Достоинства следования Сунне — Часть 1
Мухаммад ибн Умар Базмуль
الدكتور محمد بن عمر بازمول
ДОСТОИНСТВА
СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ
فَضْلُ اتِّباعِ السُّنة
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Под редакцией
Абу ‘Умара Салима б. Мухаммада аль-Газзи
أعدها/ أبو عمر سليم بن محمد الغزي
Первое русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
Во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милующего!
«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путём, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!». (Сура 3 «Семейство Имарана», аят 102).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами». (Сура 4 «Женщины», аят 1).
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха». (Сура 33 «Союзники», аяты 70–71).
Поистине, наилучший рассказ — Книга Аллаха, наилучшее руководство — руководство Мухаммада, а самые скверные из дел — новоизобретенные. Все новоизобретенное является нововведением, любое нововведение — заблуждение, а всякое заблуждение ведет в Огонь»[1].
Определение Сунны
В арабском языке слово сунна означает «дорога», «путь», и когда мы говорим: «Такой-то следует сунне такого-то» это означает, что он следует его путём.
Сунна как шари‘атский термин означает исполнение велений Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и отдаление от того, что он запретил. Следование Сунне предполагает исполнение всего обязательного и желательного, что принёс нам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и отдаление от того, что он объявил запретным и нежелательным.
Со временем слово сунна превратилось в научный термин у мусульманских учёных.
Хадисоведы дают Сунне следующее определение:
— это слова и дела Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), молчаливое одобрение им действий других, а также описания его внешности и характера.
Под словами Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подразумеваются хадисы, в которых упоминаются его слова. Например, ‘Умар ибн аль-Хаттаб передаёт такой хадис «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Поистине, дела оцениваются по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести…”». Это словесная Сунна «Сунна каулиййа».
А действия Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха — это Сунна действий «Сунна фи‘лиййа». До нас дошли сообщения о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха совершал определенные действия и отказывался от совершения других. Например, Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любил тыкву».
Это — упоминание об одном из действий Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
К Сунне действий относится и то, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха совершал молитву, выплачивал закят, постился и совершал хадж.
Что же касается молчаливого одобрения, то речь идет о действии, которое совершалось в присутствии Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха или при его жизни, когда ниспосылалось Откровение. Посланник r одобрял это действие, и Всевышний одобрял его, то есть Он не ниспосылал Откровения, в котором порицалось бы это действие или говорилось о необходимости его изменения. Иными словами, это одобрение Шари‘атом данного действия. Однако молчаливого одобрения недостаточно для того, чтобы считать одобренное действие желательным. Это называется «Сунна такририййа».
В Сунну входят описания характера Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Например, ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили о нраве Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и она сказала: «Его нравом был Коран». Это называется «Сунна хулюкыййа».
В Сунну входят также описания внешности Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Например, в некоторых хадисах[2] упоминается о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха был среднего телосложения, не высокий и не низкий. Когда он стоял среди высоких, он оказывался выше их. Он был светлокожим, и лицо его напоминало осколок луны. Это называется «Сунна халькыййа».
Как мы уже сказали, согласно определению хадисоведов:
Сунна — это слова, действия, молчаливое одобрение и описания характера и внешности посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
А согласно определению факихов и знатоков основ фикха:
Сунна — это слова и действия Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также одобрение им действий других.
Факихи рассматривают Сунну в качестве доказательства положений Шари‘ата, а доказательством может быть только слово, действие или молчаливое одобрение.
Факихи также именуют Сунной желательное в религии «мустахабб». Они говорят, что постановления Шари‘ата делятся на пять категорий: обязательное «ваджиб», запретное «мухаррам», нежелательное «макрух», разрешенное «мубах» и желательное «мустахабб». Желательное также называют мандуб или Сунна.
Сегодня у многих людей сложилось ошибочное представление о сунне. Они считают, что Сунна —это желательные действия, за совершение которых верующего ожидает награда, а за их оставление ему не грозит наказание. Факихи действительно используют слово Сунна для обозначения желательного в религии, однако это не дает нам права считать, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его сподвижники их последователи и великие имамы мусульман, произнося это слово, имели в виду желательное в религии. Для них Сунна —более широкое понятие, включающее в себя желательное, обязательное и даже то, противореча чему, человек становится неверующим. Поэтому наши праведные предки и великие учёные нашей общины в первые три века по хиджре, которые считаются золотыми веками Ислама, писали книги, называя их «книгами Сунны» и включая в них и вопросы убеждения «‘акыда», и утверждения, противореча которым, человек становится неверующим. В качестве примера можно привести «Китаб ас-Сунна» Ибн Абу ‘Асыма, «Китаб ас-Сунна» ‘Абдуллаха ибн Ахмада, «Китаб ас-Сунна» аль-Марвази.
Встречая слово «Сунна» в словах сподвижников, их последователей и мусульманских учёных, мы не должны считать, что под ним подразумевается желательное в религии, потому что в те времена, когда жили сподвижники и великие учёные прошлого, желательное в религии ещё не называли Сунной — этот термин появился у факихов гораздо позже.
ВИДЫ СУННЫ
1. Явная Сунна «Сунна сариха». Это когда в хадисе говорится, например, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал тот-то» или: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сделал то-то» — то есть имеется ясное указание на то, что эти слова сказал Посланник r и это действие совершил Посланник, мир ему и благословение Аллаха.
2. Скрытая Сунна «Сунна дымниййа». Это Сунна, которая приравнивается к явной Сунне, однако она отличается от неё тем, что не содержит явного упоминания о Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то есть Посланник, мир ему и благословение Аллаха, имеет косвенное отношение к этим словам и действиям.
В скрытую Сунну входят слова сподвижников, к которым нельзя применять иджтихад[3] и которым нельзя противопоставлять личное мнение. А если к ним нельзя применять иджтихад и противопоставлять им мнение, то откуда они могут быть взяты? Только от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха…
Сподвижник, слышавший хадис непосредственно из уст Посланника, мир ему и благословение Аллаха, лучше всех понимает его смысл. Поэтому, когда сподвижник поясняет передаваемый им хадис, его слова предпочитают любому другому толкованию и объяснению. Поскольку сам хадис он слышал от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, это заставляет нас думать, что разъяснение к этому хадису он также получил от Посланника, мир ему и благословение Аллаха и что его понимание передаваемого хадиса — наиболее правильное.
Это — разновидности скрытой Сунны, на которую многие люди не обращают внимания и не считают Сунной, однако мусульманские учёные, напротив, уделяют ей огромное внимание. Они составили книги, в которых приводятся не только хадисы Посланника Аллаха, но и высказывания сподвижников, потому что они очень часто указывают на одну из сунн. Искатель знания должен изучать передаваемые от сподвижников сообщения по разным вопросам. К сожалению, в этой области многие учёные делают упущения.
Во-первых, чаще всего передаваемые от сподвижников сообщения не разделяют на достоверные и слабые.
Во-вторых, высказывание сподвижника по какому-либо вопросу не подвергается тщательному изучёнию.
В-третьих, высказывание сподвижника в определенном шари‘атском вопросе приводят, не проверяя, последнее ли это слово, сказанное им в этом вопросе, или впоследствии он изменил свое мнение, и существуют более поздние высказывания.
А теперь, когда мы узнали, что такое Сунна, и какие виды Сунны существуют, перейдем к достоинствам следования Сунне и плодам, которые пожинает мусульманин, следующий Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Достоинства следования Сунне
Говоря о следовании Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы говорим о соблюдении Шари‘ата и морально-этических норм Ислама, потому что Сунной является вся религия.
Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путём несправедливых людей. Воздаянием для них станет проклятие Аллаха, ангелов и всех людей, которое не покинет их! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура 3 «Семейство ‘Имарана», аяты 85–88).
Наша религия — Ислам, а Ислам — это Сунна. Значит, Сунна — это религия. Далее мы поговорим о плодах, которые приносит верующему следование Сунне.
Следование Сунне уберегает верующих от разногласий,
которые порицаемы и отдаляют людей от религии
Порицаемые разногласия — признак слабости, и уберечься от них верующий может только посредством покорности Всевышнему Аллаху и Его Посланнику r. Всевышний Аллах сказал:
«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не спорьте, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми». (Сура 8 «Трофеи», аят 46).
Строго следуя Сунне и подчиняясь Всевышнему, мусульманин уберегает себя от порицаемых разногласий.
В «Сунан» ат-Тирмизи, в Книге знания, есть глава под названием «Сказанное о следовании Сунне и отдалении от нововведений», а в «Сунан» Абу Дауда, в Книге Сунны, — глава под названием «Сказанное о следовании Сунне». В этих главах приводится следующий хадис.
Аль-‘Ирбад ибн Сарийа, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши наполнились благоговейным страхом, а из глаз потекли слёзы. Один человек сказал: “О Посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот мое наставление вам: — Бойтесь Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если над вами будет поставлен раб-эфиоп. Поистине, тот из вас, кто проживет достаточно долго, увидит много разногласий, поэтому остерегайтесь нововведений, ибо они — заблуждение! Кто из вас доживет до этого времени, пусть придерживается моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, и ни в чём не отступает от неё!”».
А в версии этого хадиса, которую приводит Ибн Маджа, говорится:
«Поистине, я оставил вас на пути, сияющем ослепительной белизной днем и ночью, и сойдет с него после меня только пропащий. Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий. Однако вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. И не выходите из повиновения, даже если над вами будет поставлен раб-эфиоп, ибо, поистине, верующие подобны послушному верблюду: куда его ведут, туда он и идёт».
Этот завет Посланника, мир ему и благословение Аллаха состоит из нескольких коротких фраз, однако в них вложено очень много смысла. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сумел уложить в них всю религию, ничего не упустив.
Давайте поясним сказанное. Жизнь человека невозможна без связей и взаимоотношений. Человек вступает во взаимоотношения со своим Господом, с другими людьми и с самим собой.
Что касается связи человека с самим собой, то о ней Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха упомянул, повелев верующим бояться Аллаха и придерживаться Сунны. Это наставление указывает на один из результатов следования Сунне.
О чём говорится в хадисе Абу Наджиха аль-‘Ирбада ибн Сарии? Что грядет? Грядет множество разногласий между мусульманами. Их положение сильно изменится по сравнению с тем, что было во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий».
Как уберечься от этих разногласий?
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём».
Значит, первый плод, и первое достоинство следования Сунне заключается в том, что оно помогает верующему не отклоняться от пути Посланника, мир ему и благословение Аллаха и сподвижников. Следование Сунне уберегает мусульман от порицаемых разногласий и раскола.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха дал нам критерий, по которому мы должны оценивать все, что происходит с нами. Учёные не устают повторять простым мусульманам:
«Если вы столкнулись с чем-то сомнительным, и не знаете, дозволенное это или запретное, посмотрите, как относился к этому делу Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники».
Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предупреждал нас: «Кто из вас проживет достаточно долго, тот увидит множество разногласий».
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём»
— потому что праведные халифы следовали его Сунне. Их сунна — это и есть Сунна Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Они шли тем же путём, что и он. Однако в хадисе сказано: «… и Сунне праведных халифов…»
— потому что они следовали его Сунне, или потому, что они избрали её для себя и оберегали её. Они строже всех людей придерживались Сунны Посланника, мир ему и благословение Аллаха и старались не противоречить ей ни в малом, ни в большом. Если они не находили точный ответ на свой вопрос в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, они советовались друг с другом, вместе изучали и обсуждали вопрос, после чего принимали решение и действовали в соответствии с ним. И их мнение в любом вопросе, на который нет точного ответа в Коране и Сунне, мы должны предпочитать мнению остальных людей.
Абу Хатим ибн Хиббан, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Посланник, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о грядущих разногласиях и сказал: “Вы должны придерживаться моей Сунны…”.
Из его слов следует, что человек, следующий Сунне, и не принимающий другие мнения, относится к преуспевшим группам. Да присоединит нас Аллах к ним по милости Своей!.
В его сборнике есть глава: «Упоминание о том, что человек должен следовать Сунне избранного Аллахом Пророка, мир ему и благословение Аллаха и отстраняться ото всех, кто не желает следовать ей из приверженцев нововведений, даже если это приукрашено в их глазах и кажется им хорошим». (См.: Ибн Хиббан. ас-Сахих. Т. 1. С. 180).
Следование Сунне спасает верующих от
разобщения и раскола, за который им обещан Огонь
Далеко не все разногласия приводят к разобщению и расколу. Однако в некоторых случаях разногласия между мусульманами приводят к появлению новых групп и течений. Это порицаемое явление, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал в одном из хадисов: «Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят одну группу, а моя община разделится на семьдесят две группы. Все они войдут в Огонь, кроме одной. Это группа, которая придерживается того же, что и община».
Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Мою общину непременно постигнет то же, что постигло сынов Исраиля. Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят две группы, а моя община разделится на семьдесят три. Все они войдут в Огонь, кроме одной».
Люди спросили: «Что же это за группа, о Посланник Аллаха?».
Он ответил: «Та, что придерживается того, же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». (Этот хадис передал имам ат-Тирмизи).
Му‘авийа ибн Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднялся и обратился к нам со словами: “Поистине, обладатели Писания, жившие до вас, разделились на семьдесят две группы, а эта община разделится на семьдесят три группы. Семьдесят две из них войдут в Огонь, а одна — в Рай. Это (группа, которая придерживается того же, что и) община”»[4].
Из приведённых хадисов можно заключить, что следование Сунне спасает верующих от раскола и разобщения, за который им обещан Огонь.
В первом пункте мы упоминали о разногласиях. Разногласия не обязательно приводят к расколу, однако следование Сунне спасает верующих даже от этих разногласий.
А в данном пункте речь идет уже о расколе. Приведённые выше хадисы являются подтверждением того, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, на самом деле был Посланником Господа и обладал пророческим даром. Ведь его предсказание сбылось: община действительно раскололась. Появились хариджиты, му‘тазилиты, мурджииты, джахамиты, рафидиты и так далее. Появилось множество групп. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что их число достигнет семидесяти трех, и все они попадут в Огонь, за исключением одной. Какой? Той, которая придерживается того же, что и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники.
Это указание на важность следования Сунне, не так ли?
И это указание на один из результатов следования ей, не так ли?
Конечно же, это так. В этих хадисах содержится указание на важность следования Сунне и побуждение следовать ей: если верующий стремится к спасению, он должен придерживаться того, чего придерживался Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники. Это один из плодов следования Сунне.
Необходимо заметить, что слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «“Все они войдут в Огонь, кроме одной”, относятся к текстам, содержащим угрозу. Они означают, что Всевышний подвергнет наказанию упомянутые группы, если пожелает, однако Он может и простить им, если пожелает. Вспомним Слова Всевышнего: “Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает остальные грехи, кому пожелает”(4:48)».(«Маджму‘ аль-фатава», том 7, стр. 217–218).
Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджурри (ум. 360 г. х.) сказал: «Благоразумный верующий старается оказаться одним из членов спасенной общины, следуя Книге Всевышнего Аллаха, Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха и сунне его сподвижников, да помилует их Аллах! и тех, кто следовал за ними в благодеянии, а также словам известных учёных вроде Суфйана ас-Саури, аль-Авза‘и, Малика ибн Анаса, аш-Шафи‘и, Ахмада ибн Ханбаля, Абу ‘Убейда аль-Касима ибн Саляма и других шейхов, которые следовали их путём. Мы отвергаем то, что отвергли они, и принимаем то, что принимали они. Мы придерживаемся такого же мнения, что и они, и отказываемся от остальных мнений». (Аль-арба‘ина хадисан», под редакцией Бадра аль-Бадра, 1420 г. х.).
Следование Сунне — следование
прямым путём и отдаление от заблуждения
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна. Они не разделятся до тех пор, пока не придут к Водоёму». Аль-Хаким, ад-Даракутни и аль-Байхакы.
А Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им м его отцом, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал во время прощального хаджа:
«О люди! Поистине, я оставил вам то, придерживаясь чего, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка». Аль-Байхакы.
Касир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, передаёт со слов своего отца, со слов своего деда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал:
«Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха». (Ибн ‘Абду-ль-Барр в «Ат-тамхид» и ат-Тирмизи).
Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал:
«Люди не собьются с прямого пути, на который они наставлены, до тех пор, пока не начнут спорить».
Сказав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха прочел: «Они приводят тебе его в качестве примера только ради того, чтобы поспорить. Они — люди, любящие препираться» (Сура 43 «Украшения», аят 58.
См.: Ибн Таймийя. Маджму‘ аль-фатава. Т. 4. С. 137).
Кто придерживается Корана и Сунны, тот следует прямым путём.
Из приведённых хадисов можно сделать вывод о том, что следование Сунне уберегает верующего от заблуждения. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я оставил вам две вещи, придерживаясь которых, вы никогда не впадёте в заблуждение. Это Книга Аллаха и моя Сунна. Они не разделятся до тех пор, пока не придут к Водоему».
Этот хадис — радостная весть для того, кто следует Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и неуклонно придерживается её. Во время ужасных событий Судного дня она будет звать, и направлять верующих к Водоёму Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Это один из великих плодов, которые приносит мусульманину следование Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имамы мусульман такие как Малика, Хаммада ибн Зейда, Суфйана ас-Саури и других, говорили только то, с чем пришло к нам Послание, и в чём верное руководство и исцеление. А у кого нет знания о пути мусульман, тот отклоняется от него и меняет его на то, что у этих (заблудших)… Это причина появления нововведений в каждой общине — предание забвению сунны посланников, которое приводит общину к гибели. Поэтому учёные всегда говорили: “Следование Сунне — спасение”».
Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сунна подобна ковчегу Нуха: кто взошел в него, тот спасся, а кто отказался, тот погиб».
Действительно, в ковчеге Нуха плыли только те, кто уверовал в посланников и последовал за ними, а отказавшиеся считали посланников лжецами. Следование Сунне — это следование Посланию, которое пришло от Господа, и следующий ему во всём подобен плывущему в ковчеге Нуха. А отказавшийся следовать Посланию подобен отказавшемуся следовать за Нухом и плыть в ковчеге вместе с ним.
Ознакомившись с высказываниями философов, а также с убеждениями заблудших и неверующих общин, мусульманин обнаруживает, что Коран и Сунна прекрасно описывают их положение, отделяя истину ото лжи. Сподвижники лучше всех людей знали об этом и противостояли неверующим и лицемерам.
Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто желает брать с кого-то пример, пусть берет пример с уже умерших, ибо, поистине, живой человек не защищен от искушений. Сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, были самыми благородными людьми во всей общине, обладали самыми глубокими познаниями в религии и держались просто и естественно. Это люди, которых Аллах избрал для сподвижничества Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и помощи Своей религии. Цените же их по достоинству и следуйте их путём, ибо, поистине, они следовали правильным путём».
Следование Сунне — присоединение к Пророку,
мир ему и благословение Аллаха, а оставление её — отречение от него
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения!».
А Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Однажды к домам жён Пророка, мир ему и благословение Аллаха пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которому прощены и прошлые прегрешения, и будущие!”
Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!”
Другой сказал: “А я буду постоянно соблюдать пост”.
Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”.
А потом к ним подошёл Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который спросил:
“Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!”». (Аль-Бухари и Муслим; приведена версия аль-Бухари).
Оставление Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха после того, как человек узнал её, означает, что человек отворачивается от неё и отказывается следовать ей. А отказ от следования Сунне может быть ослушанием Аллаха, а может быть и неверием (да убережет нас Аллах от подобного!).
Если человек оставляет что-то, относящееся к Сунне, из лени, не считая Сунну несовершенной и не приписывая ей недостатки, то все зависит от того, какие именно действия человек оставляет. Если он оставляет обязательное, на него ложится грех за оставление обязательного. Если он оставляет желательное, то упускает награду за совершение желательного. Если же человек постоянно оставляет желательное, учёные четырех мазхабов считают такого человека грешником «фасик» по причине оставления им Сунны.
Имама Ахмада спросили о человеке, который не совершает молитву-витр — а молитва-витр в его мазхабе желательна, но не обязательна. Он сказал: «Этот человек — грешник «фасик», и его свидетельство не принимается!».
А ведь такой человек оставляет Сунну. Поэтому мы говорим людям: «Слова учёных о том, что совершающий Сунну получает награду, и оставляющий её не подвергается наказанию, не дают вам основания пренебрегать ею. Учёные говорят о Сунне, обязательном, запретном и нежелательном, разъясняя, что делает поклонение правильным или, напротив, недействительным. Они говорят о необходимом минимуме действий, который должен совершать человек, чтобы не попасть в категорию грешников «фасик». При этом они различают человека, который оставляет Сунну постоянно и человека, который делает это изредка. Поэтому имам Ахмад и другие имамы сказали: «Какой бы хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха ни дошёл до нас, мы обязательно поступали в соответствии с ним хотя бы один раз».
Зачем они поступали так?
Чтобы считаться приверженцами Сунны вообще и этого хадиса в частности. Это один из плодов и достоинств следования Сунне: кто следует ей, тот считается её приверженцем.
Продолжение следует..
Подготовил: Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
أعدها/ ابو عمر سليم بن محمد الغزي عفا الله عنه
[2] Слова сподвижникам, которым никто не противоречит. Они приравниваются к ясной сунне, то есть к тому, что было перенято непосредственно от Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые учёные говорят, что это согласное мнение по умолчанию «иджма‘ сукути», потому что когда один сподвижник говорит что-то, а остальные воздерживаются от возражений, это означает, что сказанное им — сунна. Это может быть явная Сунна — ведь сподвижники воздержались от возражений. В любом случае отсутствие каких-либо возражений со стороны остальных сподвижников позволяет приравнивать слова сподвижника к согласному мнению по умолчанию и использовать в качестве доказательства положений Шари‘ата.
[3] Рассказ сподвижника о причинах ниспослания того или иного аята. Подобный рассказ приравнивается к явной сунне, если он имеет следующий вид. Сподвижник говорит: «Произошло то-то, и Всевышний Аллах ниспослал аят…». Его слова ясно указывают на то, что упомянутое событие произошло при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что Коран ниспосылался только при его жизни.
[4] Ибн Маджах; со слов Анаса. Хадис сахих ли-гайрихи. Некоторые учёные указывают, что он может принадлежать к категории мутаватир. Ахмад. Т. 4. С. 102. Абу Дауд. Хадис № 4597. Аль-Аджури. Аш-шари‘а. Т. 1. С. 132. Хадис № 31. Редактор «Джами‘ аль-усуль» (Т. 10. С. 32) назвал его достоверным. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха». Хадис № 204. Аль-Альбани привел ещё несколько подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом.
Замечание: Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал в «Маджму‘ аль-фатава» (Т. 3. С. 346–347):
«Что же касается определения этих групп, то об этом написано очень много. Однако утверждение о том, что та или иная группа входит в упомянутые в хадисе семьдесят две требует доказательств, потому что Аллах запретил нам говорить без знания о чём-либо и запретил и наговаривать на Него. Всевышний сказал: “Скажи: ‹Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, придавать Аллаху сотоварищей, о чём Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете›” (Сура 7 «Скот», аят 33).
Всевышний также сказал: “О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам Шайтана. Поистине, он для вас – явный враг. Поистине, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете” (Сура 2 «Корова». Аят 169).
Всевышний также сказал: “Не следуй тому, чего ты не знаешь” (Сура 17 «Перенес ночью», аят 36).
Многие люди рассуждают об этих группах, высказывая личные мнения и необоснованные предположения, и объявляет, что группа, к которой принадлежит он сам – и есть Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а (приверженцы Сунны и единой общины), а всех остальных называет приверженцами нововведений. Это явное заблуждение. Приверженцы Истины и Сунны следуют только за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который «не говорит по пристрастию. Поистине, это только внушаемое Откровение», Ему мы должны верить во всем, что он говорил, подчиняться каждому его велению. Его положения не достиг никто из имамов. Слова любого человека мы можем принять, а можем отвергнуть, кроме слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И кто говорит о каком-то человеке, кроме Посланника, мир ему и благословение Аллаха: кто любит его и предан ему, тот из Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а, а тот, кто противоречит ему, является приверженцем нововведений, тот сам является приверженцем нововведений, заблудшим и раскольником».