Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 12
МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !
(ЧАСТЬ 12)
قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى
Свет Ислама
—2017—
Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.
Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
О его (мир ему и благословение Аллаха) манере вести беседу
- Всевышний Аллах сказал: «Клянусь (Я, Аллах) звездой, когда она закатывается, (что) не заблудился (с истинного пути) [не является невеждой] товарищ [единоплеменник] ваш (о курайшиты) [Мухаммад], и не отклонился он. И не таков он [Мухаммад], чтобы говорить по (своей) прихоти (чего бы это ни касалось). Это [Коран] — только откровение (от Аллаха), которое внушается (Пророку)…» (53:1–4).
- Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) передаёт:
«Я записывал всё, что слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), желая выучить это наизусть, а курайшиты запретили мне делать это, сказав: “Ты записываешь всё, что слышишь от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)? Но ведь человек говорит и в гневе, и в довольстве”. После этого я перестал записывать. Я рассказал обо всём посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он указал рукой на свой рот и сказал: “Пиши, ибо, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не выходит из него ничего, кроме истины”»[1].
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:
«Я был направлен (к людям) с краткими словами, в которые вкладывается много смысла, и мне была оказана помощь страхом, (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути,)[2] а когда я спал, мне принесли ключи от сокровищниц земли[3] и вложили их мне в руку».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ушёл, а вы извлекаете (эти сокровища)»[4].
- Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разговаривал так быстро, как вы. Его речь была отчетливой и ясной. Сидящий рядом с ним мог запомнить её»[5].
- «Когда он разговаривал, то можно было успеть посчитать всё произносимые им слова»[6].
- «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был молчалив»[7].
- «Порой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говоря что-нибудь (людям), обычно повторял сказанное трижды[8], чтобы его (правильно) понимали»[9].
- «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил взывать к Аллаху собирательными молитвами (т.е. молитвами, которые касались многих вопросов как мирской, так и будущей жизни) и не поступал иначе»[10].
- «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился громким, и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает [людей] о приближении [вражеского] войска словами “Враг придёт к вам утром!” или “Враг придёт к вам вечером!”[11]»[12].
О водоеме Посланника,
мир ему и благословение Аллаха!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того чтобы добраться от одного берега моего водоёма до другого, потребуется месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее (благоухания) мускуса, а кувшины, имеющиеся на его берегах, по численности своей подобны небесным звёздам, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды»[13].
Об аскетизме Пророка,
мир ему и благословение Аллаха!
- Всевышний Аллах сказал: «И не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторых из них [многобожников] — (ведь это лишь) красоты земной жизни, (которые Мы им дали) чтобы испытать их этим. А удел Господа твоего (в Вечной жизни) лучше и длительнее!» (20:131).
- Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как-то поклялся не вступать в близость со своими женами в течение одного месяца, он уединился на веранде. Как-то к нему вошел Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). «Возле него не было ничего, кроме пучка листьев акации, висящего бурдюка и горсти ячменя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лежал на циновке, которая оставляла след на его коже. Когда Умар увидел это, его глаза прослезились. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “Что с тобой?”
Умар сказал: “О посланник Аллаха, ты — избранник Аллаха среди людей. Хосрой и цезарь купаются в роскоши…”
Он сел. Его лицо покраснело. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Неужели ты сомневаешься, сын аль-Хаттаба? Ведь они наслаждаются благами только в своей земной жизни”.В версии Муслима говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Разве ты не доволен, что им достается земная жизнь, а нам — будущая”.
Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: “Конечно доволен, о посланник Аллаха”.
“Так воздай же хвалу великому и могучему Аллаху”»[14].
- Алкама передал, что Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) лежал на циновке, которая оставляла на его теле след. Я погладил его и сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Позволь нам, и мы постелем на циновку что-нибудь, чтобы она не мешала тебе, а потом спи на ней.”
Он ответил: “Что мне до мирской жизни! Я всего лишь всадник, который отдыхает в тени дерева, а потом отправится в путь и оставит его”»[15].
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не хотел бы я, чтобы эта гора превратилась для меня в золото, а через три дня остался у меня от этого золота хотя бы один динар, кроме того динара, который я приберегу для уплаты долга»[16].
- Амр ибн аль-Харис (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, (выяснилось, что) он не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы, и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли, доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников[17]»[18].
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Хороший хадис. [Абу Дауд (3646)].
[2] Интерполяция согласно хадису (217).
[3] То есть: были дарованы мне ключи от сокровищниц земли. Абу Хурайра t «Посланник Аллах r ушёл, а вы будете извлекать их».
[4] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1220)].
[5] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1727)].
[6] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1427), и Муслим (1599)].
[7] Хороший хадис. [Ахмад (20829)].
[8] В данном случае имеются ввиду трудные слова или слова, передававшие сложные понятия, которые необходимо было повторять для облегчения усвоения.
[9] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (81)].
[10] Достоверный хадис. [Имам Ахмад].
[11] Такое поведение объяснялось сильным желанием Пророка r, предостеречь мусульман от грозящих им опасностей.
[12] [Краткое изложение Сахиха Муслима (415)].
[13] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (2038)].
[14] [Аль-Бухари (2336); Краткое изложение Сахиха Муслима (864)].
[15] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2377); Ахмад (2744); Ибн Маджах (4109); ас-Сильсиля ас-сахиха (439)].
[16] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1047)].
[17] Конкретно речь идёт о трёх земельных наделах в оазисах Фадак и Хайбар, а также в Вади аль-Кура, доходы с которых по завещанию Пророка r, предназначались для оказания помощи путникам. Таким образом, это имущество было завещано Пророком r, в качестве вакфа.
[18] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1137)].