Пользы извлекаемые мною из смуты

polzy-izvlekaemye-mnoyu-iz-smuty

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду!

Имам Ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Свет веры может появиться на ком-то только в том случае, если он будет следовать Сунне и сторониться нововведений». См. («Мадаридж ас-саликин», 3/125).

Выдающийся ученый Мукбиль аль-Вадий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Живя во времена смут, мы должны изучать религию Аллаха, чтобы мы смогли отдалиться от смут на основе знаний и дальновидности». См. («Кама аль-муанид», стр. 61).

Некоторые люди думают, что Аллах не заложил в подобных смутах и конфликтах никакого добра.

Я говорю о себе, мой брат: «По милости Всевышнего Аллаха, я извлёк пользу от этой смуты. Она сняла маску с некоторых лиц, которые улыбались передо мной и распространяли клевету за моей спиной. При этом она раскрыла для меня правдивость многих братьев, выявила как умных людей, так и некоторых глупцов, которые следуют за каждым „кричащим“ и верят любому лжецу и клеветнику.

Мутарриф ибн аш-Шаххир, да смилуется над ним Аллах, сообщил: «Настало время для людей, когда лучшим среди них в религии является тот, кто торопится (в поступках, убеждениях…). Но придет время, когда лучшим среди них в религии будет тот, кто проявляет осмотрительность». См. («Шуаб аль-иман», 3/309).

Слово «фитна» названа так потому, что она очищает и отделяет одно от другого ясным образом.

Если бы этого не было, то мы не смогли отличить правдивого от лжеца, любящего от ненавистника, искреннего от лицемера. Именно смуты, конфликты и тяжёлые ситуации раскрывают нравы и внутренние качества людей.

Я также получил ещё одну пользу: снова обдумал и убедился, что сердца рабов находятся в Руках Единственного Могущественного Аллаха. Этот практический урок научил меня тому, что я не должен обольщаться окружающими, кем бы они ни были, и не должен расстраиваться из-за тех, кто порвал отношения со мной. Всё это происходит по предопределению Всевышнего Аллаха.

Когда люди, даже близкие, оставляют тебя, то это не настоящая беда. Каждый день кто-то по причине смерти, нас покидает. Но большая беда приходит тогда, когда мы оставляем их навсегда. Без общения с братьями единоверцами человек впадает в одиночество. Однако это легко пережить тому, кто постоянно обращается к Аллаху и к Его Книге, к примерам из жизни сподвижников и праведных предшественников.

Отдаление от общества иногда имеет свои положительные стороны, особенно во времена смут. Ведь Пророк, мир ему и благословение, который не говорит по прихоти, сказал: «Поклонение в неспокойные времена (искушений, смут) приравнивается переселению ко мне» [Муслим 2948], «Когда ты удерживаешь своё зло от людей, ты делаешь для себя пожертвование (саадака, за которое полагается награда)» [аль-Бухари 3282, и Муслим 36].

Посмотри на эти великие вознаграждения. А мы забываем о них.

Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, написал: «С того времени, как были созданы люди, они постоянно отправляются в путь. И они не перестанут путешествовать, кроме как в Раю или Аду». См. («аль-Фаваид», стр. 400).

Она (смута) научила меня тому, как надо проявлять терпение к другому виду несправедливости, а именно к измышлениям со стороны близкого, друга и товарища. Да, я терпеливо переносил клевету и ложь незнакомого или постороннего человека, врага. Это вполне допустимо. Но поклёпы со стороны близких и друзей являются нечто новым.

Научила меня тому, что любые разговоры о людях только учащаются, раздуваются и приобретают большие масштабы. Множество слов о людях не исправляют сердце. Напротив, его состояние приводит в порядок глубокое размышление, тщательное обдумывание и самоотчёт.

Научила меня тому, что некоторые из тех, кого мы считали малыми, неожиданно выросли, не в годах, а в уме, осмыслении, мудрости мышления, рассудительности, а также в стремлении к примирению и сплочению, в понимании спорящих сторон на основе справедливости без какой-либо крайней склонности к личностям, вне зависимости от их близости.

В противоположность этому она выявила, что некоторые большие люди в годах или степени, которых мы считали благоразумными и осмотрительными, обладают легкомыслием, поспешностью, слепым подражанием, когда не проверяют достоверность передаваемой информации и сообщают другим слухи, не удостоверившись в их правоте.

Научила меня тому, что мирская жизнь намного меньше, чем мы её представляем, как очевидно, и намного ничтожней, чем то, как воображала её моя душа. Эта душа, мой брат, сама по себе ничего не значит. Человек может погибнуть по причине самодовольства или высокомерия. Именно наши души либо придают мирской жизни большое значение, либо считают её ничтожной. По мере твоего внимания этот мир становится значительным, и наоборот. Так пусть твоё основное внимание будет направлено на Последнюю жизнь.

Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллах, написал: «Я нашел причину чувств печали и беспокойства в том, что человек отворачивается от Аллаха, свят Он и велик, и обращается к мирским благам». См. («Сейд аль-хатыр», стр. 542).

Я научился тому, что знания заключаются не в передаче хадисов или чтении аятов, а в практическом применении их и в неуклонном соблюдении их в делах. Слова легки, но знания тяжелы. А вот когда воплощают в жизнь какой-то аят или хадис вопреки желаниям и пристрастиям своей души, то это тяжелей. Поэтому здесь нужно поступать наперекор своим душевным чувствам.

Заметь, что многие молодые братья берут вторых жён, поскольку аяты и хадисы побуждают к этому. И это соответствует желаниям мужчины. Но когда он сталкивается с проблемами и материальными затруднениями, ты видишь, как он сожалеет.

В отличие от этого, аяты и хадисы, где запрещается злословить, сплетничать, передавать слухи без проверки, — многочисленней и известней. Однако большинство мусульман не могут неуклонно следовать им, потому что они противоречат желанию души.

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда раб, находясь наедине, ослушается Великого и Пречистого Аллаха, то из Своего гнева Он вселяет в сердцах верующих неприязнь к нему так, что раб даже не знает об этом». См. ( «аль-Хилья», 1/215).

К примеру, моя душа говорит мне: «Питай неприязнь к такому-то человеку» или «Скажи плохо о таком-то». В таких случаях я не должен слушать её. А представь, если она говорит обратное.

Я получил ещё одну пользу: я побудил эту душу, повелевающую зло, просить прощения за каждого, кто нанёс мне обиду, оскорбил, возвёл на меня поклёп, ложь или клевету. Да простит Аллах того, кто поступил так! Какая мне польза, если верующий подвергнется наказанию из-за меня? Нет, лишь снисхождение принесёт много пользы. Ведь это мой желанный путь к прощению Аллаха.

Я научился тому, что большая часть людей руководствуются своими интересами, и мало, кто руководствуется довольством Аллаха, любовью к Нему, страхом перед Его наказанием.

Я научился, мой брат, тому, что самой дорогой вещью в этой жизни является единство на пути истины, правдивости и милосердия к людям в общем и к мусульманам в особенности, а также положение, когда ты находишь, как какой-то брат помогает тебе в этом, будучи правдивым к тебе, желая принести пользу мусульманам.

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Я слышал, как Абуль Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Только несчастный лишается милосердия» [Сахих аль-Джами 3205].

Ибн аль-Арабий написал: «Сущность милосердия заключается в желании принести пользу. Если же исчезает такое желание из сердца несчастного, и он начинает желать плохого другим, от него уходят иман и Ислам».

Аль-Минавий написал: «Ведь милосердие к творениям является мягкостью сердца, а его мягкость служит признаком веры. И у кого нет сострадания, у того нет веры. А у кого нет веры, тот — несчастный. Поэтому если кто-то не обладает милосердием, он становится несчастным».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поддерживай связь с тем, кто перестал с тобой общаться. Сделай добро тому, кто причинил тебе зло, и говори всегда правду, хоть даже против самого себя». См. («Сахих аль-джамиа», 3769).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте себя от Огня хоть даже половиной финика, а если вы не найдете, то посредством доброго слова». См. («Сахих аль-джамиа», стр. 115).

Да убережет нас Аллах от многобожия, лицемерия, сомнений, страстей, новшеств, ереси, трудностей, дурных нравственных качеств и злого исхода!
Амин!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top