Наставление требующим знания — Фалях аль-Мандакар, да хранит его Аллах!
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Этот спрашивающий говорит: «Среди многих молодых мусульман участились случаи, когда человек передает (очерняющие) слова о том, что случается (из взаимных упреков и опровержений) между современниками (например, ученых, требующих знания…) причём он поддерживает одного из них и принуждает людей к этому, говоря: „Это — из проявления дружбы и непричастности, (по мере веры и праведности)“.
Какого ваше мнение, да вознаградит вас Аллах».
Ответ: «Основой, мои братья, служит то, что (очерняющие) слова современников друг о друге оставляются и не учитываются. Я расскажу вам одну историю, чтобы я и вы немного отдохнули, вспомнили о наших шейхах, с уважением и почтением отнеслись к ним.
Таково их право по отношению к нам. К тому же она разъясняет ответ на этот вопрос.
В действительности, по милости Аллаха к нам, Свят Он и Велик,…. Мы продолжаем говорить братьям и требующим знания:
«Безо всяких сомнений, сегодня мы живём во времена смут, да убережёт Аллах».
Эта смута очень опасна, особенно, как говорят, среди саляфитов, поскольку проблема в том, что саляфитский (призыв) также стал многочисленен.
Раньше был всего один саляфитский (призыв). В наши же дни каждый утверждает о своей связи «с Лейлой, но Лейла не согласна с ними в этом».
Беда именно в том, что появились различные лозунги. Этот (лозунг) саляфия связана со знаниями, этот (лозунг) джихадийская салафия, этот (лозунг) современная салафия. Даже назвали салафия современной! Я не знаю, как такое может быть вообще! Клянусь Аллахом.
Ведь слово «саляф» означает давний, предшествующий. Разве сочетается вместе «современная» и «салафия — путь предшественников»? Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся! То есть, люди начали говорить всё подряд, мои братья. Беда! Суть: по милости Аллаха к нам, клянусь Аллахом, мы постоянно жили с нашими шейхами. Я жил с ними в городе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, около пятнадцати лет. Мы не видели такие явления (когда распространяют критику современников). Мы абсолютно не видели их, мои братья.
Я не помню, чтобы в один из дней, — я учился у шейха Абдуль-Мухсина, находясь с ним долгое время — чтобы кто-то приходил и спрашивал: «Наш шейх! Такой-то сказал о таком-то то-то и то-то….». Клянусь Аллахом, мы не видели подобного братья мои!
Если бы ты сидел пять часов на собрании шейха аль-Альбани, где были лишь знания, шейх имел силу и выносливость: сидел на одной встрече четыре часа, пять часов, — то не услышал бы разговоров и высказывания мнений о личностях. Ты не услышал бы этого. Нет, постоянно обсуждались вопросы: этот хадис достоверен, этот хадис такой-то…». Только знания!
Мы сидели на собраниях шейха Хаммада аль-Ансари, куда приезжали люди со всех местностей.
Клянусь Аллахом, я никогда не слышал слова: «Шейх! Такой-то сказал (в качестве осуждения) то-то и то-то». Клянусь Аллахом, мы не слышали этого, мои братья. Нам привили этот нрав.
Даже я помню, возможно, до рассказа, оба случая связаны с шейхом Хаммадом, впервые издали
сборник «Сияр алям ан-нубаля — жизнеописания выдающихся достойных людей». Его напечатали, когда мы были в Медине. До этого книга представляла собой рукопись, но никто не видел её. Копия находилась в библиотеке, однако кто видит рукопись?! Затем сообщили о публикации книги. Её принёс шейх Али Синан, да смилуется над ним Аллах, он являлся нашим шейхом, его называли младшим Сибавейхом. Ему принадлежал книжный магазин «ас-Саляфия» в Медине, куда он привозил саляфитские книги. Он преподавал грамматику арабского языка.
(Хаммаду) сказали: «Шейх Али отправил, чтобы сообщить тебе о том, что привезли сборник, и он отложил тебе один экземпляр». Он знал, что шейх Хаммад уделял большое внимание книгам. Шейх спросил меня: «У тебя есть машина?». Я ответил: «Да, она со мной». Он сказал: «Тогда поехали». Я ответил: «Поехали!». Мы отправились, привезли те книги. Он купил, я думаю, двадцать один том, я не помню точно, но не весь сборник, а первый выпуск, за 700 реалов.
Это большая сумма, шейх. Шейх заплатил, потом мы положили ниги в машину, и привезли в библиотеку. Мы привезли их… Здесь самый главный момент. Он сказал мне: «Принеси мне том, в котором такая-то буква (в оглавлении). Я принёс его ему. Затем он сказал: „Открой страницу, где рассказывается о таком-то человеке“, и я открыл её. — Он сказал: «Читай». Я начал читать. Мы читали о жизнеописании кого? — Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухали: имама, одного из имамов приверженцев Сунны в области вероубеждения, хадисов, шариатских наук, главного ученого своего времени. Я читал, читал до тех пор, пока не дошёл до определенного раздела.
Он сказал мне: «Достаточно!». Он сказал мне: «Достаточно!». Он принёс вот такой лист бумаги, и сказал: «Принеси открытую книгу, вложи в неё лист, а потом закрой и положи рядом».
— «Почему, шейх?» — Он ответил: «Хватит. Занимайся своим исследованием, занимайся своими делами!». Почему он полностью не захотел прочитать я не знаю. Мы обычно испытывали почтительный страх перед ним, несомненно, глубоко уважали его. Прошёл один день, затем второй, третий…, десятый, клянусь Аллахом, эта тема оставалась у меня в голове.
Я спросил: «Шейх, почему ты позволил мне прочитать все те слова, но когда я достиг этой истории, ты не позволил мне прочитать её?». Он (тогда) сказал: «Стой! Положи книгу!», а после сказал: «Хватит, я буду читать её вечером, когда поеду к семье, наверху», а его библиотека внизу. Сказал: «Я буду читать её там». По какой причине он не позволил прочитать мне её?
Приблизительно спустя десять дней я спросил его. Он был спокоен, в хорошем настроении, в приятной обстановке, пил кофе, ел финики. Я обратился к нему. Он сказал: «Да, я слушаю».
Я спросил: «Шейх, почему ты не позволил мне прочитать историю Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухали и Мухаммада ибн Исма‘иля аль-Бухари?». Он ответил: «Это не принесёт пользу, сынок».
Нет истинного божества, кроме Аллаха!
Клянусь Аллахом, я никогда не забываю этот случай. Он вот так передо мной. Я тогда — студент в магистратуре, то есть, высоко думал о себе: скоро завершу магистратуру, затем продолжу обучение уже на доктора. Он ответил мне: «Это не принесёт пользу, сынок». — «Почему, шейх, в чём причина?». Он сказал: «Эта история произошла между двумя великими уважаемыми имамами из числа предводителей приверженцев Сунны: Мухаммадом ибн Яхьей аз-Зухали и
Мухаммадом ибн Исма‘илем аль-Бухари. Её основой служит некая зависть. Они — равные люди (ученые современники). Аз-Зухали являлся имамом в Багдаде. К кому жители Багдада и лизлежащих районов обращались (с вопросами о религии)? — К аз-Зухали.
Однажды аль-Бухари поехал в хадж, однако остановился в Багдаде. Тогда люди ушли из собрания аз-Зухали и отправились к месту собрания аль-Бухари. В его (аз-Зухали) душе возникло некое чувство. Шейх сказал: «Я не желаю, чтобы такой, как ты, читал об этих событиях, которые случались среди современников». Нет истинного божества, кроме Аллаха! Равные люди, только кто именно являлся ими? — Мухаммад ибн Яхья аз-Зухали и Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари!
Он, наш шейх, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Истина была на стороне Мухаммада ибн Исма‘иля аль-Бухари». В этом нет сомнений, нет сомнений! Он сказал: «Мы не хотим, чтобы такие истории передавались в среде требующих знания». Я говорю тебе: «Какое моё положение? Я закончил обучение в университете, семь лет учился у шейхов, завершаю учебу в магистратуре». — Он сказал: «Пусть тебя не беспокоят (конфликты среди ученых…), шейх».
Как мне посоветовали, надеюсь, и прошу Аллаха, что я уже последовал искреннему совету, таково мое наставление вам! Мы не читаем подобные истории, которые случились между современниками. И если они произошли, то мы не читаем о них, не затрагиваем и не обсуждаем.
Мои братья, когда среди саляфитов случается конфликт, является ли это смутой или нет?
Смута, мои братья! Человек сеет сомнения и неясности в кругу людей относительно религии.
Можно ли нам участвовать в смуте или нет? Спящий в ней лучше того, кто сидит. Сидячий в ней лучше того, кто стоит. Стоячий в ней лучше того, кто идёт. Отдались от смут!
(Этот хадис передали Муслим и др. — Прим. Абу Умара)
Клянусь Аллахом, так он рассказал мне ту историю. Я ждал удобного момента, пока он не начнёт читать книгу. Я спросил: «А сейчас…?». Он ответил: «Хорошо, прочитай её! Ладно, прочитай её! Возражений нет». Я сказал: «Хвала Аллаху!». Тогда я прочитал её, и на самом деле, несомненно, иногда внутри возникают некоторые плохие чувства. Поэтому нельзя обсуждать их, особенно, когда вначале говорят: «Между такими-то двумя людьми есть серьезное разногласие», «тот сказал об этом такие-то очерняющие слова», «а тот осудил того». Причиной нынешней проблемы и большинства этих конфликтов (среди саляфитов), как мы знаем, служат разговоры о личностях. Люди распространяют дурные слухи, проявляя чрезмерность. Некоторые люди ходят запрограммированные, запрограммированные! Например, ему говорят: «О Фарис! Ты сегодня иди к шейху и сообщи ему, что такой-то (ученый…) сказал (в качестве критики) о таком-то то-то и то-то». Он (шейх) выслушал Фариса, и не обратил внимания. Через пару дней, они же распределяют по порядку, и говорят другому: «Шамис, Махмуд! Сегодня твоя очередь.
Иди к тому же шейху и скажи: «Такой-то (ученый)….». Он (шейх) совместил уже два источника вместе. Затем (зачинщик) говорит другим то же самое: «Иди к…», четвертому, пятому…
Шейх, услышав всё это, говорит: «Это сообщение передано многими людьми и достигло степени неоспоримой достоверности». Таким образом, это сообщение передано многими (и у шейха не возникает сомнения в его достоверности), мои братья. Возможно, потом он произносит какие-то слова (предостерегает, очерняет…). Поэтому мы не радуемся таким случаям. Не затрагивай подобные конфликты (среди ученых современников…), отстранись от них, отдали свой взгляд, не читай…
Посмотри, что говорит шейх Хаммад: «Я не желаю, чтобы такой, как ты, читал подобные истории», говорит: «Мы не хотим, чтобы требующие знания читали их. Я прочитаю её наверху». Он устает, когда читает, а я, читая отдыхаю. Но именно эту историю он не позволил прочитать.
Это первая история.
Другая история тоже связана с этим же шейхом. Однажды мы находились у него. Как вы знаете, его библиотека была очень большой и всегда наполнена. Все получающие знания нуждались в ней, поскольку, если ты брал книгу или имел какие-то неясности, шейх всегда сидел в библиотеке и отвечал на вопросы всех студентов. Все студенты саляфиты, обучающиеся в магистратуре, аспирантуре чаще всего писали исследования и диссертации…, где?
— У шейха. По сути, он сказал мне: «Ты знаешь, сегодня позвонили по телефону и сообщили о приезде братьев из Кувейта». Именно я первый встретил кувейтцев. Он обрадовал меня, говоря: «Я узнал о том, что из вашей кувейтской общины приедут люди между Магрибом и Иша».
Я сказал: «Отлично, хорошо». Затем приготовили чай, и позвонили им. (Пришла) группа студентов из Кувейта. Я не был знаком с ними, а знал лишь по внешнему виду, но их имена мне неизвестны. Сейчас конечно я знаю их, однако в то время — не знал. По сути говоря, они сидели у шейха, смотрели в свои записи и непрерывно спрашивали. Один являлся главным, а остальные представляли собой группу студентов, которые присутствовали с ним. Они задали множество вопросов. Потом этот старший спросил шейха: «Шейх…». Я даже, клянусь Аллахом, не расслышал полностью вопрос, но слышал, как он затронул «ансаритские опровержения» и тому подобное.
Он бегло спросил его, спросил о небольшой книге под названием «Рудуд аль-ансарийя».
Я подумал: «Он хотел взять её экземпляр, то есть книгу „Ансаритские опровержения“ у шейха Хаммада». Мы же, общаясь с ним, не знали об этом. Тогда шейх…
Посмотри, немного раньше он сидел, отвечал, смеялся, пил чай и кофе, говорил: «Налей им кофе и дай им угощения». Вдруг шейх сильно разозлился. Клянусь Аллахом, я был удивлен. Что сталось с шейхом? Затем он стал долго ему говорить: «Ты — не требующий знания! Ты…, ты не достоин находиться в Медине, на этой встрече, в этой библиотеке…!!!». Он разговаривал с ним разгневанно. Затем он сказал: «Уходи!!! Встань и выйди отсюда! Ты не заслуживаешь гостеприимства и хорошего приёма! Уходи!!!». Этот парень бедняга замолчал, а также студенты, которые с ним, это сильно подействовало на них. Я, клянусь Аллахом, все мы, каждый присутствующий в помещении стоял на ногах.
Шейх испытывал гнев, а его голос, был, ма шаа Аллах, громким… Суть в том, что шейх прогнал его. После чего шейх продолжал сердиться. И никто из нас не осмелился спросить шейха или сказать ему что-нибудь . Все молчали, (а потом) обрадовались, когда услышали, как возвестили о начале Иша. Мы сразу же пошли на молитву, отправились домой. Я не знал о причине случившегося. Утром я обычно заезжаю к шейху на машине, чтобы поехать вместе в университет.
Я подошёл к порогу и подождал его, пока он выйдет в назначенное время отъезда. Шейх вышел в положенное время, сел в машину, ма шаа Аллах, выглядел спокойно, в хорошем настроении. Мы потихоньку поехали. Затем я обратился к нему: «Шейх». Он ответил: «Да, слушаю». Я сказал: «Вчера вы сильно рассердились, кричали в лицо кувейтскому студенту».
Шейх спросил, вот так, толкая в плечо: «Разве ты не знаешь о чём он спросил?». Я ответил: «Нет, шейх». Он сказал: «Шейх, разве ты не знаешь ту книгу, о которой он спросил?». Я ответил: «Нет, шейх». Тогда он сказал: «Хвала Аллаху! Я хочу, чтобы именно таким ты был всегда. Я хочу, чтобы ты всегда вёл себя так! Тот человек является не требующим знания, а требующим смуты!
Он спросил меня о брошюре под названием «Ансаритские опровержения». Я слышал о книге «Ансаритские опровержения». Он спросил: «Ты знаешь о дополнении к ней?».
Я ответил: «Нет». — А вы знаете об этом дополнении? — «Нет», — ответили присутствующие.
— Так лучше. Говорить мне о нём или нет? Позволь я скажу, чтобы они знали позицию шейха, и не сказали потом: «Это держится в тайне, поэтому они не сообщили». Нет, у нас нет никаких секретов. Он (Хаммад) сказал: «Шейх, это послание написал мой дядя Исма‘иль аль-Ансарий».
Дядя шейха, безо всяких сомнений, был из числа ученых. Он был вместе с шейхом Абдуль-Азизом в управлении по изданиям фетв, в Рияде. Он написал небольшую книгу, где сделал опровержения в адрес шейха аль-Альбани, назвав её «Рудуд аль-ансария аля та‘ссуфат аль-альбания». Да, мы не обращаем на такую критику внимания. Так поступают равные люди (ученые современники)». (Хаммад) сказал: «Дядя ошибся, да просит его Аллаха».
Дядя… Он сказал: «Мой дядя ошибся…, однако я не желаю, чтобы требующие знания интересовались подобными посланиями, шейх!» Приобретай знания! Мой брат, учи Коран, изучай аяты, хадисы, исламские убеждения, читай книги по вероубеждению, Сунне, фикху!
Клянусь Аллахом, если бы ты жил двести лет, то все равно не прочитал бы их все.
Ты оставляешь такие знания, а вместо этого занимаешься опровержениями, стараешься узнать о конфликтах, которые случались между современниками. Как мы уже говорили, если человек — суннит… Причём шейх Хаммад с почтением относился к аль-Альбани, несмотря на то, что Исма‘иль приходится ему дядей. В дальнейшем я видел его дядю несколько раз, когда тот приезжал в Медину проведать шейха. По приезду в Медину он всегда останавливался у шейха (Хаммада), который в свою очередь оказывал ему большое уважение и почтение. Тот превосходил его по возрасту. Он — его дядя, к тому же еще являлся ученым, писал научные исследования шейху. Однако они не любят эти вещи.
А сегодня, пречист Аллах, молодой человек ещё не достиг двадцати лет, зато уже знает о том, что сказал (в качестве критики) такой-то о таком-то, и каким образом этот опроверг те слова, как он опроверг написанное, услышанное, прочитанное, что он ответил в твиттере, что в другом… не знаю как, «вейкап или стоукап»… (вастсапп). Названия, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Зачем ты занимаешься этим, о раб Аллаха? Почему ты не получаешь знания, не читаешь книги разных шариатских наук, не учишь наизусть Коран, не учишь на память хадисы, не изучаешь вероубеждение? Почему ты не делаешь этого?
Такие занятия, несомненно, мои братья, отвлекают, отвлекают. Клянусь Аллахом, (Хаммад) сурово прогнал того парня из своей библиотеки только по той причине, что он спросил его об этой книге. Сегодня же наоборот, человек стремится узнать лишь об опровержениях и разногласиях между таким-то (шейхом) и таким, таким-то и таким… Нет, клянусь Аллахом, мы должны оставить всё это и заниматься приобретением знаний, мои братья. Клянусь Аллахом, мы нуждаемся в этих знаниях.
Нам нужно знать принципы и основы в области знаний, а также нам необходимо знать о религиозном пути предшественников и сподвижников, да смилуется над ними Аллах. Я прошу Аллаха даровать нам и вам успех. Да помилует Аллах наших шейхов! — Что? Один из присутствующих добавил: «Он проявляет (распуская слухи об ученых, шейхах) поддержку и вражду…». — Это подобно тому, о чём мы сказали. Этот человек внутри питает какие-то (порочные) чувства, но показывает своим поведением, что защищает религию Аллаха, реализует шариатские тексты на тему «дружбы и непричастности», тексты о «побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого», тексты об «искреннем отношении, наставлении».
Однако он далеко от них. Это — ложь! Да убережёт Аллах!
http://safeshare.tv/w/TszrsZpBMl (Только Арабский текст)
09. 08. 1436 г.х. 27.05.2015
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи