Зло не относится к Аллаху
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Выдающийся ученый Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если кто-то спросит: „Среди творений существует злостные создания, например Иблис, который является основой зла. Должны ли мы быть довольны созданием Иблиса?“, то ответ на это будет звучать так:
«Да, мы обязаны быть довольны без каких-либо подробностей. Однако мы не довольны тем, к чему призывает Иблис, поскольку он призывает к злу, мерзости и порицаемому: „А если кто-то следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному“ ( «ан-Нур»: 21). Таким образом, мы довольны тем, что Аллах создал его, и не сомневается в том, что Аллах сотворил его для мудрого замысла. Но при этом мы не до-вольны теми действиями, которые исходят от Иблиса, такими как зло, нечестие и так далее».
См. («Шарх аль-Акыдат ас-Сафаринийя», стр. 372).
Выдающийся ученый Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если кто-то спросит: „Как совместить значение слов Всевышнего Ал-лаха «…от зла того, что Он сотворил“ (113:2) и между словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Зло не относится к Тебе» (передал Муслим, № 771)?», то, ответ на это будет звучать так:
«Разница между ними очевидна, поскольку в словах Всевышнего Господа: „…от зла того, что Он сотворил“, Аллах причислил зло к творениям. А что касается Аллаха, то к нему не причисляется зло.
Безо всяких сомнений именно Аллах предопределил зло, однако Он установил его в своих созданиях. Более того, Его предопределение этого зла несет великую мудрость, которая заключает в себе так много благ, что это не становится неприятным. Различие связно именно с «действующим», «действием» и «результатом действия». Действующий — Аллах: Он предопределяет. И мы, несомненно, любим Его в любом случае. Точно так же Его действия являются добром в любом случае. А что касается результата Его действий (созданий), то в них есть добро и зло». См. («Шарх аль-Акыда ас-Сафаринийя», стр. 373).
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи