Толкование Корана «Вехи ниспослания» — Сура 4 «Женщины», аяты 71-74
Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436—516 г.х. / 1041—1122 г.)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА
«ВЕХИ НИСПОСЛАНИЯ»
Сура 4 «Женщины», аяты 71-74
Всевышний Аллах сказал:
﴿ يَا أَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ خُذُواْ حِذْرَكُمْ فَٱنفِرُواْ ثُبَاتٍ أَوِ ٱنْفِرُواْ جَمِيعاً ﴾
«О вы, которые уверовали! Соблюдайте осторожность и выступайте отрядами или же выступайте все вместе», по отношению к вашим врагам, т.е. соблюдайте готовность в личном составе и с оружием, «и выступайте», т.е. выходите, «отрядами», т.е. отдельными военными отрядами, отряд за отрядом. «или же выступайте все вместе», т.е. одной единой армией, вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وإِنَّ مِنْكُم لَمَنْ لَّيُبَطِّئَنَّ فَإِنْ أَصَـٰبَتْكُمْ مُّصِيبَةٌ قَالَ قَدْ أَنْعَمَ ٱللَّهُ عَلَىَّ إِذْ لَمْ أَكُنْ مَّعَهُمْ شَهِيداً ﴾
«Поистине, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: “Аллах оказал мне милость тем, что я не присутствовал рядом с ними”».
Было ниспослано это о лицемерах. Что касается слов: «среди вас», т. е. они это те, которые объединились с верующими, проявляя внешне Ислам, но не являясь сторонниками веры. «задержится», т.е. отстанет и уклонится от джихада.
И речь в этом месте идёт о Абдуллахе ибн Убаййе из лицемеров. «и если вас постигнет несчастье», т.е. убийство и поражение, «то он скажет: “Аллах оказал мне милость», оставив (меня) отсиживаться, «тем, что я не присутствовал рядом с ними», т.е. в военном походе, в котором меня могло бы постигнуть то, что постигло их.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَلَئِنْ أَصَابَكُمْ فَضْلٌ مِّنَ اللَّهِ لَيَقُولَنَّ كَأَن لَّمْ تَكُنْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُ مَوَدَّةٌ يٰلَيتَنِى كُنتُ مَعَهُمْ فَأَفُوزَ فَوْزاً عَظِيماً ﴾
«Если же вас постигнет милость от Аллаха», т.е. победа и трофеи «то он непременно скажет», т.е. лицемер. И в этом месте смыслы переставлены местами один из них выдвинут в перед, а другой отодвинут назад, где слова: «словно между ним и вами никогда не было никакой дружбы:». Связаны собой по смыслу со словами: «если вас постигнет несчастье» (4:72)
И выходит из этого следующий смысл: «Если вас постигнет несчастье, то он говорит: “Аллах оказал мне Свою милость тем, что я не присутствовал при этом с ними”. Как будто между вами и им никогда не было никакой дружбы, т.е. знакомства».
Если вы будете одарены милостью от Аллаха, то он непременно скажет: «О, если бы я был вместе с ними», т.е. в том военном походе. «и добился бы великого успеха!», т.е. взял долю богатства из трофеев.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ فَلْيُقَاتِلْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يَشْرُونَ ٱلْحَيَاةَ ٱلدُّنْيَا بِٱلآخِرَةِ ﴾
«Пусть сражаются на пути Аллаха те, которые покупают (или продают) ближнюю жизнь за жизнь Последнюю». Некоторые сказали: «Было ниспослано это о лицемерах». А смысл слова ”يشرون“ (покупают) подразумевает, что они продают свою мирскую жизнь, за жизнь следующую, отдав своё предпочтение жизни вечной.
﴿ وَمَن يُقَـٰتِلْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ فَيُقْتَلْ أَو يَغْلِبْ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْراً عَظِيماً ﴾
«Того, кто будет сражаться на пути Аллаха и будет убит», т.е., приняв мученическую смерть, «или победит», одержав победу, «Мы даруем ему», при любом из этих двух исходов «великую награду».
Как сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
تَكَفَّلَ اللَّهُ لِمَنْ جَاهَدَ فِي سبيل الله لَا يُخْرِجُهُ مَنْ بَيْتِهِ إِلَّا الْجِهَادُ فِي سَبِيلِهِ وَتَصْدِيقُ كَلِمَتِهِ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ أَوْ يُرْجِعَهُ إِلَى مَسْكَنِهِ الَّذِي خَرَجَ مِنْهُ مَعَ مَا نَالَ مِنْ أَجْرٍ أَوْ غَنِيمَةٍ
«Аллах гарантировал, муджахиду на Его пути, которого вывел (из дома) лишь джихад на Его пути и вера в Его слова, что Он либо упокоит его и введёт в Рай, либо вернёт его домой, из которого он вышел с тем, что он приобрёл из награды и трофеев».
[Достоверный хадис. Его передали Малик (2/443), аль-Бухари (2787, 3123, 7457, 7463) См. «Краткое изложение Сахиха аль-Бухари» (34), Муслим (1876), ан-Насаи (6/16), Ахмад (2/399, 424), Ибн Хиббан (4610) и аль-Байхаки (9/39, 157)].
Также, Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сказал: «Борющийся на пути Аллаха подобен постящемуся, совершающему молитву, не устающему ни от поста, ни от молитвы. (И таково его положение), пока он не вернётся с пути Аллаха. И Аллах дал борющемуся на Его пути надежду взять его душу и ввести в Рай, либо вернуть его во здравии с наградой или трофеями».
[Достоверный хадис. Его передали аль-Бухари (2787), Муслим (1878), ан-Насаи (6/18), Ахмад (2/459), Ибн Хиббан (4622), Абу Я’ля (5845), аль-Байхаки (9/158) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (2606)].
См. Тафсир аль-Багави «Вехи Ниспослания» (Сура 4 аяты 71-74)
Перевёл: Хаертдинов Исмаиль
Редактировал: Абу Умар Салим аль-Газзи