«Сборник фетв и трудов» Шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина (Часть 1)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
ТОМ ПЕРВЫЙ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: ЕДИНОБОЖИЕ
ФЕТВА № 1
Уважаемого шейха, да возвысит Аллах его степень, спросили об определении единобожие и его видах, и он, да хранит его Аллах[1], ответил:
«Лексическое значение слова таухид это «делать или считать что-либо или кого-либо одним», и этот смысл достигается только при одновременном утверждении и отрицании, то есть отрицании [свойства или действия] для всех остальных и утверждении для одного. Например, мы говорим: «Человек не достигнет единобожия, пока не засвидетельствует, что нет никакого другого Бога кроме Аллаха, отрицая божественность от всего помимо Великого и Всемогущего Аллаха и утверждая, что Богом является только один Аллах».
Это объясняется тем, что просто полное отрицание означает отрицание вообще, а просто утверждение не исключает возможности соучастия в описываемом свойстве или действии кого-либо ещё. Например, если ты скажешь: «Такой-то стоит», то ты здесь утверждаешь, что этот человек стоит, но не утверждаешь того, что стоит только он один, так как возможно, что вместе с ним стоят и другие. Если же ты скажешь: «Нет никого, кто стоит», то ты полностью отрицаешь и не подтверждаешь стояние для кого бы то ни было вообще. Если же ты скажешь: «Нет никого кто стоит, кроме Зейда» то вот тогда ты утверждаешь, что стоит только Зейд, и отрицаешь стояние вместе с ним кого бы то ни было другого. Это и будет значением слова таухид, рассмотренное на реальном примере, то есть таухид или утверждение единственности может быть достигнуто только путём отрицания и утверждения.
Все виды единобожия – утверждения единственности Аллаха, Великого и Всемогущего, входят в общее определение, это «утверждение того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, обладает присущими ему особенностями».
Как сказали учёные, таких особенностей – или составляющих, три:
Первая: единобожие в господстве над мирозданием (таухид ар-рубубийа);
Вторая: единобожие в божественности (таухид аль-улюхийа);
Третья: единобожие в обладании божественными именами и атрибутами (таухид аль-асма ва ас-сыфат).
Учёные узнали об этих составляющих единобожия в результате последовательного и подробного изучения аятов и хадисов, и они обнаружили, что единобожие не выходит за рамки этих трёх составляющих, поэтому они разделили единобожие на три составляющих:
Первая составляющая [или разновидность единобожия]: это признание единобожия в господстве над мирозданием – того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, является Творцом, Властелином, и только Он управляет всем мирозданием. Разъяснение этого:
Во-первых, что касается утверждения того, что только Всевышний Аллах является Творцом, то это означает, что только Всевышний Аллах является Творцом, и нет другого творца помимо Него. Всевышний Аллах сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, кроме Него!»[2].
Разъясняя ложность божеств, которым поклоняются неверные, Всевышний сказал: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?»[3]. Всевышний Аллах это единственный Творец, сотворивший каждую и придавший ей её размер и форму, и сотворение Им включает в себя также всё, что совершается Его творениями, таким образом, всё совершаемое Его творениями также является Его творением. Именно поэтому полнота веры в предопределение заключается в том, что ты веришь в то, что Всевышний Аллах сотворил деяния Своих рабов, как об этом сказал Всевышний Аллах «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете»[4].
Это означает, что действие, совершаемое рабом Аллаха, есть один из атрибутов этого творения, и так как сам раб Аллаха сотворён Аллахом, то Творец всякой вещи является Творцом, в том числе, и атрибутов этого творения. Другим возможным разъяснением является то, что действие раба Аллаха происходит при твёрдой воле и при полной способности, и так как и воля творения, и его способность являются творениями Великого и Всемогущего Аллаха, то это означает, что Творец полноты следствия является и Творцом причины.
Если кто-либо скажет: «Как же нам объединить утверждение о том, что только Великий и Всемогущий Аллах является Творцом, и то, что иногда сотворение признается и за кем-то помимо Аллаха, на что указывают слова Всевышнего „Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!“[5] и слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Оживите то, что вы сотворили!»[6]?».
То ответ ему будет следующим: все остальные помимо Аллаха не создают так, как создаёт Аллах, и они не сотворят того, чего не существовало ранее из ничего и не оживляют мёртвое, сотворение ими есть просто изменение или преобразование вещи из одного состояния в другое, и она всё равно остаётся творением Великого и Всемогущего Аллаха. Так, например, тот, кто делает изображения живых существ, не создаёт чего-то вновь, и самое большое, что он делает — это преобразует вещь из одного состояния в другое, подобно тому, как он делает из глины изображение птицы или изображение верблюда. Или, например, когда кто-то раскрашивает белый лист, превращая его в цветную картинку — краски являются творением Великого и Всемогущего Аллаха, также как и белый лист — это тоже творение Великого и Всемогущего Аллаха. Таково различие между утверждением того, что Творцом является Великий и Всемогущий Аллах, и утверждением о том, что творение создаёт что-либо . Исходя из этого, только Аллах. Пречист Он Всевышний, является единственным Творцом и это присуще только Ему.
Во-вторых: только Всевышнему Аллаху принадлежит вся власть и только Он является Властелином, как об этом сказал Сам Всевышний: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь»[7].
Всевышний сказал: «Скажи: „В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?“«[8]. Таким образом, только один Аллах, Пречист Он Всевышний, является Обладателем абсолютной и всеобъемлющей власти, а признание власти закем-либо помимо Аллаха лишь признание добавочное и относительное. Так, Великий и Всемогущий Аллах, Сам подтверждает обладание властью другими, например, как в словах Всевышнего «или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении»[9] и «кроме своих жён или невольниц, которыми овладели их десницы»[10].
Подобные примеры имеются и в других текстах Корана и Сунны, и они подтверждают обладание властью другими, однако эта их власть и обладание не подобны власти Великого и Всемогущего Аллаха, и их власть неполная и ограниченная, их власть не всеобъемлющая. Так, Амр не владеет домом, принадлежащим Зейду, а Зейд не владеет домом, который принадлежит Амру, однако их владение этими домами ограничено в том смысле, что человек может распоряжаться тем, чем владеет, только так, как ему позволил Аллах, поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил приписывать себе владение имуществом. Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования»[11]. Это указывает на то, что власть человека — это власть неполноценная и ограниченная, в отличие от власти Аллаха, Пречист Он Всевышний, и Его власть всеобщая и абсолютная, Всевышний Аллах делает что пожелает и никто не может спросить Его о том, что Он делает, а все его творения будет спрошены.
В третьих: только Великий и Всемогущий Аллах управляет мирозданием — Он управляет творениями, управляет небесами и землёй, как об этом сказал Сам Аллах, Пречист Он Всевышний: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!»[12], и это управление мирозданием всеобъемлюще и ничто не может выйти за его рамки или противоречить ему. Что же касается управления или распоряжения некоторых творений, например, когда человек распоряжается своим имуществом, рабами, слугами и так далее, то это распоряжение стеснённое и ограниченное, и оно не абсолютно. Таким образом, становится очевидной правильность нашего утверждения о том, что признание единобожия в господстве над мирозданием — это признание того, что только Аллах является Творцом, Властелином и только Он управляет мирозданием.
Вторая составляющая [или разновидность единобожия]: единобожие в божественности (таухид аль-улюхийа) — это признание того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, достоин поклонения. То есть человек не берёт для себя никого наряду с Аллахом, кому бы он поклонялся и к которому бы искал средство приближения так, как он ищет его для приближения к Всевышнему Аллаху. Эта разновидность единобожия — то, в чём сбились с пути многобожники, с которыми сражался Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сделав для себя дозволенными их кровь, имущества, земли и дома, и обращая в рабство их женщин и детей. Данная разновидность единобожия это то, с чем были посланы посланники, были ниспосланы Писания, их призыв содержал и две другие разновидности — единобожие в господстве над мирозданием и единобожие в обладании божественными именами и атрибутами. Однако более всего посланники работали со своими народами над этой разновидностью единобожия — единобожие в поклонении. Оно заключается в том, что человек не посвящает ни один из видов поклонения кому-либо помимо Аллаха, Пречист Он Всевышний – ни приближённому ангелу, ни посланному Пророку, ни святому праведнику и никакому другому творению, так как поклоняться можно только Великому и Всемогущему Аллаху. И тот кто не соблюдает данную разновидность единобожия, тот является неверным и многобожником, даже если и единобожие в господстве над мирозданием и единобожие в именах и атрибутах. Поэтому, если какой-либо человек верует в то, что Аллах, Пречист Он Всевышний, есть Творец и Властелин, и что Он управляет мирозданием, и что Он, Всевышний, единственный заслуживает тех имён и атрибутов, но вместе с этим поклоняется наряду с Аллахом кому-то другому, то признание им единобожия в господстве над мирозданием и единобожия в именах и атрибутах не принесут ему пользы. Если предположить, что какой-то человек полностью подтверждает единобожие в господстве над мирозданием и единобожие в именах и атрибутах, но ходит к могиле и поклоняется тому, кто в ней похоронен, или даёт ему обет зарезать жертвенное животное, через который он стремится приблизиться к нему, то это многобожник и неверный, обречённый на вечно наказание в адском огне. Всевышний и Благословенный Аллах сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у несправедливых не будет помощников»[13]. Каждому, кто читал Книгу Великого и Всемогущего Аллаха, известно, что многобожники, с которыми сражался Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и чьи кровь, имущество и земли он считал для себя дозволенными и жён и детей которых обращал в рабство, признавали то что только Всевышний Аллах Господь и Творец, и они нисколько не сомневались в этом. Однако, по причине того, что они поклонялись и другим наряду с Аллахом, они были многобожниками, чьи кровь и имущества были для мусульман дозволенными.
Третья составляющая [или разновидность единобожия]: единобожие в обладании божественными именами и атрибутами (таухид аль-асма ва ас-сыфат) — это признание того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, обладает теми именами, которыми Он назвал Себя, и теми атрибутами, которыми Он охарактеризовал Себя в Своей Книге или устами Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это признание заключается в «подтверждении того, что сказал о Себе Всевышний без искажения, без отрицания, без попыток дать более точную характеристику тому или иному атрибуту, и без уподобления». Поэтому человек должен непременно верить в то, как Аллах назвал Себя Сам и как описал Себя Сам, в прямом, а не в иносказательном смысле, но при этом не пытаясь при этом дать более точную характеристику тому или иному атрибуту.
Данная разновидность единобожия — это то, в отношении чего сбились с истинного пути многие течения в этой умме из числа людей киблы[14], тех, кто причисляет себя к исламу, и которые разделились в этом вопросе на несколько направлений:
– среди них есть те, кто излишествовал в отрицании и попытках очистить Аллаха от недостатков настолько, что вышел в результате этого из ислама;
– среди них есть те, кто придерживался середины;
– и среди них есть те, кто близок к приверженцам Сунны.
Однако путь методологий предшественников в отношении данной разновидности единобожия заключается в том, чтобы называть Аллаха и описывать его так, как Он описал Себя Сам в прямом смысле, не искажая значения имён и атрибутов, не отрицая их, не пытаясь дать им более точную характеристику и не уподобляя именам или атрибутам творений.
Пример этого: Аллах, Пречист Он Всевышний, назвал Себя Живым и Сущим, и мы обязаны верить в то, что Живой и Сущий это имена Всевышнего Аллаха, также мы обязаны верить в то качество, которое включает в себя это имя — жизнь полная и совершенная, которой не предшествовало небытие и которая никогда не исчезнет. Также Аллах назвал Себя Слышащим, и мы обязаны верить в имя Слышащий, одно из имён Аллаха, Пречист Он Всевышний, а также в то, что слух — это один из Его атрибутов, как и в то, что Он слышит. Этот вывод следует из этого имени и этого атрибута, так как Слышащий без слуха, или слух без постижения того, что слышится это нечто невозможное. Аналогично следует рассматривать и другие имена и атрибуты.
Другой пример: Всевышний Аллах сказал: «Иудеи сказали: „Рука Аллаха скована“. Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Его обе Руки распростёрты, и Он расходует, как пожелает»[15], и здесь Всевышний Аллах сказал: «Его обе Руки распростёрты», утвердив этим то, что Он обладает двумя руками, которым присущ такой атрибут как распростёртость — щедрые дары. Поэтому мы обязаны верить в то, что у Всевышнего Аллаха две руки и обе они распростёрты Его щедрыми дарами, однако при этом мы обязаны не допускать в свои сердца попытку представить себе руки Аллаха образно, обязаны не позволять себе высказываться, пытаясь дать уточнённую характеристику рукам Всевышнего. Также мы обязаны не уподоблять руки Аллаха рукам творений, так как Аллах, Пречист Он Всевышний, сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий»[16]. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: ‘Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»»[17]. Также Великий и Всемогущий говорит: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу»[18]. Поэтому тот, кто уподобит эти две руки Аллаха рукам Его творений, тот отрицает слова Всевышнего «Нет никого подобного Ему»[19], а также ослушался Всевышнего в Его словах «Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете»[20]. Тот же, кто попытался уточнить то, каковы руки Аллаха, вне зависимости от того, какова эта попытка, тот наговаривает на Аллаха, не имея знаний, и утверждает то, чего не знает.
Приведём другой пример в отношении атрибутов, это вознесение Аллаха на Свой Трон — Всевышний Аллах подтвердил, что Он вознёсся на трон в семи местах в Своей Книге, использовав каждый раз слово «вознёсся» и «на Трон». Если мы посмотрим значение слова аль-истива в арабском языке, то мы обнаружим, что если это слово используется с предлогом ‘аля, то оно имеет единственное значение — подъём вверх и возвышение, и тогда значение «Милостивый вознёсся на Трон»[21], а также других подобных аятов, будет следующим: что Он поднялся на Свой трон так, как это присуще только Ему, а нет так, как мы привыкли понимать возвышение в его обычном смысле для всех творений. Это возвышение мы признаём в его прямом смысле, и Он действительно вознёсся на Свой трон так, как это соответствует величию Великого и Всемогущего. Это вознесение не подобно подъёму человека на свою кровать, не подобно его влезанию верхом на животных и восхождению на корабль, о которых сказал Всевышний: «чтобы вы поднимались на их спины (или палубы), а затем поминали милость вашего Господа после того, как поднялись на них, и говорили: „Пречист Тот, Кто подчинил нам это, ведь мы сами на такое были неспособны. Воистину, мы вернёмся к нашему Господу“»[22]. Таким образом, подъём творения на что-то невозможно уподобить вознесению Аллаха на Свой трон, так как нет никого подобно Аллаху.
Далее: благородные предшественники и те, кто последовал им во благе, достигли консенсуса в отношении именно этого смысла, так как от них не передаётся и буквы, дающей этому иное объяснение. Поэтому, если в Коране и в Сунне использовано слово, и от благородных предшественников не передаётся его разъяснение, противоречащее его прямому значению, то основой в этом является то, что они оставили его в прямом значении и были убеждены в том, на что это значение указывает.
Если же кто-то скажет: «Передаётся ли от благородных предшественников прямое утверждение о том, что они понимали истава как возвысился?», то мы говорим:
Да, это передаётся от благородных предшественников. Но даже если мы допустим, что от них не передаётся прямого утверждения об этом, то основой в том, на что указывает слово в Благородном Коране и пророческой Сунне, является то, что оно сохраняет своё прямое лексическое значение, и что праведные предшественники принимали его именно в этом смысле.
Что же касается ложных выводов, которые должны будут признать те, кто объясняет слово аль-истива как аль-истиля[23], то они следующие:
Первое: то что трон Аллаха, до того как Он сотворил небеса и землю не принадлежал Всевышнему Аллаху, так как Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон»[24].
Исходя из их объяснения, Аллах не владел троном до того, как сотворил небеса и землю, также как не владел им непосредственно во время сотворения небес и земли.
Второе: что правильным будут наши слова о том, что Аллах овладел землёй и овладел каждым из Своих творений, а это, вне всякого сомнения, неправильно и не соответствует величию Великого и Всемогущего Аллаха.
Третье: это является искажением значения слов.
Четвёртое: это противоречит консенсусу праведных предшественников, да будет доволен всеми ими Аллах.
Итак, в качестве вывода по данной разновидности единобожия – единобожия в обладании божественными именами и атрибутами – следует сказать: мы обязаны признавать те имена и атрибуты, которыми описал Себя Аллах или описал Его посланник в их прямом значении, не искажая, не отрицания, не делая попыток дать более точную характеристику тому или иному атрибуту, и не уподобляя».
[1] Эти фетвы были собраны в сборник когда шейх аль-Усаймин был ещё жив, да смилостивится над ним Аллах – примечание переводчика.
[2] Сура «Ангелы», аят 3.
Здесь и далее используется перевод смыслов Э. Кулиева – примечание переводчика.
[3] Сура «Пчёлы», аят 17.
[4] Сура «Стоящие в ряд», аят 96.
[5] Сура «Верующие», аят 14.
[6] Этот хадис передал аль-Бухари, хадисы № 2105 и № 5951 в переводе А. Нирши – примечание переводчика.
[7] Сура «Власть», аят 1.
[8] Сура «Верующие», аят 88.
[9] Сура «Свет», аят 61.
[10] Сура «Верующие», аят 6.
[11] Сура «Женщины», аят 5.
[12] Сура «Преграды», аят 54.
[13] Сура «Трапеза», аят 72.
[14] Все мусульмане, входящие в 73 течении, которые направляются в намазе в сторону ка‘аби, за исключение тех, которые приписываются к исламу, но на самом деле вышли из ислама, такие как аливиты, бахаиты, кадианиты, дурзиты. — Прим. ред.
[15] Сура «Трапеза», аят 64.
[16] Сура «Совет», аят 11.
[17] Сура «Преграды», аят 33.
[18] Сура «Перенёс ночью», аят 36.
[19] Сура «Совет», аят 11.
[20] Сура «Пчёлы», аят 74.
[21] Сура «Та Ха», аят 5.
[22] Сура «Украшения», аяты 13, 14 и 15.
[23] Аль-истиля (арабск.) – «овладеть», «захватить» – примечание переводчика.
[24] Сура «Преграды», аят 54.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи