Из высказываний саляфов (праведных предшественников)

iz-vyskazyvanij-salafov-pravednyx-predshestvennikov

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Айюб ас-Сахтияни (умер 131г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Каждый раз, когда приверженец нововведения проявляет большее усердие, он ещё больше отдаляется от Аллаха». См. («аль-Иатисам», 1/80).

Айюб ас-Сахтияни (умер 131г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:  «Ты не сможешь узнать ошибку твоего учителя, пока не станешь учиться у другого человека». См. («Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», 1/197).

Хассан ибн Атыйя (умер 130 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Чем больше раб узнает об Аллахе, тем больше люди через него приближаются к милости Аллаха». См. («Джами баян аль-ильм ва фадлих», 1508).

Хассан ибн Атыйя (умер 130г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если люди вводят в своей религии какое-то новшество, Аллах непременно отнимает что-нибудь подобное из Сунны, а затем уже не возвращает это им до Судного дня». См. («Замм аль-калям ва ахлих», 5/120).

Юсуф ибн Якуб аль-Кады (умер 297г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знания — это вещь, которая не отдаст тебе часть себя, пока ты не отдашь ей себя полностью» См. («Тарих Багдад», 14/249).

Убейдуллах ибн Джафар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто больше других осмеливается издавать фетвы (о том, о чем у него нет знаний), тот больше других осмеливается попасть в Огонь». См. («аль-Джами ас-сагыр», стр. 83).

Абу Хусейн аль-Асади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Один из вас издает фетву в вопросе, который если бы рассматривал Умар, он бы собрал всех участников битвы при Бадре». См. («ас-Сияр», 5/412).

Сахнун ибн Саид, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто больше всех осмеливается отвечать на религиозные вопросы, тот меньше всех знает». См. («Иалям аль-мувакыйин», 1/41).

Абдурраззак ас-Санаани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любое знание, которое не сохранено в сердце человека, не считается знанием». См. («аль-Джамиа аль-Хатыба», 1818).

Аль-Фудейль ибн Ийяд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто увидел, как его брат совершает порицаемый поступок, и улыбнулся ему в лицо, — тот предал его». См. («аль-Муджаляса ва джавахир аль-ильм», 5/115).

Аль-Фудейль ибн Ийяд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Каждый из нас, кто полюбил главенство, обязательно начинает завидовать, притеснять, выслеживать недостатки людей и проявлять нежелание хорошо отзываться о ком-то». См. («Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», стр. 971).

Хабиб ибн Абейд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Абу Умама рассказывал нам хадисы подобно человеку, на котором возложена обязанность передать то, что он слышал». См. («Мусаннаф Ибн Абу Шейба», 35878).

Мухаммад ибн Али, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Дело будет считаться благодеянием в том случае, если человек считает его незначительным, не отлаживает его на потом и совершает его скрыто (не перед людьми)». См. («аль-Ахбар аль-мувафакаят», стр. 256).

Имам аш-Шааби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если бы человек поехал с отдаленной части Шама в самую отдаленную часть Йемена, чтобы услышать мудрые слова, то я бы не считал его поездку напрасной и бесполезной». См. («Джами баян аль-ильм», стр. 578).

Вахб ибн Мунаббих, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кого постигают какие-то беды, — направлен путем пророков, мир им и благословение». См. («аль-Хилья», 4/56).

Имам аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Вера — слова и дела, которые являются двумя неразлучными качествами, и одно из них не принесет пользу, кроме как посредством второго». См. («Фатава Шейхуль-ислама», 7/295).

Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ложь — основа лицемерия». См. («аз-Зухд», имам Ахмад, стр. 225).

Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученый — врач этой общины, а (любовь) к деньгам — её болезнь. И если врач привлекает к себе болезнь, то как он может лечить других?!». См. («Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», 2/25).

Муттариф ибн Абдуллах, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Самое отвратительное стремление — это когда ты совершаешь дела последнего мира (праведные деяния) ради мирской жизни». См. («аз-Зухд», имам Ахмад, стр. 197).

Мансур ибн аль-Муатамир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Печаль и грусть добавляют благодеяния, а заносчивость и высокомерие увеличивают злодеяния». См. («аль-Хилья», 3/59).

Али ибн аль-Хусейн, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я смущаюсь перед Аллахом того, чтобы я увидел одного из своих братьев и попросил у Аллаха для него (место) в Раю, а затем проявил скупость к нему в чём-то мирском!». См. («ас-Сияр», 4/394).

Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мудрый человек не скрывает свою мудрость и не спорит в отношении неё, а распространяет мудрость, и если её принимают, он благодарит Аллаха, а если отвергают, он тоже благодарит Аллаха». См. («Шарх ас-Сунна аль-Барбахари», стр. 126).

Имам Абдуллах Ибн аль-Мубарак, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я не знаю ничего лучшего, после пророчества, чем распространение знаний». См. («ас-Сияр», 8/388).

Яхья ибн Абу Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я узнаю сообразительность человека по его делам, а также узнаю несообразительность человека по его делам». См. («аль-Хилья», 3/68).

Амр ибн Кейс аль-Муляи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты узнал о каком-то благом деле, то постарайся совершить его, хоть один раз, чтобы стать из его последователей». См. («Тарих Багдада», 14/62).

Малик ибн Динар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты видишь черствость в своём сердце, слабость в своём теле и лишение в своём уделе, то знай, что ты говорил о том, что тебя не касается». См. («Фейд аль-кадир», 1/369).

Исламский историк хафиз аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Каждый, кто не боится оказаться в адском Огне, является обольщенным, который не опасается хитрости Аллаха в отношении него (под хитростью имеется в виду, что Аллах дарует человеку различные мирские блага, а тот продолжает совершать грехи и ослушаться, заслуживая при этом наказания по причине своей беспечности и греховности)». См. («ас-Сияр», 6/291).

Ибн Батта аль-Укбари, написал: «Поистине, эти смуты и заблуждения разоблачили многих людей и раскрыли их порочные основы. И самый благополучный человек — это тот, кто больше других оберегает свой язык (от запретных и бесполезных слов), занимается своими религиозными делами и оставляет то, что его не касается…» См. («аль-Ибана аль-кубра», 2/596).

Биляль ибн Саад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не будь приближенным Аллаха в явных делах, а в душе — Его врагом». См. («Тахзиб аль-камаль», аль-Миззи, 4/294).

Учись и приобретай высокие нравы, прежде чем ты заявишь о своём следовании им!
Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мы видели, как они воздерживались в еде, питье, одежде, а вот если кто-то оспаривал с одним из них власть и главенствующее место, то они начинали упираться подобно тому, как бараны бодают друг друга». См. («Джамиа аль-масаиль», 1/53).

Биляль ибн Саад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если греховный поступок скрыт, то он навредит только тому, кто совершил его, а вот если он выявлен и при этом его не порицают, то такой греховный поступок принесет вред простым людям (которые обольстятся и тоже впадут в этот грех)». См. («Тахзиб аль-камаль», аль-Миззи», 4/294).

Малик ибн Динар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сражайтесь со своими желаниями (идущими вопреки Шариату) так же, как вы сражаетесь со своими врагами» См. («аль-Камиль фи ал-люга ва аль-адаб», стр. 187).

Ибрахим ан-Нахаи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто стремится получить что-то из знаний ради Аллаха, тому Аллах дарует достаточный удел знаний». См. («Мусаннаф Ибн Абу Шейба», 36548).

Хафиз ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если люди совершают какие-то грехи, то это приводит к незнанию некоторых вопросов их религии». См. («Фатх аль-Бари», 1/187).

Маймун ибн Махран, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не спорь ни с ученым, ни с невеждой. Ведь если ты будешь спорить с ученых, то не сможешь достичь его знаний, а если ты станешь спорить с невеждой, то твоё сердце зачерствеет и ожесточится». См. («Джамиа баян аль-ильм ва фадлих», стр. 835).

Аль-Кады ибн аль-Араби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сердце не может быть чистым, если оно ненавидит, завидует, восхищается, высокомерничает. Так, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обусловил полноценную веру тем, чтобы человек желал для своего брата того же, что желает самому себе». См. («аль-Ахкам аль-Куран», 3/459).

Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Получение знаний — это не знание передач (сообщений) от такого-то и от такого-то, напротив, настоящее получение знаний выражается в проявлении страха перед Аллахом, свят Он и велик». См. («аль-Хилья», 2/365).

Аль-Фудейль ибн аль-Ийяд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Верующий мало говорит и много делает, а лицемер много говорит и мало делает» («Ахляк аш-шуюх», стр. 129).

Аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты захочешь получить множество знаний сразу, в таком случае они одолеют тебя, а ты не сможешь их приобрести. А вот если ты будешь получать их постепенно в течение долгих дней и ночей, тебе удастся приобрести их» («аль-Хилья», 2/24).

Выдающийся ученый Мукбиль ибн Хади аль-Вадий, да смилуется над ним Аллах, Муджахид ибн Джабр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет блага в общении с тем, кто не видит для тебя таких же прав (уважения, поддержки…), какие он видит для себя» («аль-Амали» Ибн Самун», стр. 265).

Абдуррахман ибн Махди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Раньше если человек встречал того, кто выше его в знаниях, это было днём трофеев (то есть большой радостью, что он сможет узнать что-нибудь новое о религии)» («аль-Адаб аш-шарийя», 2/54).

Сулейман ат-Таймий, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты станешь принимать дозволяющие фетвы каждого ученого, то в тебе объединится всё зло» («ас-Сияр», 6/198).

Ибн Дакык аль-Йид, да смилуется над ним Аллах, рассказал: «Когда я встретился с Ибн Таймийей, то увидел человека, перед глазами которого были все науки, он брал и оставлял то, что пожелает (то есть он обладал большими познаниями в каждой науке и умел правильно применять их)» («аль-Максыд аль-аршад», 1/135).

Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я ни о ком не злословил с тех пор, как узнал, что злословие вредит тем, кто плохо говорит за спиной других» («ас-Сияр», 12/439).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top