Толкование Корана «Вехи ниспослания» — Сура 4 «Женщины», аят 60
Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436—516 г.х. / 1041—1122 г.)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА
«ВЕХИ НИСПОСЛАНИЯ»
Сура 4 «Женщины», аят 60
Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَلَمْ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَآ أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوۤاْ إِلَى ٱلطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوۤاْ أَن يَكْفُرُواْ بِهِ، وَيُرِيدُ ٱلشَّيْطَـٰنُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلَـٰلاً بَعِيداً ﴾
- «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение».
Аш-Ша’би сказал: «Однажды между человеком из иудеев и лицемером произошла тяжба, на что иудей сказал: “Давай обратимся с нею на суд к Мухаммаду”. Так как он знал, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не берет взяток и не поступает предвзято в своих решениях. На что лицемер ответил: “Нет, давай пойдём к вашим и пусть они рассудят между нами”. Так как он знал, что они берут взятки и могут ради этого уклонится в вынесение решения. Но в результате они сошлись на том, что направятся к прорицателю в племени Джухайна и обратятся за судом к нему. О чем и был ниспослан этот аят».
[Иснад данного сообщения подвешенный. Однако сообщение имеет основу. Его передали ат-Табари в своём «Тафсир» (9896, 9897, 9898), аль-Вахиди в «Асбаб ан-нузуль» (330). См. следующее сообщение].
Джабир сказал: «Один из тагутов к которым обращались за судом был в племени Джухайна, а другой в Аслям. И в каждом квартале жил прорицатель».
Аль-Кальби передал от Абу Салиха, а тот от Ибн Аббаса: «Было ниспослано это о человеке из лицемеров, по имени Бишр. Однажды между ним и иудеем произошла тяжба, на что иудей сказал: “Пусть между нами решит Мухаммад”. На что лицемер ответил: “Нет, давай пойдём для этого к Ка’бу ибн Ашрафу”, и это тот, кого Аллах назвал тагутом (См. толкование 4:51).
Но иудей отказался идти к нему, для вынесения решения, и настоял на том, чтобы они пошли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После того, как лицемер увидел неприступность иудея в этом, то ему не осталось ничего другого, как пойти с ним к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После того как они пришли к нему, то он вынес решение в пользу иудея. Когда же они вышли от него, то лицемер выявил своё несогласие и сказал: “Давай пойдём к Умару, пусть он решит между нами”. Когда они пришли к Умару, иудей сказал: “Мы обратились с нашей тяжбой к Мухаммаду, и он вынес своё решение в мою пользу. Но этот не удовлетворился его решением и привёл меня к тебе, чтобы ты рассудил, между нами”. Услышав это, Умар спросил у лицемера: “Все было так, как он говорит?” Тот ответил: “Да”. Затем Умар сказал: “Обождите меня немного, сейчас я вернусь”. Умар зашёл в дом, взял свой меч, вышел и ударил им лицемера, разрубив его, со словами: “Так мы выносим решение относительно тех, кто не доволен решением Аллаха и решением Посланника Аллаха”. И был ниспослан этот аят. На что Джибриль сказал: “Умар, да будет доволен им Аллах, разделил между истиной и ложью”, и был после этого он назван аль-Фарук (Разделяющий)».
[Сообщение с таким иснадом очень слабое, однако имеет основу. Случившимся с Умаром не имеет почву. Его передал аль-Вахиди от аль-Кальби (330) без цепочки передатчиков, также передал эту историю ат-Табари (9900) от Катады, без упоминания о Умаре].
Ас-Судди сказал: «Некоторые люди из числа иудеев приняли Ислам, некоторые же из них, показали своё принятие Ислама проявив лицемерие». До этого же во времена невежества, между племенами Курейза и ан-Надыр было такое положение, что если человека из Бану ан-Надыр убивал человека из Курейза, то в качестве наказания его могли либо убить, либо взять с него выкуп в размере ста васков[1] фиников. Но если убивал человек из Бану ан-Надыр человека из Курейза, то его не убивали, а давали за него выкуп, в размере шестидесяти васков фиников.
Племя Надир было союзниками Ауса и было более могущественным и многочисленным чем Курейза, те же в свою очередь были союзниками племени Хазраджа. Когда же пришёл Ислам, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переселился в Медину, то в один из дней человек из ан-Надыр убил человека из Курейза и между ними произошёл спор. Люди из Бану ан-Надыр стали говорить:
“Из давних веков, когда между нами происходил такой конфликт, и кто-то из нас убивал человека из вас, то в ответ его не убивали, а в качестве компенсации мы давали вам шестьдесят васков фиников. Мы же брали от вас сто васков. И мы дадим вам, тот объем который давали вам прежде”.
На что Бану Курейза ответили: “Таким образом мы поступали во времена невежества, тогда, когда вас было больше и вы превосходили нас силой. Но сегодня вы и мы являемся братьями и религия ваша и наша одна, поэтому нет у вас превосходства над нами!!”
На что лицемеры из них стали говорить: “Давайте пойдём, чтобы нас рассудил Абу Барда из Асляма”.
На что мусульмане из обоих групп сказали: “Нет, мы пойдём с этим к Пророку, мир ему и благословение Аллаха”.
Но лицемеры отказались идти к нему и отправились к Абу Барде для того, чтобы он вынес решение между ними. Придя к нему, он сказал им: “Это серьёзное дело”.
На что они ответили: “За это мы дадим тебе десять васков фиников”. Но он потребовал от них, сто. Они отказались дать ему эту сумму, а он отказался выйти в качестве судьи между ними.
Затем Аллах Всевышний ниспослал аят о возмездии:
“Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту”», т.е. к прорицателю или Ка’бу ибн Ашрафу.
[Слабое сообщение. Его передали аль-Вахиди (232) и ат-Табари (9901)].
См. Тафсир аль-Багави «Вехи Ниспослания» (Сура 4 аят 60)
Перевёл: Хаертдинов Исмаиль
Редактировал: Абу Умар Салим аль-Газзи
[1] Васк — мера веса. По единогласию учёных один васк состоит из 60 са‘. Один са‘ состоит из 4 муддов или 8 ритлов. Но есть разногласие в определении ритла между учёными Ирака (Ханафиты) и Хиджаза (Маликиты, Ханбалиты, Шафииты, а также из Ханафитов Абу Юсуф). Восемь иракских ритлов равно 5 1/3 хиджазским ритлам. Если принять это во внимание и перевести на килограммы, то согласно ханафитам 5 мер (васков) составляют 928.5 кг, согласно учёным Хиджаза, которое образует большинство, 612 кг.