Саляфитская методика у шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Предисловие
Поистине, хвала надлежит Аллаху. Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, ищем у Него защиты от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей — равных и подобных, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Сура 3 — «Семейство Имрана», аят 102).
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил по свету много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (Сура 4 — «Женщины», аят 1).
«О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Сура 33 — «Союзники», аяты 70,71).
Поистине, наилучшие слова — Книга Аллаха, наилучшее руководство — руководство Мухаммада, а самые скверные из дел — новоизобретенные. Всё новоизобретенное является нововведением, любое нововведение является заблуждением, а всякое заблуждение ведет в Огонь.
Известный ученый, шейх и имам, величайший хадисовед, хафиз ХХ века, один из тех знатоков ислама, которые неуклонно следовали путем наших праведных предшественников (саляф — سلف) Насыруддин аль-Альбани, да помилует его Аллах, был одним из величайших представителей современного саляфитского призыва. Он одним из первых призвал отказаться от слепого подражания (таклид — تقليد) в вопросах религии и уделять внимание доказательствам (далиль). Шейх был одним из ревностных защитников Корана и Сунны и активно участвовал в призыве к убеждениям (‘акыда — عقيدة) наших праведных предшественников в общем и в деталях — как относительно Единобожия, Божественности (таухид аль-улюхиййа — توحيد الألوهية), Господства (таухид аль-рубубиййа — توحيد الربوبية), Имен и Атрибутов (таухид аль-асма ва ас-сыфат — توحيد الأسماء و الصفات), так и в том, что касается сокровенного и событий, которые будут происходить в мире вечном, и по остальным вопросам ‘акыды, в которых Ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а единодушны.
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, был реформатором своей эпохи, оживившим Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он обладал большими познаниями в области религии. Кроме того, был очень умен и богобоязнен. Он ревностно отстаивал Сунну, строго придерживался хадисов Посланника Аллаха r, а также слов и дел его сподвижников. Он превосходно знал шариатские науки. В то же время, имея большой жизненный опыт, он хорошо понимал реальность, в которой жил. Шейх призывал к религии Всевышнего с мудростью, это признавали не только его сторонники, но и его противники.
Его кончина стала величайшей трагедией не только для ученых и искателей знания, но и для всей мусульманской общины. Но так пожелал Всевышний. Он предопределил и сделал, как пожелал.
Достоинства шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах, можно перечислять очень долго. Но никто не расскажет об ученом лучше, чем его книги, высказывания и знание, которое он передавал своим ученикам на протяжении нескольких десятков лет. Этого человека никогда не пугали трудности пути, который он избрал для себя, и он с невиданным упорством и достойным восхищения терпением преодолевал препятствие за препятствием. Вся его жизнь прошла в неутомимой деятельности. До самой смерти шейх трудился на благо ислама.
Давайте ознакомимся с той программой, которой руководствовался шейх. Это программа наших праведных предшественников (да помилует Аллах их всех), а также тех, кто последовал за ними в благодеянии.
Программа или методика праведных предшественников — не черта на бумаге и не пустые слова, не подкрепленные действиями. Это путь, по которому идут, и убеждения, пускающие корни в сердце человека.
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах. прилагал немало усилий, чтобы разъяснить эту программу, и не упускал возможности затронуть эту тему на научных собраниях, торжествах и других мероприятиях. Он говорил об этой программе и излагал ее в своих сочинениях. Он читал лекции об этой программе и давал богословские заключения (фетвы) на ее основе.
Я испросил у Всевышнего благословения на написание этой книги, посвященной программе наших праведных предшественников в видении шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах. Я разъяснил основы этой программы у шейха аль-Альбани и сравнил его программу с трудами других знатоков хадисов и имамов Ахлю-с-Сунна ва аль-джама‘а. Посредством сравнения я доказал, что шейх аль-Альбани был строгим последователем наших праведных предшественников.
Хвала Аллаху, что сегодня по-прежнему есть люди, готовые защищать исламских учёных, восстанавливать их репутацию, которую стараются испортить недоброжелатели, и напоминать окружающим о достоинствах этих ученых, их заслугах и достижениях. Эти люди не произносят цветистых речей и не говорят приевшимися штампами. Их речь — живая вода. Их слова ни в чем не расходятся с Кораном и Сунной, а с оппонентами они ведут вежливые и беспристрастные дискуссии, подкрепляя каждое свое утверждение научными доказательствами. Им не свойственно высокомерие и презрительное отношение к тем, кто с ними не согласен. Они помнят Слова Всевышнего:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура 5 — «Трапеза», аят 8).
Те, кто приводит ложные доводы ради противоречия ученым, отчаянно напоминают тех «знатоков», которые ранее спорили с пророками и противоречили им. А о них Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тех, кто жил до вас, погубило множество вопросов, которые они задавали, и их споры с пророками»[1].
Ученые — наследники пророков. Они унаследовали от них знание, а посему мы обязаны относиться к ним с уважением и почтением, признавать их заслуги и отводить им достойное место. Мы должны поступать так не потому, что ученые были безгрешны и никогда не ошибались. Вовсе нет: они были людьми, как и все мы, а человеку свойственно ошибаться. Но, тем не менее, мы должны любить их и думать о них только хорошее, поскольку это соответствует убеждениям (‘акыда) мусульманской общины. Один из ученых сказал: «Одной из характерных черт Ахлю-с-Сунна является любовь к имамам Сунны, ее ученым, защитникам и последователям»[2].
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы он даровал мне успех, сделал мой труд искренним и добавил его к моим благим делам в Судный день. Поистине, Он — Всемогущ.
Хвала Аллаху, Господу миров!
’Амру Абду-ль-Муним Силим.
[1] Муслим.
[2] Абу Усман ас-Сабуни, «Акыдат ас-саляф асхаб аль-хадис». С. 121.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи