Из чёткого описания намаза Пророка, мир ему и благословение Аллаха

iz-chyotkogo-opisaniya-namaza-proroka

Сухайб ибн Абд аль-Джаббар

 

ИЗ ЧЁТКОГО ОПИСАНИЯ НАМАЗА ПРОРОКА
мир ему и благословение Аллаха
В ГЛАВНЫХ СВОДАХ СУННЫ

 

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим у Него о помощи и прощении. Мы прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от скверны наших деяний. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с него, а кого Он введет в заблуждение, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

Поистине, самыми лучшими словами является речь Аллаха, а самым лучшим путем — путь Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а худшие деяния — это новшества. Каждое же новшество представляют собой нововведение, а все нововведения — это заблуждения, которые окажутся в Огне.

Первый хадис:

Мухаммад ибн ‘Амру ибн ‘Ата передаёт:

«Я присутствовал на собрании[1] сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха[2], среди которых был и Абу Катада[3], и они стали обсуждать молитву Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Тогда Абу Хумайд ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах,[4] сказал:

“Я лучше всех вас помню, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”.

Они удивлённо спросили: “Почему?! Клянёмся Аллахом, ты проводил с ним не больше времени, чем мы, и ты стал сподвижником не раньше нас”.

Он ответил: “Да, это так”.

Затем они попросили: “Так расскажи нам”.

И он начал рассказывать:

“Когда Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, становился для выполнения молитвы, он полностью выпрямлялся[5], обращался лицом в сторону Ка‘бы, поднимал руки[6] до уровня плеч, а потом произносил слова: “Аллаху Акбар/Аллах Велик”»[7].

По другой версии: «Затем он говорил вслух: “Аллаху Акбар”. При этом выпрямлялся так, чтобы все позвонки и суставы заняли своё должное место и приняли устойчивое положение[8].

А когда собирался совершить поясной поклон, поднимал руки до уровня плеч, затем произносил: “Аллаху Акбар”, и совершал поясной поклон[9]. При этом он плотно прижимал ладони к коленям, растопырив пальца[10], будто сжимал ими колени. Также отводил локти от боков[11], наклонял спину[12], распрямлял её и держал ровно, ни опуская и ни поднимая голову»[13].

По другой версии: «Он не опускал голову слишком низко и не поднимал её слишком высоко[14]. Затем, выпрямляясь, поднимал голову и говорил: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах — Да услышит Аллах того, кто воздал ему хвалу!”. Затем поднимал руки до уровня плеч и, выпрямившись, произносил Аллаху Акбар»[15].

По другой версии: «Затем говорил: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах — Да услышит Аллах того, кто воздал ему хвалу!”, поднимал руки и выпрямлялся так, что каждая кость возвращалась на своё место». Затем опускался вниз в земной поклон со словами “Аллаху Акбар”»[16].

По другой версии: «Затем произносил Аллаху Акбар, и опускался вниз[17]. А когда совершал земной поклон, прижимал нос и лоб плотно к земле, и отводил руки от боков»[18]. «Он отдалил предплечья от подмышек и расположил ладони напротив плеч[19], не растопырив сильно пальцы и не сомкнув их. Кончики пальцев ног, расставленные немного, он обратил в сторону Киблы[20], отстранил друг от друга бёдра, не упираясь в них животом[21].

Затем произнёс Аллаху Акбар и поднял[22] голову, простёр левую ступню и сел на неё[23], а правую поставил вертикально[24]. Он выпрямился так, что каждая кость вернулась на своё место. Потом опустился ниц со словами “Аллаху Акбар”[25]. Затем поднял голову, простёр левую ступню и сел на неё[26], и выпрямился так, что каждая кость вернулась на своё место. Затем поднялся, и проделал то же самое во втором рака’те»[27].

В конце второго рака’та, он сел[28], то есть для ташаххуда[29], на нижнюю часть левой стопы и поставил правую вертикально[30].

По другой версии: «Он распластал левую ногу по земле (подогнув её под себя— Прим. перев) и поставил правую вертикально, обратив её пальцы в сторону Киблы. При этом возложил правую руку на правое колено, а левую — на левое, и направил палец, указательный, прямо[31].

Затем, когда поднялся, завершив второй ракат, он произнёс “Аллаху Акбар” и поднял руки до уровня плеч, как делал в начале молитвы. Потом проделывал то же самое и в оставшейся части молитвы[32]. А в заключительном рака’те (после последнего земного поклона)[33], он просовывал левую ногу под правую, которую он ставил вертикально, и усаживался на ягодицы»[34].

По другой версии: «Просунув левую ногу под правую, он усаживался на левое бедро и левую ягодицу»[35].

По другой версии: «В конце четвёртого рака’та он расположил левое бедро на земле и высунул левую и правую ступню с одной стороны[36]. После чего произносил: “Ас-Салям аляйкум ва рахмату-Ллах”»[37].

Присутствующие сподвижники сказали:

«Ты правильно описал, именно так молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение»[38].


Второй хадис:

Ва‘иль ибн Худжр, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«Однажды я приехал в Медину, и сказал:

“Я непременно понаблюдаю, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молится”[39]. Отправившись в пророческую мечеть, я посмотрел на него:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал ровно, обратился лицом в сторону Киблы, произнёс такбир и поднял руки до уровня плеч»[40].

По другой версии: «Поднял руки ниже ушей»[41]; «до уровня ушей»[42], «так, что я увидел его два больших пальца возле ушей»[43].

Затем он поправил накидку и после положил правую руку[44] на кисть, запястье и предплечье левой руки[45].

По другой версии: «Обхватил правой рукой левую»[46], «расположил их на груди»[47] и просунул внутрь верхней одежды[48].

Когда он прочитал: “Г’айри-ль маг’дуби аляйхим ва ля-д-д’аллин /не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», то сказал: “Амин”»[49].

По другой версии: «Он произнёс громко[50] вслух: “Амин” [51] «Я чётко услышал эти слова, находясь за ним»[52].

«И когда он собрался совершить поясной поклон, вытащил руки с краёв верхней одежды[53], а потом поднял их до уровня плеч[54]. Затем произнёс такбир, и совершил поясной поклон[55], возложив руки на колени»[56], «причём отвёл их от боков»[57]; «отдалил локти и предплечья от боков»[58].

«Поднял голову и выпрямился[59], поднимая руки до уровня плеч[60], со словами: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах — Да услышит Аллах того, кто воздал ему хвалу!”[61]. После произнёс такбир и опустился вниз[62].

Когда он совершал земной поклон[63], его голова была между кистями рук[64], расположенными близи ушей»[65].

По другой версии: «Он поставил ладони на землю на уровне плеч»[66]; «Его руки были на том же расстоянии от ушей, как и в начале молитвы»[67].

«Во время земного поклона он отстранил локти и предплечье от боков[68]. Затем, когда выпрямился[69], он также поднял руки[70]. А когда сел, для ташаххуда[71], то распластал левую ногу по земле (подогнув её под себя) и поставил правую вертикально[72], возложил левую ладонь на левое бедро»[73].

По другой версии: «на левое колено»[74]. Правую ладонь он возложил на левое бедро[75], примкнув к нему локтевой сустав[76]. Затем выпрямил указательный палец[77] правой руки[78], сомкнул большой палец со средним (в виде кольца), а остальные сжал в кулак[79]. Я видел, как он непрерывно шевелил указательным пальцем[80], обращаясь с мольбой, во время ташаххуда[81], и в конце повернул голову вправо со словами[82]: «Ас-Салям аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракату-х»[83]и потом влево: «Ас-Салям аляйкум ва рахмату-Ллахи ва баракату-х»[84], и я даже увидел кожу его щеки»[85].

Позже[86] я приехал к Пророку, мир ему и благословение Аллаха[87], во времена сильного холода[88] и увидел, как его сподвижники[89] поднимали свои руки до грудей. На них были плащи и тулупы, а их руки шевелились под одеждой»[90]; «они поднимали руки внутри одежды[91] по причине холода»[92]».

Взято из книги «аль-Джами‘ ас-Сахих ли-Сунан ва-ль-масанид», собрал Сухайб ибн Абд аль-Джаббар ан-Набульси аль-Филистини / minawi_7@hotmail.com

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Скачать в формате PDF (0.3 MB)
Сноски

[1] Привёл аль-Бухари в «ас-Сахих» (828).

[2] Привёли ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); аль-Бухари в «ас-Сахих» (828); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23647).

[3] Его звали аль-Харис ибн Риб‘и аль-Ансари. Он был конюхом Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Принимал участие в битве при Ухуде и во всех последующих сражениях. Скончался в Медине или Куфе в 54 г.х.

[4] ‘Амр или Мунзир ибн Са‘д ибн аль-Мунзир или Малик аль-Ансари аль-Хазраджи аль-Мадани. Он был потомком Са‘иды, родоначальника племени аль-Хазрадж. Принимал участие в битве при Ухуде и последующих сражениях. Скончался в 61 году от хиджры в конце правления Му‘авийи ибн Абу Суфйана или в начале правления его сына Йазида.

[5] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23647).

[6] Ибн Маджах в «ас-Сунан» (803); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304).

[7] Ибн Маджах в «ас-Сунан» (862); аль-Бухари в «ас-Сахих» (828); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Абу Дауд в «ас-Сунан» (730).

[8] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061).

[9] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (862).

[10] Абу Дауд в «ас-Сунан» (731); аль-Бухари в «ас-Сахих» (828); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (260); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1039); см. аль-Альбани в «Сыфат ас-салят» (180).

[11] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (260); Абу Дауд в «ас-Сунан» (734).

[12] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (828); Абу Дауд в «ас-Сунан» (731).

[13] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1039).

[14] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061).

[15] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (862).

[16] Абу Дауд в «ас-Сунан» (304); аль-Бухари в «ас-Сахих» (828).

[17] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730).

[18] Абу Дауд в «ас-Сунан» (304); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1101); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061).

[19] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (270); Абу Дауд в «ас-Сунан» (734); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061).

[20] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (828); Абу Дауд в «ас-Сунан» (732).

[21] Эту версию привели Абу Дауд в «ас-Сунан» (735), аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-Кубра» (2544).

Шейх аль-Альбани в «Ирва’» (358); У фразы «отстранил друг от друга бёдра, не упираясь в них животом» слабый иснад по причине передатчика Утба, Ибн Абу Хакима аль-Хамадани. Ибн Хаджр написал о нём в книге «ат-Такриб»: «Он правдив, но часто ошибался». Вскоре я обнаружил слова хафиза в сборнике «аль-Фатх» (2/254) о том, что данное сообщение Утбы привёл Ибн Хиббан и что эта фраза упоминается и в версии Исы, то есть Ибн АбдуЛлаха Малика. Данное сообщение привели Абу Дауд (733) и другие имамы. Однако в нём нет фразы, переданной Утбой.

Как очевидно, она приведена в сборниках Сунны у других ученых. И если это подтверждается, то по меньшей мере эта часть хадиса имеет хорошую степень достоверности. Аллах лучше знает об этом. Кроме того, аль-Альбани назвал данный хадис достоверным в «аль-Мишкат» (801).

[22] Абу Дауд в «ас-Сунан» (963).

[23] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730).

[24] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (828).

[25] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Абу Дауд в «ас-Сунан» (734); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (863); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23647).

[26] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304).

[27] ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23647).

[28] Абу Дауд в «ас-Сунан» (731).

[29] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (293).

[30] Абу Дауд в «ас-Сунан» (731).

[31] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (293); Абу Дауд в «ас-Сунан» (734).

[32] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1181); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (862); имам Ахмад в «аль-Муснад» (13647).

[33] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304).

[34] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (828).

[35] Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1262); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061).

[36] Абу Дауд в «ас-Сунан» (731).

[37] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (304); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1262); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23647).

[38] Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1061); Абу Дауд в «ас-Сунан» (730); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (305).

[39] См. ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (292).

[40] Этот хадис передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870); ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Муслим в «ас-Сахих» (401–54); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный».

[41] Передал ан-Насаи в «ас-Сунан» (932).

[42] Передал ан-Насаи в «ас-Сунан» (879); Муслим в «ас-Сахих» (401–54); Абу Дауд в «ас-Сунан» 726(); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (867).

[43] Передали ан-Насаи в «ас-Сунан» (1102); Абу Дауд в «ас-Сунан» (737); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18869).

[44] Муслим в «ас-Сахих» (401–54).

[45] Передали ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Абу Дауд в «ас-Сунан» (727); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18890).

[46] Передали ан-Насаи в «ас-Сунан» (887); Муслим в «ас-Сахих» (401–54); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (810).

[47] Передали ан-Насаи в «ас-Сунан» (887); Муслим в «ас-Сахих» (401–54); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (810).

Никто из составителей девяти главных сводов Сунны не передал выражение «на груди», кроме имама Ахмада (22017), с цепочкой от Кабиса ибн Хульба от его отца, который сообщил: «Я видел, как Пророк отводил руки по сторонам и располагал их на груди». Яхья добавил: «Он возлагал правую кисть на левую выше локтевого сустава».

Но шейх Шуейб аль-Арнаут отметил: «Данный хадис достоверен в силу других подобных сообщений, за исключением фразы «и располагал на груди». У него слабый иснад из-за недостаточных сведений о Кабиса ибн Хульбе. Его привели целиком и частично Абдур-Раззак (3207), Ибн Каниа в «Му‘джам ас-сахаба» (3/199), ат-Табарани (22/415, 421), ад-Даракутни (1/286), аль-Байхакы (2/295) с разными версиями от Суфьяна ас-Саури, с таким же иснадом.

В собраниях «ас-Сунан» у Ибн Хузеймы (479) и у аль-Байхакы (2/30) передано два хадиса от Ваиля ибн Худжра о расположении рук на груди во время молитвы, с двумя слабыми иснадами.

Шейх аль-Альбани расценил данный хадис со всеми его путями передачи как достоверный. Он написал о хадисе, упомянутом в сборнике Ибн Хузеймы: «Его иснад является слабым, поскольку Муаммаль ибн Исмаиль имел плохую память. Однако этот хадис достоверен. Он подтверждён другими схожими по смыслу версиями. Относительно расположения рук на груди есть подкрепляющие хадисы». См. «аль-Ирва» (№353).

[48] Абу Дауд в «ас-Сунан» (723).

[49] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (932); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (248).

[50] Абу Дауд в «ас-Сунан» (933); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18889); См. аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-Сахиха» (464).

[51] Абу Дауд в «ас-Сунан» (932); ан-Насаи в «ас-Сунан» (879); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (248); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18888).

[52] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (932); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (855); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18861).

[53] Муслим в «ас-Сахих» (401–54); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1265); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18886).

[54] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1159).

[55] Муслим в «ас-Сахих» (401–54); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18886).

[56] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18898).

[57] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18898), Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный».

[58] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18897), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный», также подтвердил его достоверность шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в «Сыфат ас-саля» (2/636).

[59] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1265); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726).

[60] Муслим в «ас-Сахих» (401–54); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1102); Абу Дауд в «ас-Сунан» (723); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18886).

[61] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[62] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1102).

[63] Муслим в «ас-Сахих» (401–54); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726).

[64] Абу Дауд в «ас-Сунан» (723); Муслим в «ас-Сахих» (401–54); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1265); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (271); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18864).

[65] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18865), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный».

[66] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[67] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1102); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726).

[68] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18897), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный». Также подтвердил его достоверность шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в «Сыфат ас-саля» (2/636).

[69] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (889).

[70] Абу Дауд в «ас-Сунан» (723); ан-Насаи в «ас-Сунан» (889), шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, назвал его «достоверным».

[71] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (292).

[72] Ибн Хузейма в «ас-Сахих» (691); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (292); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[73] Ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (292); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726).

[74] Абу Дауд в «ас-Сунан» (988); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[75] Абу Дауд в «ас-Сунан» (889); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18890). Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1159).

[76] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[77] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18878); ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Абу Дауд в «ас-Сунан» (957). Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Его иснад достоверный».

[78] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1265); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726).

[79] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18878); ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Абу Дауд в «ас-Сунан» (726); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18870).

[80] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (889); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (912); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18890).

Предложение «Я видел, как он шевелил указательным пальцем» приведено в «Сунан ан-Насаи» и в «Муснаде имама Ахмада».

Аль-Альбани написал в «ас-Сахиха» (2247):

«Это выражение привели Абу Дауд и другие составители собраний Сунан, Ахмад (4/318) и ат-Табарани (22/35/82). Его назвали достоверным Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд, ан-Навави, Ибн аль-Каййим». Данная фраза приводится в «Сахих Абу Дауда»; причем аль-Альбани посчитал её достоверной, в «аль-Ирва» (367).

Аль-Альбани написал в книге «Тамам аль-минна» (на стр. 217): «Аль-Байхакы сказал: “Возможно, под шевелением пальца имеется в виду указание им, а не повторные движения. В таком случае это соответствует сообщению Ибн аз-Зубейра о том, ‹что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указывал пальцем во время мольбы ташаххуда, но не шевелил им›, как передал Абу Дауд с достоверным иснадом и процитировал ан-Навави».

Я говорю (т.е аль-Альбани):

«Наоборот, этот иснад недостоверен, а упомянутое толкование противоречит явному смыслу хадиса. И если бы это толкование действительно являлось правильным, то можно было бы применить его, не отменяя явный смысл хадиса Ва’иля. Два разных понимания совмещают тем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, иногда двигал пальцем, а иногда нет, или поясняют: «Утверждение (движений) главнее отрицания».

Ибн аль-Каййим назвал данную версию хадиса (Ибн аз-Зубейра) слабой в книге «аз-Задуль-Маад». Я детально разъяснил его степень в «Тахридж сыфат салят ан-Набий, мир ему и благословение, и в «Дайиф Абу Дауда» (175). Поэтому нет никаких сомнений в его слабости.

По сути, этот хадис передал Мухаммад ибн Аджалян от Амира ибн АбдуЛлаха ибн аз-Зубейра. В свою очередь есть некая критика в адрес Ибн Аджляна. От него сообщили этот хадис четыре надёжных передатчика, кроме слов «но не шевелил им». Его также сообщили два достойных доверия от Амира. Как очевидно, дополнение (но не шевелил им) противоречит версии надёжных людей и является слабым. Тебе достаточно в качестве довода его недостоверности того факта, что Муслим привёл данный хадис без упомянутого дополнения тоже от Ибн Аджляна. Но это упустил из виду составитель комментариев к книге «Задуль-Маад» (т.е. аль-Арнаут— Прим Перев). Он посчитал хорошим и сильным иснад хадиса с дополнительным выражением (но не шевелил им), в своих примечаниях к «Шарх ас-Сунна» (3/178). К тому же он привёл вслед за ним хадис Ва’иля о шевелении пальцем и назвал его достоверным, и не попытался совместить смысл двух хадисов. Кажется, ему не интересна практическая сторона фикха, поэтому он не шевелит пальцем во время ташаххуда.

Я добавлю здесь новую полезную информацию в этой теме. Так, я говорю:

«В последнее время я увидел, что шейх Ахмад аль-Гумари счёл в изданной недавно своей книге «Руководство в уточнении источников и оценки хадисов, приведённых в труде «Начало муджтахида»аль-Хидаяту фи тахридж ахадис аль-бидая»… счёл в ней (3/136 – 140) слабым данный хадис Ва’иля. Он заявил, что именно некоторые передатчики внесли фразу «шевелил (двигал)», поскольку большинство из них упомянули только «указание пальцем» без слова «шевеление».

В последней моей поездке с целью Умры, в начале месяца Джумада 1 в 1408 году по хиджре, один из искателей знаний дал мне, когда я находился в Джидде, статью, отксерокопированную из суданского журнала «аль-Истиджаба», под названием:

«Объявление недостоверности хадиса о шевелении пальцем при ташаххуде (в силу отклонения от версии других передатчиков) и доказательство указания им по Сунне».

Она принадлежала одному из йеменских искателей знаний. В общем, он разделял позицию аль-Гумари в том, о чём шла речь выше. Однако он отличился обширностью исследований о хадисах «указания пальцем», которые переданы от некоторых сподвижников. Процитировал многие подобные версии, особенно с цепочкой от ‘Асыма ибн Кулейба от его отца от Ва’иля, а также сообщение Заида ибн Кудама от ‘Асыма, где ясно говорится о «шевелении». Он приложил явное усилие в пояснении основы всех этих хадисов, вместе с упоминанием глав и страниц их источников. И мы желаем, дабы Аллах вознаградил его прекрасной наградой за этот труд.

Но я считаю, и Аллаху ведомо лучше, — что одиночное сообщение За’ида о «шевелении пальцем» не расценивается как «отклонённое», по следующим причинам:

Во-первых, ученые признали его достоверность и приемлемость. Даже те, кто не поступал сообразно ему, например: аль-Байхакы, ан-Навави и другие, все они толковали и разъясняли смысл хадиса по версии За’ида, вне зависимости говорили о его достоверности или соглашались с этим. Ведь ни для кого не секрет, что толкование служит ответвлением признания надёжности. Если бы дело обстояло иначе, то аль-Байхакы не стал бы истолковывать «шевеление» в значении «указания пальцем» без движения им, согласно упомянутой цитате. Он бы просто сказал о слабости версии За’ида по причине его противоречия версиям большинства передатчиков, как сделал йеменский брат. Тем более, что именно хадис Ибн аз-Зубейра «…но не шевелил им» подтолкнут аль-Байхакы истолковать хадис. А вот йеменский брат считает «отклонённым (слабым)» дополнение в хадисе Ибн аз-Зубейра, как уже объяснялось выше. Таким образом, нет сообщений, несовместимых с хадисом от За’ида, кроме версий, где упоминается только «указание пальцем», и на это мы ответим дальше.

Во-вторых, слово «указывал» в тех версиях не свидетельствует об отрицании шевеления, поскольку в обиходной арабской речи очень часто указание сочетается с движением. Например, человек указывает жестами стоящему вдалеке человеку подойти к нему, или жестом указывает людям, чтобы они сели». Ведь никому не приходит в голову мысль, что он не двигает рукой. Зачем нам идти далеко?! Лучшим примером, который мы приведём читателю, служит хадис от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, о молитве сподвижников стоя за Пророком, мир ему и благословение Аллаха, когда он сидел, и «вскоре он указал им рукой, чтобы они сели». Его можно найти в сборниках аль-Бухари и Муслима.

Каждый обладатель разума понимает, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не просто поднял руку верх, как при ответе на приветствие ансарам во время молитвы, а двигал ею. Значит, нам не следует думать, что те версии идут вразрез с сообщением о шевелении, и даже вероятно соответствуют ему. По моему убеждению, таков взгляд тех, кто назвал данный хадис достоверным и применил его или тех, кто допустил истинность этого хадиса, но потом истолковал и не сказал о его слабости (шузуз).

Это подтверждает тот факт, что достоверно рассказывается, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, жестикулировал в пятничном обращении указательным пальцем, — как передали Муслим и другие имамы. Сразу возникает мысль, что он двигал им, выражая сущность единобожия, а не просто выпрямил без всяких движений.

Об этом свидетельствует сообщение Ибн Хузеймы в его собрании «Сахих», со слабым иснадом от Сахля ибн Са‘да, подобно хадису от Аммара, где говорится: «Он выпрямлял указательный палец, двигая им». Ибн Хузейма написал в заглавии: «Выпрямление хатыбом указательного пальца при мольбе на минбаре и движение им одновременно».

Суть вышесказанного: указание пальцем не противоположно шевелению им. Напротив, иногда оба действия совершают вместе, как уже разъяснялось, а суждение о несоответствии этих двух действий не приемлемо в отношении арабского языка и фикха. Отсюда выясняется ошибка йеменского брата в его уверенности, что указание полностью исключает движение. Он написал по поводу хадиса от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах: «Указательный палец (то есть выпрямление или шевеление им в ташаххуде) сильнее действует на шайтана, чем (удары) железной палкой»:

«В нём ничего не упоминается о шевелении. Более того, я спрашиваю: «Кто лучше осведомлён о значении хадиса, мы или Ибн Умар?! Нафиа в своём описании молитвы Ибн Умара сказал об указании (выпрямлении), а не о шевелении».

Я отвечаю: «Да, в нём не упоминается ни о шевелении, ни о выпрямлении без движений. Оба варианта могут подразумеваться. Такова правда, и Аллах любит беспристрастие. И чтобы придать ему один из двух смыслов, необходимо доказательство, которое мы уже разъяснили. Безусловно, если б чётко передали, что Ибн Умар не шевелил пальцем, то это послужило бы весомым аргументом мнения йеменского брата, но увы!

В-третьих, допустим, достоверно передали от Ибн Умара или других сподвижников ясные слова об отсутствии движений пальца, тогда бы мы сказали о допустимости двух действий: шевелении и не шевелении, подобно предпочтению ас-Сана‘ани, в «Субулю-с-салям». Хотя для меня предпочтительней шевеление пальцем сообразно правовому правилу: «Утверждение главнее отрицания». Ведь Ва’иль, да будет доволен им Аллах, с большим вниманием и с точностью характеризовал молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, особенно его сидение при ташаххуде. Он сообщил: «Я сказал: “Я непременно понаблюдаю, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молится….”».

После чего Ва’иль рассказал: «А когда он сел, для ташаххуда, то распластал левую ногу по земле (подогнув её под себя) и поставил правую вертикально, возложил левую ладонь на левое бедро»; «на левое колено». Правую ладонь он возложил на левое бедро, примкнув к нему локтевой сустав. Затем выпрямил указательный палец правой руки, сомкнул большой палец со средним в виде кольца, а остальные сжал в кулак. Я видел, как он непрерывно шевелил указательным пальцем, обращаясь с мольбой… Позже я приехал во времена сильного холода, и увидел как у людей, одетых в тёплую одежду, двигались руки под ней от стужи».

Только Ва’иль обратил внимание на тонкие детали ташаххуда Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и упомянул об этом, в отличие от других сподвижников. Вот эти тонкости:

1 – Расстояние локтевого сустава от бедра.

2 – Сжатие руки в кулак и соединение большого пальца со средним в виде кольца.

3 – Поднятие указательного пальца и шевеление им.

4 – Постоянное движение им до конца мольбы.

5 – Поднятие рук под одеждой при последовательности в намазе.

Я говорю: «К очевидной ошибке относится отрицание упомянутого в хадисе шевеления пальцем лишь по причине одиночного сообщения За’ида ибн Кудама, в отличие от остальных передатчиков слов ‘Асыма ибн Кулейба, по двум обстоятельствам:

Во-первых, они сказали об указании (выпрямлении), которое не противоположно движению, как уже разъяснялось.

В конечном счёте, За’ида достоин доверия, всегда тщательно и точно передавал свои сообщения от шейхов. Имамы единогласны в его надёжности, причем аль-Бухари и Муслим опирались на его версии хадисов. Ибн Хиббан написал о нём в книге «ас-Сикат = Надёжные передатчики»: “Он являлся умелым знатоком Сунны. Он всегда старался выслушать хадис три раза и не рассказывал кому-либо его, пока порядочный честный мусульманин не засвидетельствует, что он — из числа последователей Сунны”. Также ад-Даракутни написал о нём: “Он — из имамов, стойких в знании хадисов”. И от Аллаха зависит успех».

[81] Ибн Маджах в «ас-Сунан» (912), Шейх аль-Альбани назвал его «достоверным», см. «Сыфат ас-салят» (с. 158), также он подтвердил его достоверность в «Ирва аль-галиль» (367).

[82] Абу Дауд в «ас-Сунан» (933).

[83] Аль-Альбани написал пояснение в «аль-Ирва» под хадисом № 326: «Узнав о предыдущем объяснении, беспристрастному человеку выявляется, что лучше произносить это дополнение «ва баракату-х», только иногда, потому что данная фраза не приводится в других хадисах о «таслиме». Как доказано из Сунны, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не произносил её постоянно, однако он говорил и так и так».

[84] Абу Дауд в «ас-Сунан» (997); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18873).

[85] Абу Дауд в «ас-Сунан» (933); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18873).

[86] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1159).

[87] Абу Дауд в «ас-Сунан» (729).

[88] Абу Дауд в «ас-Сунан» (727).

[89] Абу Дауд в «ас-Сунан» (729).

[90] Абу Дауд в «ас-Сунан» (728); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18896).

[91] Абу Дауд в «ас-Сунан» (727, 729); имам Ахмад в «аль-Муснад» (18896, 18867); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1159).

[92] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (18890); «Тамам аль-минна» (1/221). Также шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Достоверный хадси».

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top