Милостыня — твой тент в день Суда
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Великодушному, Щедрому. Да благословит Аллах и приветствует Своего любимого раба и посланника, его семью и сподвижников…
Каждый имеющий сердце человек знает о бедах и несчастьях, которые постигли и постигают до сих пор наших родных людей в разных мусульманских странах.
Поэтому я счёл нужным собрать некоторые хадисы о достоинствах пожертвования и помощи нуждающимся, надеясь, что это затронет чувства тех последователей Ислама, которые имеют материальную возможность (а таких много). И в итоге их сердца оживут, избавятся от скупости и алчности, чтобы пожертвовать для своих единоверцев то, что поможет ему при встрече своего Господа. Ведь что может быть лучше, чем помощь людям и поддержка их в трудных ситуациях?
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин — брат мусульманину: он не поступает с ним несправедливо и не предает его. Тому, кто поможет своему брату в его нужде, тому поможет Аллах в его собственной нужде. Кто избавит мусульманина от печали, того Аллах избавит от одной из печалей Судного дня. А кто покроет мусульманина, того покроет Аллах в День воскресения» (передали аль-Бухари и Муслим, № 2442, № 2580).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то пожертвует нечто хорошее, а ведь Аллах принимает только хорошее, Аллах непременно возьмет его правой рукой, даже если это будет один финик. Затем этот финик растет в руке Милостивого до тех пор, пока не становится больше горы, подобно тому, как один из вас выращивает жеребенка или верблюжонка» (приводится в двух сборниках «Сахих», № 7430, № 1014, причем с такими словами этот хадис передал имам Муслим).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кому из вас имущество его наследников любимее своего?». Сподвижники ответили: «Для каждого из нас свое имущество любимее!». Тогда он сказал: «Поистине, имущество человека — то, что он пожертвовал, а имущество его наследников — то, что он оставил» («Сахих аль-Бухари», № 6442).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Каждый день, когда просыпаются рабы, непременно спускаются два ангела и один из них говорит: „О Аллах! возмести тому, кто щедро расходует (свое) имущество!“, а другой говорит: «О Аллах, приведи к лишению того, кто скупится!» (передали аль-Бухари и Муслим, № 1442, № 1010).
Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обратился к состоятельным людям со словами: «О купцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и частыми (или ложными) клятвами, поэтому смешивайте с ней милостыни» («Сахих аль-джамиа», № 3068).
Ат-Тыбий написал: «Он велел давать милостыню, чтобы очистить торговлю от тех пороков и порицаемых качеств» («Миркат аль-мафатих», 5/1910).
Пусть каждый из нас, о рабы Аллаха, поспешит материально помочь по мере своего достатка (ведь все мы имеем достаток). И пусть никто не пренебрегает даже малым. Спешите, спешите!
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Беритесь за такие дела, которые вам под силу, ибо поистине, Аллах не устанет (награждать вас), пока вы не устанете (совершать благие дела). И самыми любимыми для Аллаха делами являются те, которые постоянны, даже если их мало» (передали аль-Бухари и Муслим, № 5861, № 782).
Согласно сообщению имама Муслима, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если семья Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) совершала какое-то дело, они закрепляли его». Ан-Навави написал: «То есть, они были постоянны в нем» ( «Шарх сахих Муслим», 6/72).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не пренебрегайте чем-нибудь из одобряемого» ( «Сахих Муслим», № 2626).
Поразмышляйте, о рабы Аллаха, над тем, как менялось лицо Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он видел нуждающихся. К примеру, увидев делегацию из Мудыра, он обратился к людям с речью, напомнил им о проявлении боязни перед Аллахом, произнеся: «Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день». Затем (он побудил сподвижников): «Пусть человек дает в качестве милостыни что-нибудь из своих динаров и дирхамов, из своей одежды, из пшеницы и фиников…», и в конце сказал: «Пусть даже жертвует половину финика» («Сахих Муслим», № 1017).
Что если бы Пророк, мир ему и благословение, увидел, как в наши дни умирают мусульмане от холода и голода?!
Более того, когда Пророк, мир ему и благословение, увидел нуждающегося человека, то сказал: «Кто имеет с собой превышающее надобности имущество, пусть приготовит его неимущим, а кто имеет излишнюю провизию, пусть приготовит его тем, у кого нет запасов пищи». Абу Саид аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Затем он перечислил так много видов имущества, что мы даже подумали, что ни у кого из нас нет права на излишки». См. («Сахих Муслим», № 1728).
Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, написал: «В этом хадисе содержится побуждение к раздаче милостыни, к щедрости, поддержке и благодеянию». См. («Шарх Муслим», 12/33).
Сподвижники, да будет доволен им Аллах, претворяли это пророческое указание в практический образ своей жизни.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Поистине, когда у представителей (йеменского) рода „аль-Ашар“ заканчивалась провизия во время военного похода или их семьям не хватало пищи в городе, они клали то, что было у них, в одно покрывало, а затем поровну делили это между собой посредством одного сосуда. Они относятся ко мне, а я — к ним». См. (передали аль-Бухари и Муслим, № 2486, № 2500).
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «Однажды ко мне пришла бедная женщина с двумя дочерями, и я угостила их тремя финиками, дав каждому из них по одному финику. Когда женщина поднесла ко рту финик, чтобы съесть его, её дочери попросили накормить их. И тогда она разделила между ними двоими тот финик, который хотела съесть.
Меня удивило то, как поступила эта женщина, и я рассказала об её поступке посланнику Аллаха, а он ответил: «Поистине, Аллах предписал ей благодаря этому финику Рай, или освободил её от Огня» («Сахих Муслим», № 2630).
Люди полагают, что пожертвования на пути Аллаха мешают им получить блага в этом мире и Последнем.
Однако посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил: «Аллах сказал: „Делай пожертвования, о сын Адама, и Я обеспечу тебя“». См. («Сахих аль-Бухари», № 5352).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я клянусь в отношении трех вещей: милостыня ничуть не уменьшает имущество, поэтому раздавайте милостыни. Если человек прощает обиду, которую ему нанесли, Аллах непременно добавляет ему за это только величие, поэтому прощайте, и тогда Аллах добавит вам величие. Также если человек открывает для себя двери просьб, прося у людей подаяния, то Аллах обязательно откроет для него двери бедности». См. («Сахих аль-Джамиа», № 3025).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лечите своих больных при помощи милостыни!». См. («Сахих аль-Джамиа», № 3358).
Абу Масуд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел нам подавать милостыню, мы отправлялись на рынок и переносили товары, получая за это по мудду (зерна, ячменя…, затем отдавали пищу в качестве милостыни), а сегодня некоторые из (занимающихся этим) имеют и по сто тысяч». Он себя имел в виду». См. ( «Сахих аль-Бухари», 3/92).
Такова мирская награда за пожертвования, причем воздаяние соответствует деянию.
А что касается награды Последнего мира, то об этом Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной».
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, написал: «Они надеются на награду у Аллаха, которая непременно ожидает их» («Тафсир Ибн Касира», 6/545).
Всевышний Аллах сказал: «Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения» (73:20).
По поводу этого аята Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, написал: «О верующие, то, что приготовите для себя в мирской жизни из милостыни или пожертвований на пути Аллаха…, вы найдете это у Аллаха, в День вашего возвращения, намного лучше и больше по награде, чем добро, которое вы совершили для себя в ближнем мире». См. («Тафсир ат-Табари», 23/700).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня гасит грехи подобно тому, как вода тушит огонь». См. («Сахих аль-джамиа», № 1643).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, милостыня убирает жар могилы от тех, кто раздает их. И верующий сможет укрыться под тенью милостыни в Судный день». См. («ас-Сильсилят ас-сахиха», № 3484).
Ведь известно, что Аллах обещал мучительное наказание тем людям, которые скупятся делать пожертвования на Его пути. Так, Пречистый и Всевышний Аллах, сказал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В день воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели» (3:180).
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Змея будет прокусывать голову одного из них, говоря: „Я твое богатство, которое ты скупился расходовать“. См. («Тафсир ат-Табари», 7/436).
Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, написал: «До нас не дошли сведения о том, чтобы какая-либо из общин велела людям проявлять скупость, ни в качестве религии, ни в качестве нравственности. Напротив, они считали такое качество отвратительным и порицали тех, кто скупится». См. («Тафсир ат-Табари», 8/354).
Более того, те люди, которые скупятся выплачивать то, что им предписал Аллах, обрекают себя на мучения, как сказал Пречистый и Всевышний Аллах: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями».
Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщил: «Каждое имущество, с которого не выплачивают закят, представляет собой накопленное сокровище, упомянутое Аллахом в Коране, а её обладателю ставят им клеймо, даже если он ещё не погребен под землей». См. («Тафсир ат-Табари», 14/217).
Всевышний Аллах сказал: «Вы не обретете благочестие, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (3:92).
По поводу этого аята Амр ибн Маймун, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Благочестие здесь означает Рай».
Кроме того, Катаде, да смилуется над ним Аллах, принадлежит следующее высказывание: «Вы не обретете любовь и милость вашего Господа, пока не будете расходовать из своего имущества то, что вам нравится, и то, что вы желаете». См. («Тафсир ат-Табари», 6/587-588).
Всевышний Аллах сказал: «В тот день вы будете спрошены о благах» (102:8).
Джабир Ибн Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщил: «К нам пришли посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар, и мы накормили его свежими финиками и напоили их водой. После чего посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Это относится к благам, о которых вы будете спрошены“. См. («ат-Тааликат аль-Хасан», 3402).
И как много благ, о которых мы будем спрошены (как мы приобрели их и как распорядились ими?)!
Мы просим у Аллаха благополучия!
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покинул этот мир, так и не насытившись (даже) ячменным хлебом». См. ( «Сахих аль-Бухари», № 5414).
Я спрашиваю вас, о рабы Аллаха, кто из нас сегодня обращается с мольбой Посланника Аллаха, где он сказал: «О Аллах! Даруй семье Мухаммада пищу, (достаточную для поддержания жизни)!». (приводится в двух сборниках «Сахих»: № 6460, № 1055, с такими словами этот хадис передал Муслим).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О сын Адама! Если ты станешь жертвовать излишком (превышающим потребности), это будут лучше для тебя, а если ты станешь скупиться расходовать его, то это будет хуже для тебя. И ты не подвергнешься упреку за необходимое для жизни пропитание». См. («Сахих аль-Джамиа», № 2932).
Следует также обратить внимание на бедствие, которое постигло многих людей, расходующих свое имущество на благие цели, а именно: они не делают различия между подтверждением своих пожертвований и милостыней и между стремлением скрыто совершать праведные дела. К примеру, они стали обязывать своих доверенных лиц фиксировать все благотворительные взносы, а затем размещать копии этих бумаг в соц. сетях, когда нет такой необходимости. И да поможет Аллах!
Ведь Всевышний Аллах сказал: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете её нищим, то это лучше для вас» (2:271).
Катада, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Во всех этих случаях принимается милостыня, если есть искреннее намерение. Однако скрытая милостыня лучше».
Кроме того, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Аллах сделал так, что добровольная скрытая милостыня превосходит ту, которую дали открыто, в семьдесят раз». См. («Тафсир ат-Табари», 5/582-583).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скрытая милостыня тушит гнев Господа». См. («ас-Сильсилят ас-сахиха», № 1908).
Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иногда самые умные и рассудительные люди не могут понять самые очевидные и ясные вещи. А бывает так, что Аллах по Своей воле направляет к истине, относительно которой ведется спор, самых глупых и нерассудительных людей. И нет силы и мощи, кроме как от Аллаха! Поэтому тот, кто полагается на свое суждение и понимание или на разум и знания, тот лишается божественной помощи. Вот почему Пророк, мир и благословение Аллаха ему, его роду и сподвижникам, как сообщается во многих достоверных хадисах, произносил: „О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Своей религии!“». См. («Дару ат-тааруд аль-акль ва ан-накль», 9/34).
Да проявит Аллах Свою милость к имаму аз-Захаби, который написал в жизнеописании безбожников, следующие слова: «Аллах проклял сообразительность, где нет веры, и Он доволен неразумностью, которая сопровождается богобоязненностью». См. («Сияр аалям ан-нубаля», 14/62).
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «То, что касается раба из благополучия, победы, пропитания, — Аллах дарует ему это из Своей милости и щедрости. Несомненно, все блага исходят от Него». См. («аль-Фатава», 35/375).
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Именно Коран и Сунна являются Шариатом, которому должны следовать все мусульмане, а правители обязаны поддерживать его и сражаться за него». См. («аль-Фатава», 35/376).
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Тот, кому Аллах желает счастья, учитывает в качестве назидания то, что постигло других людей, и следует пути тех, кому Аллах оказал Свою помощь и поддержку». («аль-Фатава», 35/388).
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Аллах обещал помочь тому, кто помогает Ему, и эта помощь выражается в поддержке Его Книги, религии и посланника, а не в поддержке со стороны людей, которые принимают решения не по Шариату». См. («аль-Фатава», 35/388).
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи