Толкование Корана «Вехи ниспослания» — Сура 4 «Женщины», аяты 86-87
Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436—516 г.х. / 1041—1122 г.)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА
«ВЕХИ НИСПОСЛАНИЯ»
Сура 4 «Женщины», аяты 86-87
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَآ أَوْ رُدُّوهَآ ﴾
86. «Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым».
Слово التحية, по-нашему мнению, в этом месте подразумевается пожелание السلام (мира, благополучия). Если человек приветствует, то нужно ответить ему лучшим приветствием или вернуть ему подобное его приветствию. Если он скажет: «мир вам», то ответим ему: «и вам мир и милость Аллаха». А если он поприветствует словами: «Мир вам и милость Аллаха», то ответим: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение». А если он скажет: «Мир вам и милость Аллаха, и Его благословение», то ответим ему таким же приветствием».
Как сообщается, что один мужчина при встрече поприветствовал Ибн Аббаса, словами:
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
«Мир вам и милость Аллаха, и Его благословение», и добавил к этому другие слова, на что Ибн Аббас сказал: «Приветствие должно ограничиваться словом: «благословение».
Имран ибн аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Один человек пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “Мир вам!”, — и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «عَشْرٌ» «Десять». Потом пришёл другой и сказал: “Мир вам и милость Аллаха!”, и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «عِشْرون» «Двадцать». Потом пришёл третий и сказал: “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!”, и он ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «ثَلاَثُونَ» «Тридцать».
[Достоверный хадис. Его передали Абу Дауд (5195), ат-Тирмизи (2689), ан-Насаи в «аль-Кубра» (10169), имам Ахмад (4/439), Ибн Хиббан (493), он имеет подкрепляющие хадисы у аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (986), аль-Байхаки в «аль-Адаб» (258) и Ибн ас-Сунни (231)].
И знай, что давать приветствие является Сунной, а отвечать на него является Фардом.
И это Фард аль-кифая (Это коллективная обязанность, т.е. предписание, которое является обязательным для мусульман в целом, и если достаточное количество мусульман занимается выполнением этой обязанности, то остальные мусульмане освобождаются от неё). И также дать (первое) приветствие это Сунна аль-кифая, и если из пришедшей группы поприветствовал один из них, то Сунна аль-кифая исполнена с их стороны, и если на его приветствие ответит один из группы к которой они пришли, то с остальных спадает ответственность исполнения Фарда.
Было передано от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха, сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَا تَدْخُلُوا الْجَنَّـةَ حَتَّى تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا، أَفَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى أَمْرٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ؟ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُم
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!».
[Достоверный хадис. Его передали Муслим (54 – 93,94), ат-Тирмизи (2688), Ибн Маджа (68), имам Ахмад (2/442, 477, 495), Ибн Хиббан (236), Ибн Абу Шайба (8/624, 625), Абу Авана (1/30), Ибн Манда (330, 328, 332) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3193). См «Краткое изложение Сахиха Муслим» (43)].
Было передано от Абдуллаха ибн Амра, который сказал: «Некий человек спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Какое проявление Ислама является лучшим?” На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: “Кормить нуждающихся и приветствовать миром всех, кого знаешь и кого не знаешь”».
[Достоверный хадис, его иснад соответствует требованию аль-Бухари и Муслима. Его передали аль-Бухари (12, 28, 6236), Муслим (39), Абу Дауд (5194), ан-Насаи (8/107), Ибн Маджа (2353), имам Ахмад (2/169), Ибн Хиббан (505, 508), аль-Хаким (4/129, 160), Абд ар-Раззак (20883), ат-Табарани (3466) аль-Байхаки (4/300) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3195). См «Краткое изложение Сахиха Муслим» (64)].
И смысл его слов: «Какое проявление Ислама является лучшим», т.е. — какая характерная особенность проявления Ислама является лучшей.
Некоторые сказали: «Слова:
﴿ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَآ أَوْ رُدُّوهَآ ﴾
«отвечайте ещё лучшим приветствием», относятся к приветствию мусульманина, а слова: «или тем же самым», относятся к приветствию не мусульман тем же.
Сообщается от Ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
إِذَا سَلَّمَ عَلَيْكُمُ الْيَهُودُ، فَإِنَّمَا يَقُولُ أَحَدُهُمْ: السَّامُ عَلَيْكَ، فَقُلْ: وَعَلَيْك
«Если вас приветствуют иудеи словами: “Ас-саму алейкум (смерть вам), вы отвечайте им: “уа алейкум (и вам того же)”».
[Достоверный хадис, его иснад соответствует требованию аль-Бухари и Муслима. Его передали имам Малик (2/960), аль-Бухари (6257, 6928), и в аль-«Адаб аль-Муфрад» (1105), Муслим (2164), Абу Дауд (5206), ат-Тирмизи (1603), ан-Насаи в «аль-Кубра» (10210, 10212), Ибн Маджа (3697), имам Ахмад (2/19), Ибн Хиббан (503), Ибн Абу Шайба (8/630), аль-Байхаки (9/203) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3204, 3206, 3207)].
Далее Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍ حَسِيباً ﴾
«Поистине, Аллах подсчитывает всякую вещь», т.е. всякую вещь вплоть до ответа человека на приветствие будь то равным или лучшим приветствием. И слово حسيباً подразумевает: — Ведущий счёт.
Муджахид сказал: «Оно подразумевает: — Хранитель».
Всевышний Аллах сказал:
﴿ ٱللَّهُ لاۤ إِلَـٰهَ إِلاَّ هُوَ لَيَجْمَعَنَّكُمْ إِلَىٰ يَوْمِ ٱلْقِيَـٰمَةِ ﴾
87. «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него! Он непременно соберёт вас». Буква «лям» в слове: «لَيَجْمَعَنَّكُمْ» пришёл как: «لامُ القسم» «лям клятвы», и отсюда выходит следующий смысл аята: «Клянусь Аллахом, Он соберёт вас после смерти и пребывания в могиле». «ко Дню воскресения». Было названо «القيامةُ» (воскресение = стояние; вставание), по причине того, что люди станут «يقومُون» (т.е. вставать) из своих могил, как сказал Аллах Всевышний:
﴿ يَوْمَ يَخْرُجُونَ مِنَ ٱلأَجْدَاثِ سِرَاعاً ﴾
«В тот день они торопливо выйдут из могил» (70:43). Некоторые сказали: «По причине их стояния для расчёта, как сказал Аллах Всевышний:
﴿ يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبِّ ٱلْعَالَمِينَ ﴾
«в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (83:6)
﴿ لَا رَيْبَ فِيهِ وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ ٱللَّهِ حَدِيثاً ﴾
«в котором нет сомнения. Чья речь правдивее речи Аллаха?», т.е. в Его словах и обещаниях.
См. Тафсир аль-Багави «Вехи Ниспослания» (Сура 4 аяты 86-87)
Перевёл: Хаертдинов Исмаиль
Редактировал: Абу Умар Салим аль-Газзи