Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 24

poleznye-svedeniya-o-dostoinstvax-i-blagonraviyax-proroka-muxammada-chast-24

МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ

 

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !

(ЧАСТЬ 24)

 

 

قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى

 

 

Свет Ислама
—2017—


Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.

Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».

© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Чистота — веление Ислама

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел к нему в гости и увидел там человека с взъерошенными волосами. Он сказал: “Он что, не нашел ничего, чтобы причесать свои волосы?!” А увидев человека в запачканной одежде, он сказал: “Он что, не нашел воды, чтобы постирать свою одежду?!”»[1].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними»[2].

«Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, использование зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, промывание суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос с лобка и использование воды для подмывания»[3].

«Пять вещей являются естественными (или: Естественными являются пять вещей): обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос под мышками и подстригание усов»[4].

«Если бы это не было тяжко для (членов) моей общины (или: для людей), я обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой»[5].

«Мисвак — чище для рта и угоднее для Господа»[6].

Об этикете приветствия

Всевышний Аллах сказал: «Когда вас приветствуют, то отвечайте лучшим приветствием или тем же самым» (4:86).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всех к Аллаху те люди, которые первыми приветствуют других»[7].

Сообщается, что Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Какое проявление ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”»[8].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир[9] между собой!»[10].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всадник должен первым приветствовать пешего, идущий — сидящего, а малочисленная группа людей — многочисленную»[11].

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо играющих детей и поздоровался с ними»[12].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если люди писания поприветствуют вас, то ответьте им: “Ва ‘алейкум” (что значит: и вам того же!)»[13].

Сообщается, что Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) сказал: «Один мужчина пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Ас-саламу ‘алейкум!” (мир вам!). Его поприветствовали в ответ, и он сел, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Десять”. Затем вошел другой человек и сказал: “Ас-саламу ‘алейкум ва рахматуллах!” (мир вам и милость Аллаха!). Его тоже поприветствовали, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Двадцать”. Когда вошел третий гость и сказал: “Ас-саламу ‘алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!” (мир вам, милость и благословение Аллаха!) и люди ответили ему, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тридцать”[14]. Говоря так, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, какое вознаграждение получает мусульманин, когда приветствует своих братьев»[15].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Входя в дом, приветствуйте его хозяев миром, а выходя оттуда, прощайтесь с ними и желайте им мира»[16].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сынок, приходя в семью, приветствуй их миром, и тогда [Аллах] благословит тебя и твою семью»[17].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отвечайте тому, кто начал разговор прежде, чем поздоровался»[18].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас встретит брата своего, пусть поприветствует его, а если их разделит дерево, стена или камень, то когда они сойдутся вновь, пусть он поприветствует его снова»[19].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достаточно, если за несколько идущих вместе человек поздоровается кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие»[20].

Передают, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Однажды] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал меня послал меня с каким-то поручением, и я догнал его, когда он уже находился в пути. Я поприветствовал его, и он сделал мне знак рукой, закончив же [молиться, Пророк (мир ему и благословение Аллаха)] подозвал меня и сказал: “Недавно ты поприветствовал меня, но я был занят молитвой”, и в это время лицо его было обращено к востоку»[21].

Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Биляля, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал на приветствие, когда совершал молитву. Он сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал свою кисть»[22].

Содержание этого хадиса указывает на то, что если кто-нибудь обратится с приветствием к человеку, занятому совершением молитвы, то достаточно будет ответить ему знаком, ничего не говоря при этом.

Тем более допустимо приветствовать читающего Коран, поминающего Аллаха и обучающего других чему-либо.

Рукопожатие, а не поцелуй

Сообщается, что Абу аль-Хаттаб Катада сказал: «Однажды я спросил Анаса (да будет доволен им Аллах) здоровались ли сподвижники Пророка за руку». Он ответил: «Да»[23].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если два мусульманина при встрече пожмут друг другу руки, то их грехи непременно будут прощены им еще до того, как они расстанутся друг с другом»[24].

Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Завтра к вам прибудут люди, сердца которых более чувствительны к исламу, чем ваши».

Это были жители Йемена из рода аль-Аш‘ар, и среди них был Абу Муса аль-Аш‘ари. Подойдя к Медине, они начали воспевать стихи: «Завтра мы встретимся с теми, кого любим, — с Мухаммадом и его сподвижниками».

А прибыв в город, они стали здороваться с мусульманами, пожимая им руки. Они были первыми, кто ввел этот обычай[25].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если два верующих при встрече поприветствовали друг друга и пожали друг другу руки, то их грехи осыпаются с них, как листья осыпаются с деревьев»[26].

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Некий мужчина сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, должен ли человек при встрече со своим братом или другом кланяться ему?”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Нет”.
– А обнимать и целовать его?
“Нет”.
– А пожимать ему руку?
“Да”»[27].

«Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обнимались, когда одни из них возвращались из поездки.

Что же касается целования руки, то многие хадисы подтверждают тот факт, что сподвижники целовали руку посланнику Аллаха. Мы считаем также дозволенным целовать руку ученому, если только он сам надменно не протягивает для этого руку. Но нельзя целовать руку в надежде получить чье-либо благословение, или превращать это в обычай, или замещать этим рукопожатие»

Цитировано с сокращениями по «ас-Сильсиля ас-сахиха» Аль-Альбани[28].

Я не пожимаю рук женщинам

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не здороваюсь за руку с женщинами. Воистину, то, что я говорю одной женщине, принимая от нее присягу, относится ко всем»[29].

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Клянусь Аллахом, рука Пророка (мир ему и благословение Аллаха) никогда не касалась руки женщины, когда они присягали ему. Принимая от них присягу, он лишь говорил: “Я принял от тебя эту присягу”[30]»[31].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, проткнуть голову железной иглой лучше, чем прикоснуться к женщине, на которую у вас нет права»[32].

Продолжение следует ин шаа Аллах…

Сноски

[1] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4062); ас-Сильсиля ас-сахиха (492)].
[2] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4187); ат-Тирмизи (1755); Ибн Маджах (3635); Ахмад (24812); ас-Сильсиля ас-сахиха (500)].
[3] [Краткое изложение Сахиха Муслима (185)].
[4] [Аль-Бухари, Муслим, Абу дауд, ат-Тирмизи и другие. Краткое изложение Сахиха Муслима (184)].
[5] [Аль-Бухари (847) и Муслим (252). Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (471)].
[6] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (5); Ахмад (24249). Сахих аль-джами ас-сагир (3695)].
[7] Достоверный хадис. [Абу Дауд (5197); Ахмад (22246); ас-Сильсиля ас-сахиха (3382)].
[8] [Аль-Бухари (12); Муслим (39–63); Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1965)].
[9] То есть приветствуйте друг друга словами «Мир вам» (Ас-саляму ‘аляй-кум), что будет способствовать поддержанию добрых отношений между отдельными людьми и миру в обществе в целом.
[10] [Муслим (54) и ат-Тирмизи (2688). Краткое изложение Сахиха Муслима (43)].
[11] [Аль-Бухари (5878); Муслим (2160); Ибн Хиббан (498) ат-Тирмизи (2703) и Ахмад (10633). Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1964)].
[12] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1968)].
[13] [Аль-Бухари (6572); Муслим (2163); Ахмад (12489)].
[14] Это значит, что первому за его приветствие было записано совершение дести благих дел, второму двадцати, а третьему — тридцати.
[15] Хороший хадис. [Абу Дауд (5195); ат-Тирмизи (2689) и Ахмад (19962)].
[16] Хороший хадис. [Аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» (8459)].
[17] Хороший хадис. [Ат-Тирмизи (2699)].
[18] Хороший хадис. [Ат-Табарани. аль-аусат (8/199); Абу Ну‘айм; ас-Сильсиля ас-сахиха (816)].
[19] Достоверный хадис. [Абу Дауд (5200) и аль-Бухари. аль-Адаб аль-муфрад (1010); ас-Сильсиля ас-сахиха (186)].
[20] Хороший хадис. [Абу Дауд (5210); аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» (17725); Сахих аль-джами ас-сагир (8023)].
[21] Краткое изложение Сахиха Муслима (337)].
[22] Достоверный хадис. [Абу Дауд (927); ат-Тирмизи (368) и другие. Аль-Арнаут и аль-Альбани считали его достоверным].
[23] [Аль-Бухари хадис (6263)].
[24] Хороший хадис. [ат-Тирмизи (2727); Абу Дауд (5212), Ибн Маджах (3703); ас-Сильсиля ас-сахиха (525)].
[25] Достоверное сообщение. [Ахмад (5213); Абу Дауд (16204); ас-Сильсиля ас-сахиха (527)].
[26] [ас-Сильсиля ас-сахиха (526, 2004)].
[27] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2728); Ибн Маджах (3702); Ахмад (13067); ас-Сильсиля ас-сахиха (160)].
[28] [Ас-Сильсиля ас-сахиха (1/203)].
[29] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (4181); ат-Тирмизи (1597); Ахмад (27053, 27054); ас-Сильсиля ас-сахиха (529)].
[30] Имеется в виду клятва на верность исламу.
[31] [Аль-Бухари (4891, 5288); Муслим (1866–88); Ахмад (26369)].
[32] Сахих аль-джами ас-сагир (5045); ас-Сильсиля ас-сахиха (226)].

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top