Шесть основ поклонения — Ибн аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Со слов выдающегося ученого шейха ибн аль-Усаймина, да смилуется над ним Аллах!
«Причина, вид (род), количество, способ выполнения, время и место:
Любое поклонение, которое не соответствует Шариату в этих шести основах, является недействительным и отвергнутым.
1. Причина: дело, через которое хотят приблизиться к Аллаху, должно соответствовать Шариату в основании. И если обряд поклонения совершается по нововведённой причине, то он относится к новшеству.
К примеру, если кто-нибудь станет справлять праздник по случаю победы мусульман в день битвы при Бадре, его деяние будет отвергнуто, поскольку он связал его с причинной, которую Аллах и Его Посланник (мир и благословение Аллаху ему и его семье) не сделали таковой.
2. Вид (род): дело должно соответствовать Шариату в отношении вида. И если человек поклоняется через то средство поклонения, которое не узаконено в исламской религии, то это отвергнуто.
К примеру, если один из мусульман принесёт в жертву лошадь, от него будет отвергнуто это и не примется, потому что он нарушил Шариат относительно вида. Ведь жертвенные животные могут быть только из следующих разновидностей скотины: из верблюдов, коров, овец и коз.
А вот если он зарежет лошадь, чтобы отдать мясо в качестве милостыни, то это дозволенно, потому что он не намеревался этим совершить жертвоприношение, а заколол его с целью раздать милостыню.
3. Количество: дело должно соответствовать Шариату в количестве. Если какой-то мусульманин поклоняется Аллаху в большей мере, чем узаконено в Шариате, от него принимается это.
Например, человек во время малого омовения вымыл каждую часть чела по четыре раза. В таком случае четвертый раз не принимается, поскольку является добавочным к тому, что установлено в Шариате. Более того, в хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение, омывая (лицо, руки и ноги) трижды, а потом сказал: «Кто прибавит к этому, тот поступит плохо, перейдёт границы дозволенного и впадёт в несправедливость». Этот хадис привели в своих сборниках имам Ахмад (6684), ан-Насаи (140) и Ибн Маджах (422).
4. Способ: обряд поклонения должен быть выполнен шариатским путём. И если мусульманин совершает какое-нибудь деяние, посредством которого он поклоняется Аллаху, не шариатским образом, то такое дело не примется от него и будет отвергнуто.
Например, человек совершил в намазе земной поклон прежде поясного. В таком случае его молитва отвергнута, поскольку он нарушил уставленную в Шариате последовательность.
Либо он не по порядку совершил омовение, например, протёр сначала голову, затем вымыл руки, потом – лицо. Такое омовение недействительно, ведь он не соблюдал шариатскую последовательность.
5. Время: обряд поклонения должен быть выполнен в соответствующий период времени.
К примеру, если кто-то совершил предписанную молитву до наступления положенного времени, то такая молитва не приемлема, ведь он осуществил её до того, как настало время.
Так же если бы он заколол жертвенное животное прежде праздничной молитвы, то его жертвоприношение не засчитывается, поскольку он не поступил в соответствии с установленным в Шариате временем.
К тому же если человек выполнил утреннюю молитву «фаджр» уже после восхода солнца без уважительной причины, его молитва не приемлема, потому что он совершил её после положенного времени без уважительного повода.
6. Место: обряд поклонения должен соответствовать Шариату в отношении места.
К примеру, если бы кто-то совершал иатикаф (обряд неотлучного пребывания в мечети) в школе или дома, или в магазине, то его поклонение тщётно, потому что он не находился неотлучно в установленном Шариате месте. Итатикаф касается только мечетей, согласно словам Всевышнего: «…когда вы пребываете в мечетях» (2:187).
Источник:http://www.tasfiatarbia.org/vb/attachment.php?attachmentid=1399&stc=1&d=1437674690
Суть вышесказанного такова:
— При любом поклонении, связанном с определённой причиной, необходимо, чтобы эта причина соответствовала шариатскому основанию.
— При любом поклонении, связанном с конкретным видом, нужно, чтобы этот вид был установлен в Шариате.
— При любом поклонении с определённым количеством необходимо, чтобы это количество было узаконенным в Шариате.
— При любом поклонении, которое выполняется определённым образом, необходимо, чтобы оно совершалось шариатским путём.
— При любом поклонении, выполняемом в определённое время, необходимо, чтобы оно совершалось в установленных Шариатом временных рамках.
— При любом поклонении, связанном с конкретным местом, необходимо, чтобы оно совершалось в предписанном в Шариате месте».
См. послание шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, об этих шести основах и его комментарии к собранию «сорок хадисов ан-Навави», №5.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи