Правила торгово-финансовых взаимоотношений в Исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Пользы и вопросы, извлечённые из второй серии лекций на тему
«Правила торгово-финансовых взаимоотношений в Исламе»
Вся хвала воздаётся Аллаху. Мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и любящим последователям.
Ниже приведены пользы и вопросы, извлечённые из второй серии лекций на тему «Правила торгово-финансовых взаимоотношений в Исламе», где речь шла о критериях ростовщичества. Лекции прочитал уважаемый шейх д. Сулейман ар-Рухайли, да бережёт и хранит его Аллах, и да вознаградит за приложенные им усилия лучшей наградой.
Перед тем, как привести эти пользы и вопросы, я хочу обратить внимание на два важных момента:
Первый: эти полезные сведения собраны с целью совместного изучения и повторения знаний, как сказали предшественники: «Знания исчезают, когда человек забывает их и перестаёт повторять».
Второй: я собрал с помощью Аллаха большую часть информации из лекций и ответов шейха на вопросы присутствующих и слушателей, связанные с современными торгово-финансовыми взаимоотношениями, и написал её в краткой сокращённой форме на основе мнений, которым шейх отдал предпочтение.
Я говорю, да поможет Аллах:
1) В терминологии слово «ростовщичество» означает обмен имущества (маль) с обусловленной надбавкой либо с отсрочкой в определённых вещах.
Пояснение: имущество (маль), по мнению ученых фикха, представляет собой всё, что находится во владении, и касается не только денежных средств.
Ростовщичество не связано лишь с надбавкой, а проявляется иногда также по причине отсрочки и задержки обмена, но только в тех видах имуществ, где недопустим прирост.
2) Запрет ростовщичества сообщается в последних аятах Корана по времени ниспослания. И некоторые ученые даже говорят: «Это — самое последнее ниспосланное законоположение».
3) Аяты о лихве максимально ясно велят отдаляться от ростовщичества со всех сторон, чтобы объяснить опасность и огромную пагубность такой сделки. А для определения запретности других финансовых отношений нужно рассмотреть доводы и прийти к этому выводу.
4) В аятах о лихве содержатся следующие слова Всевышнего Аллаха: «…кого сатана поверг своим прикосновением» (2:275), то есть он лишил его здравого рассудка и свёл с ума. По одному толкованию, пожиратель процентов и незаконной прибыли на самом деле является умалишённым, по другому, он похож на сумасшедшего человека. Так, в хадисе передано: «Кто пожирает лихву, тот воскреснет в Судный день умалишённым, будучи в замешательстве», а потом Пророк, мир ему и благословение, прочитал: «Те, которые пожирают лихву…». Имам аль-Альбани назвал данный хадис хорошим См «Сахих атТагиб» 1862.
5) Всевышний Господь сказал: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (2:276). Такое уничтожение имеет два значения, подпадающих под описание ростовщичества:
— Прямой смысл потери состояния — по воле Аллаха, имущество утрачивается из-за каких-нибудь неблагоприятных обстоятельств либо по причине воровства или грабежа.
— Переносный смысл потери состояния имеет многие примеры. Вот некоторые из них:
А) Когда Аллах помещает в сердце человека чувство алчности и постоянное ощущение нужды и недостатка.
Б) Когда в имуществе нет ни блага, ни пользы.
В) Когда владелец имущества расходует его на плохие цели.
Слова Всевышнего Аллаха «и приумножает пожертвования» указывают, что милостыням свойственны противоположные качества лихвы, упомянутые выше. Они приводят к большему благу и процветанию, к довольству малым и к стремлению расходовать средства на пути добра.
6) Всевышний Аллах сказал: «…то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (2:279). Среди всех грехов только за получение процентов и незаконной прибыли обещана война от Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
7) Ростовщичество запрещено и причисляется к тяжким грехам. И нет разницы между малой и большой выгодой. Об этом ясно сообщается в священных текстах и существует полное единогласие в отношении его запретности.
8) Отказаться с самого начала от лихвы и надбавочные доходы легче, чем потом устранить их. Легко избежать лихвы. Если мусульман отдаляется от этого, он пребывает в безопасности. А вот если он вовлёк себя в такие дела, то ему уже тяжело выбраться.
9) Ростовщичество — один из семи губительных для человека грехов, упомянутых в хадисе с пророческих слов: «Отстраняйтесь от семи губительных грехов…, и от пожирания лихвы» (данный хадис приведён в сборниках аль-Бухари 2766 и Муслима 145).
10) Из-за процентных и надбавочных сделок постигают бедствия и тягости в этой жизни, согласно хадису: «Если в селении выявились случаи прелюбодеяния и лихвы, то её жители заслужили своими поступками наказания от Аллаха» (этот хадис привёл аль-Хаким 2316; аль-Альбани и Мукбиль назвали его достоверным).
11) Ростовщичество с точки зрения его сфер бывает трёх видов:
- Торговое.
- Долговое.
- Посредническое.
12) Торговое ростовщичество касается либо надбавки, либо отсрочки. Ещё пойдёт речь об этих двух разновидностях.
13) Долговое ростовщичество делится на три вида:
- Процентное и обусловленное выгодой кредитование.
- Увеличение суммы займа.
- Уменьшение суммы взятого долга по причине предварительного погашения.
14) Долговое ростовщичество и обусловленное выгодой кредитование — это когда изначально дают долг под проценты или обязывают выполнить требования. Это может касаться материальных средств либо других неощутимых понятий, таких как должность или место работы (например, человек даёт заёмщику деньги в долг с условием, что тот примет его на работу, либо предоставит ему свою машину на время и так далее).
15) «Прибавление к сумме займа» — например, когда наступил срок погашения долга, кредитор говорит: «Ты можешь отдать долг позже с процентами», либо заёмщик просит отсрочить взамен на проценты (или когда обязывают платить штрафы и пени, если человек не погасит кредит в назначенный срок; сюда входят также покупки в рассрочку).
16) Ростовщичество с двумя своими разновидностями: процентным или обусловленным выгодой кредитованием и увеличением суммы займа, является запретным по единогласному мнению ученых. Они практиковались во времена невежества, а сегодня такой метод применяют в неисламских банках.
Разница между ними заключается в следующих нюансах:
Во время процентного кредитования в договоре изначально обуславливается увеличение долга. Но в ситуации дополнения к сумме займа долг растёт при несвоевременной уплате.
Первая разновидность незаконной прибыли проявляется в сфере кредитов, а вторая – в области кредитов и сделок купли-продажи.
17) Третий вид долгового ростовщичества связан с уменьшением суммы взятого долга по причине предварительного погашения, и в наши дни часто осуществляется в финансовых отношениях людей.
18) Такое убавление суммы долга может исходить как от того, кто даёт взаймы, так и от заёмщика.
19) Дозволено ли так поступать или нет?
Большинство ученых считают это действие запрещённым, но некоторые ученые сказали о его дозволенности. Последнее мнение принадлежит аш-Шафи, а также Ахмаду по одной из версий. Ибн Таймийя и его ученик Ибн аль-Каййим признали данное мнение более правильным. Причём постоянный комитет издал фетву о дозволенности этого действия.
20) Предметом разногласия в вопросе «уменьшения суммы долга по причине предварительного погашения» служит обязательство выплаты меньшей суммы. Но если это происходит в качестве прощения и пожертвования, тогда уменьшение долга дозволенно, по мнению большинства ученых.
Из различий между торговым ростовщичеством и долговым:
- Долговое ростовщичество касается любого имущества, а торговое – только определённых денежных единиц и продуктов.
- Долговое ростовщичество происходит при отсрочке выплаты, а торговое – сразу и при отсрочке обмена товаров.
21) Ростовщичество имеет место и в сфере ходатайства, когда берут какую-нибудь оплату или подарок взамен на оказанную помощь или защиту через своё общественное влияние. Сегодня это называется решением дел через связи, например, уважаемый или влиятельный человек обращается с просьбой за кого-то, чтобы принести ему пользу или отразить вред (например, лицо с высоким общественным положением просит, чтобы Ахмада приняли на работу или перевели на лучшую должность, а тот даёт ему за это подарок или деньги).
22) Дозволяется ли ходатайствовать взамен на что-нибудь ?
Ученые разошлись в этом вопросе на пять мнений. И согласно более правильному из них, абсолютно нельзя брать плату или подарок в случае ходатайства, согласно хадису: «Кто заступился за своего единоверца, а потом этот брат дал ему подарок за это, и он принял его, — тот вошёл в одну из самых широких дверей лихвы « (данный хадис привёл Абу Дауд 3541; многие знатоки религии, такие как аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 3465, и Ибн Баз, да смилуется над ними Аллах, назвали его сообщением с хорошей степенью достоверности).
23) Важная деталь: если, ходатайствуя, человек потратил свои деньги, то он может взять себе затраченную им сумму. К тому же за свои усилия и свой труд ему можно взять дозволенные средства и подарки, которые общеприняты среди людей.
24) Почему принятие чего-нибудь взамен на ходатайство расценивается как ростовщичество?
— Потому что тем самым ходатайствующее лицо получает прибыль и выгоду не по праву. Это и есть сущность ростовщичества. Поэтому в предыдущем хадисе говорится: «…тот вошёл в одну из самых широких дверей лихвы».
25) Сомнение и ответ:
Противоположен ли хадис о запрете принимать подарок за ходатайство этому хадису: «Если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его»? (Абу Дауд 1672, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 254)
Ответ звучит так: «Этот хадис не связан с ходатайством, упомянутом в предыдущем хадисе».
26) Ученые единодушны в том, что долговое ростовщичество совершается с любым имуществом. К примеру, кто-то говорит: «Возьми в заём эту машину, а через год ты вернёшь вдвойне». Это является незаконной прибылью.
27) Торговое же ростовщичество имеет место только в конкретных предметах и продуктах, и в своей сущности бывает вызвано либо надбавкой, либо отсрочкой, то есть задержкой платежа.
28) Ростовщичество надбавки – это обмен товаров одного вида, на которые распространяются положения незаконного прироста, не в равном количестве.
29) Ростовщичество отсрочки — это задержка получения товара, на который распространяются положения лихвы. Например, человек покупает 100 граммов золота за 100 граммов золота, но отдаёт их не сразу, а потом.
30) Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, финики на финики…., — в равной мере,…, а кто добавил к этому или увеличил, тот приобрёл запретный прирост» [Муслим 1584, ат-Тирмизи 1240].
Есть также и другое изречение: «Продавайте как вам угодно, если это осуществляется из рук в руки « [Муслим 1587, Абу Дауд 3350, ат-Тирмизи 1240].
В этих двух хадисах разъясняется два вида ростовщичества: лихва надбавки, согласно пророческим словам: «в равной мере», и лихва отсрочки, согласно его словам: «из рук в руки».
В сообщении также говорится, что если различны виды упомянутых товаров, то разрешается, чтобы они были не в одинаковом количестве, в соответствии со словами Пророка «продавайте как вам угодно». Однако такая сделка должна происходить сразу.
Исходя из смысла этих двух хадисов, дозволено обменивать другие вещи и продукты с надбавкой и отсрочкой. К примеру, можно продать одну рубашку за две с разницей в количестве и с задержкой платежа.
Дальше ещё будут подробно рассматриваться эти вопросы.
31) Никто из мусульманской общины не сказал о дозволенности «прибыли с отсрочки». Она запрещена по единогласному мнению мусульман.
32) Относительно же запрета «прибыли с надбавки» иного взгляда придерживались Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах. Однако достоверно передано, что они оставили такое мнение.
33) Сообщаются следующее изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, ростовщичество бывает только при отсрочке» [Муслим 1596, Ибн Маджа 2257] . Данный хадис привёл в своём сборнике Муслим с цепочкой от Усамы ибн Зейда, да будет доволен им Аллах.
Ответ звучит так: «Во-первых, вероятно, эти слова были произнесены по определённому случаю.
