Кто должен стоять в первых рядах?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Имам Ибн Хузейма, да смилуется над ним Аллах, написал: «Глава о разъяснении того, что совершеннолетние и разумные мужчины достойнее первого ряда (в молитве), поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел, чтобы они становились за ним».
Имам Ибн Хиббан, да смилуется над ним Аллах, написал: «Упоминание о дозволенности отдалять детей от первого ряда, когда присутствуют взрослые и разумные мужчины».
Сообщается, что Кейс ибн Уббад рассказал: «Я прибыл в Медину, чтобы встретить сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. И больше всего среди них я хотел встретить Убай ибн Кааба.
Когда же я находился в мечети Медины в первом ряду, сзади меня потянул один человек и отодвинул (назад), а сам встал на мое место. И клянусь Аллахом, я абсолютно не осмысливал свою молитву. Затем произнесли «таслим», я обернулся и вдруг увидел Убай ибн Кааба.
Он сказал: «О юноша, да не опечалит тебя Аллах. Так заповедовал нам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чтобы мы становились (в молитве) позади него…».
Правовые положения данного хадиса:
В соответствии с ним поступал сподвижник, передатчик хадиса.
— Имамы фикха составили главы книг на основе этого хадиса.
— Аль-Албани придерживался его (и считал достоверным)»
См. ( «Сахих ан-Насаи, 808, „ас-Самар аль-мустатаб“, 1/675, «ат-Тааликат аль-Хисан», 4/57, Ибн Хузейма, 1573, «аль-Хилья»).
Ибн Хиббан, да смилуется над ним Аллах, написал: «Упоминание веления в адрес следующим за имамом, чтобы позади него становились взрослые и разумные мужчины».
Муслим привел следующие слова Абу Масуда: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, брал нас за плечи и говорил: „Выравнивайтесь и не нарушайте единообразия, иначе ваши сердца придут к расхождениям. Пусть становятся за мной зрелые и разумные мужчины, потом — те, кто следует за ними, а потом — то, кто следует за ними“.
В другой последующей версии Муслима сообщается со слов Ибн Масуда, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть за мной становятся взрослые и разумные мужчины, потом — те, кто следует за ними… (трижды). И сторонитесь суеты рынков (споров, криков, шума, разногласий, искушений)».
Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, желал, чтобы за ним становились мухаджиры и ансары для изучения у него (положений молитвы)» См. («ас-Сахиха», 1409).
Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, написал: «Поэтому, если ребенок встанет в середине ряда, а затем придет мужчина, то ему дозволяется отодвинуть ребенка назад и встать на его место, как написал имам Ахмад. Таким образом поступил Убай ибн Кааб по отношению к Кейсу ибн Уббаду, также о подобном положении сообщается от Умара. Такое мнение принадлежит ас-Саури и Ахмаду. И уже упоминалось об этом в главах „выравнивания рядов“».
До этих слов Ибн Раджаб привел хадис Ибн Аббаса,да будет доволен им Аллах, где рассказывается, что однажды он молился один с правой стороны Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А после этого написал:
«Малик опирается на этот (хадис) в качестве довода того, что лучше, чтобы в ряду между каждыми двумя мужчинами становился ребенок — для изучения правил поведения в молитве и смиренности в ней. Это одно из мнений шафиитов (Малика и аш-Шафи).
А согласно второму их мнению, когда присутствует много детей, они становятся в отдельный ряд за мужчинами. Это наш мазхаб (ханбалитский) и мазхаб Абу Ханифы (таково мнение аш-Шафи, Ахмада и Абу Ханифы). В своем мнении они опираются на слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть становятся за мной взрослые и разумные мужчины, потом — те, кто следует за ними, а потом — то, кто следует за ними» (Привел Муслим)»
См. («Фатх аль-Бари», Ибн Раджаба аль-Ханбали, 8/32 — 33).
Кроме того, аль-Хафиз Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если хадис достоверен и в соответствии с ним поступали сподвижники, то нельзя отклоняться от него» См. («Фатх аль-Бари», 7/417).
Посмотрите, как аль-Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали упомянул мнения согласно разных мазхабов вместе с доводами, и учел все переданные хадисы.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи