Пост — это ежегодный экзамен, который мусульманин сдаёт пред Господом

post-eto-ezhegodnyj-ekzamen

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Поистине, Всевышний Аллах выделил для Своих рабов особенные периоды времени — особые дни недели, месяца и года, дабы они запасались в эти дни благими делами, состязались в благом и опережали друг друга в совершении добрых дел. К таким периодам времени относится и месяц рамадан, пост в котором является одним из пяти столпов ислама. Всевышний Аллах повелел нам поститься днём, а к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относятся добровольные ночные молитвы. В этот месяц верующим надлежит совершать как можно больше благих дел, причём награда за них увеличивается многократно.

В каждом виде поклонения, предписанном исламом, заключена мудрость, которую разум каждого человека постигает в меру своих способностей. Есть мудрость, очевидная для любого разумного человека, а есть сокрытая, постижение которой нуждается в размышлении и умственном труде. Всякое поклонение, осуществляемое в строгом соответствии с предписаниями религии, то есть так, как оно должно совершаться, оставляет в душе верующего след, глубина которого зависит от степени искренности, сосредоточенности, прочности связи раба с Господом.

У поклонения, предписанного исламом, есть особая цель — очищение души, избавление её от скверны животных страстей, которые присущи ей изначально, возвышение её до пределов человеческого совершенства, подпитка её понятиями чистыми, небесными, открытие перед ней дороги в высшее, небесное общество. Ведь ислам смотрит на человека как на существо, одинаково склонное к ангельской чистоте и животной скверне — своеобразное смешение земной глины и небесного сияния. Он наделён разумом, волей и способностью отличать скверное от благого, дабы он обрёл счастье в обоих мирах, в жизни ближней и жизни вечной, или же, напротив, стал несчастным в обоих мирах. Это испытание, которому подвергает разум Творец этого разума, Который облагодетельствовал человека посредством разума, дабы проявилось отличие разумного существа от того, которое не обладает разумом.

Поклонение, которое не отражается на очевидных делах человека, неискреннее и подобно телу, лишённому духа. Пост — поклонение пассивное в том смысле, что он представляет собой воздержание от удовлетворения страстей на протяжении всего дня и не содержит в себе очевидных действий, совершаемых органами тела, как, например, в молитве или хадже.

Однако пост оказывает огромное влияние на душу человека. Если говорить о смысле поста, то он заключается в подавлении животных страстей в человеке, укреплении его воли, приучении к самоконтролю. Можно сказать, что пост — это ежегодный экзамен, который мусульманин сдаёт пред Господом. И чтобы сдать этот экзамен успешно, он должен соблюдать пост самым совершенным образом, в точности так, как предписано. Однако оценку за экзамен знает только Аллах, поскольку зависит она от сокрытых факторов, которые не видны человеку и среди которых искренность.

«Задумайтесь же о посте и его значении, ведь пост — это освобождение человека от всех видов рабства — от рабства жизни с её потребностями, от рабства тела с его потребностями в пище и питье, от рабства души с её влечениями, от рабства разума с его устремлениями, от рабства опасностей присутствующих и отсутствующих, — дабы человек чувствовал себя абсолютно свободным. Свободным в своём бытие, в своей воле, в своих действиях. Освобождение души верующего — главная цель поста, как обязательного, так и добровольного, дабы эта душа знала, что она утверждала на земле истину и распоряжалась на ней в соответствии с истиной, и поступала на ней в соответствии с истиной. Всевышний Аллах не желает, чтобы верующий становился ни рабом телесных нужд, потому что его душа сильнее их, ни рабом жизненных потребностей, потому что его душа выше их, ни рабом разных одолевающих внешних сил, потому что её власть больше, чем у этих сил…

И Всевышний пожелал почтить эти виды поклонения и внушил Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он передал людям Его слова: «Пост — для Меня». Соответственно, в нём нет места для совершения действий напоказ, поскольку он целиком посвящён Аллаху и, соблюдая его, можно стремиться только к Лику Аллаха, и Всевышний предназначил его для Себя, в отличие от остальных видов поклонения. Он принимает пост от Своих рабов, и именно Он воздаёт за него, как пожелает.

Всевышний Аллах указал нам на это, приравняв пост к освобождению раба в трёх постановлениях в Своей Книге. Так, в случае непреднамеренного убийства верующего предписано освободить верующего раба и выплатить компенсацию родственникам убитого: «Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом» (Сура 4 «Жещины», аят 92).

Те, которые объявляют своих жён запретными для себя, совершая зыхар, а потом отрекаются от сказанного, должны освободить одного раба, прежде чем они прикоснутся друг к другу: «Если кто-либо   не сможет сделать этого, то он должен поститься в течение двух месяцев без перерыва прежде, чем они прикоснутся друг к другу» (Сура 60 «Испытуемая», аят 4).

И в качестве искупления клятвы предписано освобождать одного раба: «Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня» (Сура 2 «Корова», аят 196).

Посмотрите на то, что Всевышний Аллах предписал делать совершившим эти три греха: освободить верующего раба от рабства, а если они не смогут сделать это, то он должен прилагать усилия для освобождения самих себя от рабства жизненных потребностей и телесных нужд, а также влечений души. Пост, как мы видим — поклонение свободных, воспитание свободных и культура свободных»[1].

Пост был предписан всеми небесными религиями, и смысл его предписания всегда был одним и тем же, только способы его соблюдения различались, а различие внешних проявлений не меняет сути этого поклонения и его смысла. Пост — это воздержание, которое, согласно предписаниям совершенной религии, включает в себя несколько значимых действий.

Мусульмане соблюдают внешние, очевидные из них, в частности воздержание от пищи, но при этом забывают о других, которые являются тайной и сутью поста, главная цель которого — очищение души. Главным из игнорируемых людьми действий, являющихся частью поста, является сдерживание языка, питающего страсть к пустословию, лжи, злословию и сплетням. К таким действиям относится и радость души от связи с Аллахом, наполнение дня благими делами, стремление к своевременному совершению других видов поклонения, к примеру, молитвы, благодеяния по отношению к бедным и нуждающимся и доставление им радости разными способами, дабы все люди принимали участие в этом благе, и сердца их сближались, и разные виды благочестия воспитывали их души и очищали их от всего, что способствует возникновению злобы и ненависти, и утверждали в них добро.

Месяц поста — это больница, в которой человеческие души проходят курс лечения от тех пороков, которые накапливаются в них за остальные месяцы года благодаря удовлетворению животных страстей, к которому побуждает отсутствие препятствий и наличие возможности. Этот месяц лечит этот недуг, отрывая человека от страстей и оберегая его от них, возводя препятствие между постящимся и его животными инстинктами. Однако это лечение оказывается действенным, только если оно применяется целенаправленно и с умеренностью.

Если бы люди исполняли веления своего Господа и останавливались бы у проведённых Им границ, то вся земля жила бы во благе и благополучии, и все её жители были бы счастливы. Однако они следуют своим страстям, портя самих себя и творя нечестие на земле, становясь несчастными сами и делая несчастными других.

В тот день, когда мусульмане поймут, наконец, суть своего поста и превратят его в школу для освобождения своих душ от всякой потребности и всякого порока, Аллах непременно поможет этим постящимся, отказывающимся от удовлетворения потребностей тела и страстей души и стремящимся к тому почёту, который Всевышний оказал потомкам Адама, сотворив их в этом мире равными и свободными, так что нет у одного из них никакого превосходства над другими, кроме превосходства, которое дают богобоязненность и благие дела.[2]

В этой книге собрана Сунна, касающаяся поста, сопровождаемая разъяснениями имамов и указанием на правильное мнение там, где это требуется.

Мы стремимся исключительно к тому, чтобы наши дела совершались с искренним намерением, из стремления к Лику Его, и чтобы нам принесло пользу то, что мы говорим и делаем, и чтобы Он сделал нас ведомыми прямым путём и наставляющими на этот путь других.

И если я в чём-то был прав, то это только от Аллаха, а если я в чём-то ошибся, то это от души моей и от шайтана, и Аллах, и Его Посланник не имеют к этому отношения.

И в заключение прошу тех, кто будет читать эту книгу, обратиться к Аллаху с благими мольбами за меня и за всех, кто принимал участие в подготовке и издании этой книги. Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы этот труд оказался полезным.

Также прошу уважаемых читателей не скупиться на исправления и замечания, и ставить нас в известность об обнаруженных ошибках, чтобы мы могли учесть их в последующих изданиях. За это вы получите награду от Всевышнего, а мы будем признательны и благодарны вам. А Аллах помогает в благих делах.

Абу ‘Умар аль-Газзи

Скачать в формате PDF (3.7 MB)
Сноски

[1] Из статьи великого литератора Махмуда Мухаммада Шакира, ум. 1418 г. х. да смилостивится над ним Аллах. Книга «Поклонение свободных» была опубликована в 1950 г., см. книгу «Сборник статей» (т. 2, с. 937), Каир, Мактабат аль-Ханжи, 2003, 1-ое изд.

[2] Взято из статьи «Смысл поста» имама Мухаммада Башира аль-Ибрахими, ум. 1384 г. х., да смилостивится над ним Аллах. Была опубликована в 1954 г.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top