Во-вторых, в других хадисах чётко говорится о запрете лихвы надбавки, но смысл предыдущего хадиса указывают на её дозволенность. В свою очередь текстовое содержание сильнее смыслового указания.
В-третьих, эти слова произнесены в качестве усиленного предостережения, поэтому их значение не служит конкретным доводом. Ведь чаще всего люди совершают ростовщичество, связанное именно с задержкой обмена, а не с разницей в количестве и мере.
В-четвёртых, данный хадис передал Усама ибн Зейд, а другие хадисы, указывающие на запрет лихвы надбавки, передали передатчики, которые превосходят его в возрасте и в многочисленности. Следовательно, им отдаётся преимущество.
34) Существует шесть согласованных и доказанных Шариатом категорий товаров, где запрещён прирост: золото, серебро, финики, пшеница, ячмень и соль.
35) Большая часть ученых считает, что ростовщичество касается и других денежных средств и продуктов питания, которые аналогичны с причиной (лихвы) шести категорий, поскольку Шариат не разделяет схожие положения и не объединяет разные.
36) По мнению большинства знатоков религии, золото и серебро служат одной основой, а четыре остальных товара – другой. Однако они разошлись относительно практического применения этих двух основ.
37) Причина (лихвы) в золоте и серебре, согласно правильной точке зрения, является ценность, и касается всех предметов, которые среди людей представляют собой денежные знаки и находятся в обиходе.
38) Причина (лихвы) четырёх других категорий, согласно правильной точке зрения, являются пищевые продукты, которые можно взвешивать или мерить (например, сосудами, мешками…). Именно такая причина следует из всех версий хадисов о ростовщичестве.
39) Бумажные деньги относятся к имуществу, на которое распространяются положения ростовщичества. По правильному мнению, они подобны золоту и серебру в основе и разновидности, и нельзя обменивать их (купюры одной национальной валюты, например, доллары на доллары) с надбавкой или отсрочкой.
40) Правило: «любой заём, который влечёт за собой прибыль или выгоду, является ростовщичеством» См. ( «Мусуат аль-кауа‘ид аль-фикхийа» № 134 Мухаммад Сидки аль-Борну аль-Газзи — Прим. Абу Умара).
То есть, нельзя давать что-нибудь в долг, чтобы извлечь их этого прибыль или выгоду, потому что в этом присутствует незаконная нажива и корыстная польза.
Но данное правило нуждается в точном определении и пояснении его значений. О нём не говорится в достоверном хадисе или высказывании сподвижника, а лишь сообщается в некоторых словах последователей, таких как Катада, Ибн Сирин, Ибрахим ан-Нахайи. И тот, кто читает слова учёных, находит, что все они единогласны в отношении этого правила.
41) Выгоду из подобных сделок может извлекать лишь кредитор, либо лишь заёмщик, либо они оба. И если пользу получает для себя только лицо, дающее в долг, то сделка единогласно запрещена. А вот если заёмщик имеет выгоду или обе стороны получают пользу, то в этом есть разногласие. По правильному мнению, это дозволено.
Пример выгоды кредитора: он говорит: «Я даю тебе деньги в долг при условии, что ты перевезёшь мои личные вещи в такую-то местность».
Пример выгоды заёмщика: он говорит: «Одолжи мне денег с условием, что ты переведёшь их на счёт в такой-то банк».
Пример общей выгоды: кредитор говорит: «Я даю тебе заём с условием, что ты арендуешь мой дом». Здесь совместная польза, поскольку кредитор получит арендную плату, а заёмщик (который ищет жильё) сможет жить в этом доме.
42) Совместная выгода между кредитором и заёмщиком дозволена, как считают некоторые ученые, при соблюдении следующих правил:
- Польза со стороны заёмщика должна быть добровольной, а не обязательной.
- Приносимая польза не должна быть связана с займом.
- Любая услуга вдобавок к займу должна быть приемлема в обычаях.
43) Если в (исламском) обществе приемлема какая-то выгода для того, кто даёт в долг, то она запрещена, поскольку всеобщий обычай занимает степень условия. Если же обычай утверждён среди какой-то группы людей, это тоже запрещено, согласно правильному мнению. А если так принято в обычае личности, то выгода разрешена, как считает большинство ученых (например, ты неоднократно подвозил какого-то человека на своей машине, затем ты взял у него заём, и теперь, отдавая ему взятые деньги, ты можешь отвести его домой).
44) Выгода по причине займа, которая не обусловлена ни словами, ни обычаем, дозволена согласно учению большинства ученых. Ведь это из проявлений хорошего погашения долга (например, заёмщик добровольно подарил что-нибудь кредитору, не за предоставленные ему деньги в долг, а в качестве благодарности).
45) Если выгода вызвана самим займом, сюда входит благодарность, похвальные слова, сбережение заёмного имущества, то она дозволена, и никто не говорит о её запретности.
46) Если приносят пользу не за предоставленный заём и не по причине его, то это допустимо в соответствии с обычаем, например, когда предлагают арендовать квартиру.
47) Некоторые ученые фикха указали на дозволенность отдать долг не в той местности, где он был получен.
48) Общества, известные среди людей и рабочих (где они составляют список вкладчиков, каждый вносит определённую сумму с зарплаты…, а потом выдают суммарное количество денег каждому по порядку), считаются среди многих ученых дозволенными, учитывая следующие доказательства:
- Такие взносы причисляются к взаимопомощи и к покрытию потребностей.
- Они характерны денежным вкладам, а не займам и кредитам.
- Даже, если мы предположим, что они характерны денежным вкладам, то все равно они не запретны, потому что в кредите с выгодой есть незаконный прирост имущества, а здесь этого нет.
- Даже если мы допустим, что в этих взносах есть выгода, то тут она является общей, а не личной, и совместная выгода разрешена, согласно правильному мнению.
49) Денежные средства, которые находятся в банках, и банк извлекает из них пользу, относятся к сбережениям, а не к займам.
50) Нельзя продавать ценности и пищевые продукты, взвешиваемые или измеряемые (мешками…), одной категории, кроме как в равном количестве или весе, по единогласию ученых, например, продажа золота за золото, или обмен фиников.
51) Вид продукта объединён одним названием, даже у него разные сорта. Финики являются одним видом, несмотря на различие его сортом, таких как аджва, барний.
52) Товары, произведённые на основе конкретного вида продукта (злака…), различны, даже если у них одно название. К примеру, мука включает в себя разные разновидности злаков, и каждая мука возвращается к своей основе (пшеничная мука к пшенице, гречневая к гречке…).
55) Если товар взвешивается или отмеряется (в мешках…), например: цемент, железо, то его можно продавать даже с разницей в весе или мере.
56) Если продукт является пищевым, но ни взвешивается и ни мерится, например, некоторые одиночные фрукты и овощи, то его можно продавать с надбавкой (например, продажа одного арбуза за два).
57) Незнание равенства товаров подобно знанию об их различии. Поэтому если неизвестно равенство, то нельзя продавать имущество из одной категории, где Шариатом запрещен прирост (золото за золото…).
58) Нельзя продавать пищевой продукт, объём которого измеряется (ящиками…), на такой продукт питания, по весу. Нельзя также продавать ценные вещи и продукты питания, которые взвешиваются, посредством меры объёма.
Пояснение: как например, кто продает ящик фиников за 10 килограмм фиников. Это приводит к надбавке или к незнанию равенства. В основе же финики меряются, а не взвешиваются.
59) Нельзя обменивать товар, который в основе мерится, на такой же товар без учёта объёма. Это потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «запретил продавать груду фиников, объём которой не известен, за финики, [количество которых] отмерено и известно», как приводится в сборнике «Сахих Муслима» 1530 и ан-Насаи 4547.
60) Как мы можем узнать, что взвешивается, а что мерится? — Существует разногласие среди ученых. Но ближе всего к истине, что в определении этого необходимо опираться на шариатские тексты, невзирая на обычаи. А в тех продуктах и предметах, о которых ничего не сообщается в священных текстах, нужно смотреть на общепринятые нормы среди людей.
61) Обмен осуществляется либо в тех видах имуществах, на которые распространяются положения ростовщичества, либо в тех видах имущества, где допустима разница товаров:
Обмен имущества, где недопустим прирост, может выражаться в трёх случаях:
- Когда обмениваются имуществом, где недопустим прирост, из одной категории, например, золото на золото. Здесь запрещена надбавка и задержка получения.
- Когда обмениваются имуществом, где недопустим прирост, из разных категорий, но с одинаковой основой, например, золото на серебро. Здесь запрещено откладывать получение на потом, однако разрешается надбавка.
- Когда обмениваются имуществом, где недопустим прирост, из разных категорий и с различной основой, например, золото на финики. Здесь дозволена надбавка и последующее получение товаров.
Обмен имущества, с которыми не связаны положения ростовщичества, например, одну рубашку на две, одну лошадь на две, — здесь единогласно дозволена надбавка и отсрочка. А вот относительно сделки, где одновременно обменивают вещи с разницей в количестве и не сразу отдают их, есть разногласие. Большинство ученых считают её дозволенной, и это является более правильным мнением.
62) Нельзя покупать свежие финики за такие же сухие финики, или виноград за изюм, поскольку, когда пища засыхает, она теряет вес и объём.
63) Нельзя продавать ценности одного вида, на который распространяются положения ростовщичества (ربوي), когда в одном товаре присутствуют примеси, а в другом — нет, например, чистое золото за смешанное с медью золото. Ведь это приводит к надбавке.
К тому же нельзя покупать золото 24 пробы за золото 18 пробы, либо покупать золото с драгоценными камнями за чистое золото.
Выход из такой ситуации: он должен сначала продать своё золото, а потом на полученные деньги купить уже то золото, которое он хочет.
64) Нельзя покупать приготовленный продукт за сырой пищевой продукт, по мнению большинства ученых, например, приготовленное мясо за сырое мясо.
65) Покупка свежих фиников, которые на пальмах (когда специалист на глаз определяет их меру), за сухие имеет связь с ростовщичеством с той точки зрения, что здесь не учитывают равное соотношение меры. В этом вопросе правильным мнением является разъяснение ханбалитов, согласно которому разрешено покупать предположительный объём свежих фиников на пальме за определённое количество сухих фиников, если человек хочет поесть свежие финики, и у него есть лишь сухие. Так, в хадисе говорится: «Пророк разрешил нуждающимся продавать несобранные финики за сушёные, которыми будут питаться их семьи, приблизительно определяя, сколько сушёных фиников можно получить после сбора урожая». См. (Краткое изложение Сахиха Муслима № 927 на русском языке — Прим. Абу Умара). Это указывает на потребность в данной сделке.
Вопрос: в Шариате дозволена такая купля-продажа свежих фиников (при необходимости или нужде), но можно ли по аналогии покупать и продавать подобные продукты питания? – По правильному мнению, нельзя их обменивать по аналогии с финиками. Таково учение ханбалитов.
66) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кроме того, отменяется ростовщичество времён джахилийи, [как и все расчёты по взятому у ростовщиков в долг], и прежде всего я отменяю всё, что люди задолжали ‘Аббасу бин ‘Абд аль-Мутталибу, — всё это отменяется». См. (Краткое изложение Сахиха Муслима 714 на русском языке — Прим. Абу Умара). Ведь это крайне запретно и предосудительно.
67) Если дают деньги под проценты, то обязательно аннулировать надбавки и взять только первоначальную сумму.
68) Если в торговой сделке совершены ростовщические операции, необходимо расторгнуть договор купли-продажи, потому что он недействителен, и каждый возвращает полученное.
Это согласно словам Всевышнего Аллаха: «О верующие! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы» (2:278), «А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (2:279).
В хадисе сообщается: «Любая лихва времён невежества отвергнута (по отношению к изначальному капиталу)». Его привёл в своём сборнике Муслим 1218.
69) Если человек взял (или дал) кредит под проценты, а потом покаялся, а тем временем сделка ещё находится в силе, тогда ему обязательно аннулировать все проценты, даже отдав своё имущество, если будет полностью высчитана надбавка. Но если у него нет такой возможности или вторая сторона отказывается отменить надбавку, то ему достаточно принести покаяние. И он не должен продавать дом или машину, поскольку всё равно не отменять надбавку, поэтому нет смысла продавать свою собственность.
70) В отношении предшествующих ростовщических сделок есть следующие нюансы:
- Когда человек заключил их в состоянии неверия, то приняв Ислам, все предыдущие грехи стираются. И от него не требуют извлечь из своего капитала те незаконные деньги.
- Когда он заключил их, будучи мусульманином, но в настоящее время уже не осталось той процентной прибыли. Ему достаточно принести покаяние.
Если же прибыль, извлечённая из процентов, находится в наличии, то здесь может быть три ситуации:
- Если он не знал о запретности той сделки, то ему не обязательно отдавать имущество, по правильному мнению, согласно аяту «…ему — то, что было прежде (из лихвы)» (2:275) и согласно истории, произошедшей с Абу Хурайрой при покупке фиников.
- Если он считал её дозволенной, опираясь на услышанную им фетву, а позже узнал, что такая сделка запрещена. По мнению большинства ученых, ему не обязательно избавляться от имущества, которое у него.
- Если он осведомлённо и сознательно совершил ростовщичество, а затем покаялся. Как считает большая часть ученых, ему обязательно избавиться от надбавочной прибыли. По мнению же некоторых ученых, ему не обязательно избавляться от надбавочной прибыли, по следующим причинам:
- Исходя из слов Всевышнего: «ему — то, что было прежде (из лихвы)» (2:275).
- Покаяние уничтожает все предшествующие грехи.
- Потребовав от человека избавиться от ростовщического имущества, его отталкивают от покаяния. Если он — неверующий, ему не велят отдать все те денежные средства, чтобы не оттолкнуть от Ислама. Если же он — мусульманин грешник, тоже стараются не отдалить его от покаяния. И это наиболее сильное мнение. Только такие мусульмане обязаны раскаяться и делать как можно больше пожертвований.
71) Известные в наши дни деньги прошли через три стадии:
- В самом начале они представляли собой изданные банкноты и чеки, которые назывались альтернативными денежными знаками. Ими расплачивались в банках в соотношении к золоту и серебру.
- На втором этапе ничего не поменялось, только эти деньги уже не приравнивались к золоту и серебру, а имели общую стоимость.
- На третьем этапе бумажные деньги приобрели законную силу и ценность, стали называться обязательными денежными знаками, которые закон обязывает использовать, а также налагает штрафы на тех, кто не принимает их совсем.
72) Дозволенно ли снимать деньги с банкомата того банка, где у тебя не оформлена (карта выплат…, и при этом берут комиссию за такую услугу)?
Как очевидно, разрешается так поступать, поскольку комиссию берут за пользование банкоматом, который имеет свою стоимость и технически обслуживается. С другой точки зрения, именно банк, с которым ты сотрудничаешь, выдаёт деньги, а не посредник.
Учитывая некое сомнение, мы рекомендуем по возможности снимать деньги только со «своего» банка. И Аллаху об этом ведомо лучше.
73) Каково положение международных денежных переводов?
Эти переводы включают в себя перевод и обмен валюты.
Безусловно, дозволенно брать плату за денежный перевод денег. Однако проблема в обмене валют, потому что не происходит одновременное получение денег, хотя необходимо, чтобы они передавались из рук в руки (без отсрочки).
Есть разные виды переводов:
- Мгновенные денежные переводы, или так называемые срочные, которые совершаются через компьютеры. Сразу после ведённой операции другая сторона получает денежные средства. Они дозволены, ведь здесь действительно происходит получение денег сразу при сделке.
- Простые переводы. Они совершаются разными путями:
— Отправителю дают чек (или заявку с контрольным номером), где указана сумма денег в той волюте, в которой он отправил. Тем самым сделка стаёт заверенной. Затем он отсылает чек получателю. Такой вариант дозволен, потому что получение чека без отсрочки считается непосредственным получением денег.
— Человек не получает чек, а перевод доходит с опозданием, через два три дня. Причем отправителю дают квитанцию «отправки». Такой вид перевода неразрешён, поскольку не происходит получение денег сразу, а квитанция абсолютно ничего не значит.
Что же делать тому, кому надо перевести деньги, и нет иного способа, кроме этого?
Ответ: он меняет дирхамы (рубли…, в банке), например, на доллары, и получает их сразу. Итак, осуществляется получение без отсрочки и обмен. Потом он отправляет доллары через этот же банк или какой-то другой.
А если нет такой возможности, то существуют так называемые личные переводы, не через обменные пункты и банки. Две стороны: отправитель и поручатель, находят доверенных лиц, которые могут передать деньги.
74) Дозволяется продавать и покупать скрейч-карты пополнения счёта с большей или меньшей ценной. Ведь при этой сделке предоставляют платные услуги связи, а не продают деньги. Например, ты можешь купить карту 20 дирхамов за 19 или 21.
75) Нельзя участвовать в денежной операции посредством подписания ростовщического договора, даже если ты знаешь, что в ней не будет процентов и отсрочек. Любая договорённость, связанная с ростовщичеством, означает одобрение её, а это — запретно.
76) Можно ли пользоваться услугами ростовщических банков?
Да, можно заключать с ними сделки и пользоваться их услугами, если они правильны по Шариату, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вёл некоторые дела с иудеями, которые в свою очередь наживались на процентах. Но лучше для богобоязненности отдалиться от подобных банков при наличии альтернативы.
77) Сотрудники и представители ростовщических банков лишены надёжности по причине того, что они берут проценты и получают незаконную по Шариату прибыль, поэтому их сообщения не принимаются в основе.
78) Вид дозволенного получения инвестиционного капитала из банков:
Когда, например, банк покупает дом, и полностью им владеет. При этом он не налагает на покупателя какие-нибудь обязательства до приобретения дома ни посредством письменных соглашений или договором, ни через свидетельство клиента или чем-то другим. Покупка у них дома происходит добровольно: человек по своему желанию либо покупает его, либо нет. Затем банк продаёт ему дом в рассрочку, увеличивая цену, которую согласуют обе стороны во время договора. Это – дозволенная правильная денежная операция.
79) Ученые говорят: «Обманное взятие лихвы хуже, чем явное ростовщичество».
80) Если надбавка касается взысканий и мер пресечения, а не торгово-финансовых отношений, то это не относится к ростовщичеству, например, когда налаживают штраф за нарушение правил дорожного движения, и по процентам растет каждое сопредельное время.
81) Дозволенно увеличение определённой суммы оплаты, как происходит иногда в университетах, согласно изначальному договору. Но если в нём указана согласованная сумма, а потом повышают её по причине опоздания, то это является ростовщичеством.
К примеру, администрация университета объявила: «Кто записался в первом семестре, тот должен заплатить 2000 тыс., а кто записался во втором семестре, тот платит 3000 тыс. Разрешено так поступать. А вот если она сказала: «Заплати столько-то…, однако если ты начнёшь учебу с опозданием, ты обязан доплатить столько-то…». Это — ростовщичество.
82) Если один из банков сказал тебе: «Вскоре я погашу всю сумму, которую ты должен отдать другому банку, с условием, что ты откроешь у нас счёт». Такая обусловленность является ростовщичеством, поскольку открытие у них счёта служит для них выгодой и прибылью.
83) Разница между взяточничеством и ростовщичеством ходатайства:
Взяточничество — это когда рабочему или служащему, который является сотрудником учреждения или организации, дают деньги, чтобы он отразил какой-нибудь вред или принёс пользу. А ростовщичество ходатайства — это когда человек посредством своего высокого положения или своей должности ходатайствует за кого-нибудь в том учреждении (например, просит повышения или предоставления жилья…для кого-нибудь…), а затем берёт за это деньги, с условием или нет.
Этим осуществилась цель. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу Всевышнего Аллаха благословить знания шейха, принести пользу через эти вопросы, пользы и правила ищущим знания и другим. И от помощи Аллаха зависит успех.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи