяжело, чтобы знания принесли свои плоды во всех жизненных и религиозных сферах. Вероятно даже, это будет из непосильных дел. Иначе говоря, тяжело, чтобы ищущий знания участвовал во всех поприщах, то есть всегда изучал религию, обучал других, велел одобряемое и удерживал от предосудительного, призывал к Аллаху, и при этом постоянно уделял должное внимание своим родителям и детям, соблюдал всегда общественные права. Тяжело, чтобы один из ищущих знания занимался всеми этими делами.

Да, безусловно, иногда Аллах, свят Он и пречист, устанавливает среди Его рабов тех, кто выполняет все эти задачи. Таковы степени имамов и тех малочисленных выдающихся представителей мусульманской общины, степени реформаторов. И человеку не надлежит равнять себя по ним и заставлять себя заняться всем сразу.

Значит, человек, который говорит: «Я не вижу в отношении себя плодов от знаний»! Ты должен проявить усердие в себе, не занижай мнение о себе, не говори: «Знания не принесли мне никакой пользы» или «Я не извлёк из знаний пользу, поэтому больше не буду приобретать их».

Нет, необходимо, чтобы знания находили свое выражение в выполнении религиозных предписаний, отстранении от запретного, обучении других религии, в хороших словах. Они влияют, даже если это влияние незначительно. Но они непременно должны оставлять хороший след.

А вот если знания не приносят плоды, в том смысле, что их обладатель совершает запретные поступки и большие грехи, да упасёт Аллах, не выполняет в полной мере предписания или не соблюдает права людей, или посягает на их имущество либо честь, либо жизнь, и так далее, то он обязан принести Великому и Всевышнему Аллаху покаяние и обратиться к Нему с любовью, страхом и надеждой. Ведь в таком случае знания являются губительной ношей для него. Мы просим у Аллаха, свят Он и велик, благополучия и отдалённости от зла!».

Источник: http://saleh.af.org.sa/node/346

Да убережет нас Аллах от многобожия, лицемерия, сомнений, страстей, новшеств, ереси, трудностей, дурных нравственных качеств и злого исхода! Амин!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top