Золотые слова шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Слова выдающегося шейха, приведенные ниже, поистине заслуживают того, чтобы быть записанными золотыми чернилами, ибо изошли из родника знания, набожности и воздержанности от потакания собственным прихотям. Шейх сказал: «Что касается моего ответа на вопрос о человеке, называющим себя „либеральным мусульманином“, то он был понят некоторыми людьми как указание на конкретные лица, которых я не имел в виду. … Я отрекаюсь перед Аллахом от того, чтобы обвинять в неверии невинных людей, и непричастен к подобным вещам».
Уведомление и разъяснение
Хвала Аллаху Единому! Мир и благословение тому, после которого не будет пророков — Мухаммаду, а также семье его и сподвижникам, а затем:
Мне[1] был задан вопрос по поводу распространяемой в исламских странах идеологии либерализма, которая призывает к свободе, не ограничиваемой ничем, кроме законов, установленных людьми, уравнивает мусульман с немусульманами под предлогом плюрализма и говорит о необходимости предоставления каждому человеку личной свободы, не ограниченной рамками шариата. Идеи либерализма открыто противостоят установлениям шариата, например, установлениям, связанным с женщинами, отношением к немусульманам, порицанием предосудительного, джихадом и другим. Может ли мусульманин говорить про себя: «Я либеральный мусульманин»?
На этот вопрос мною был дан следующий ответ: «Мусульманин — это тот, кто предает себя Аллаху посредством единобожия и подчиняется Ему путем проявления покорности, отрекаясь при этом от многобожия и его поборников. Тот же, кто желает свободы, не регулируемой ничем, кроме закона, выдуманного людьми, тот восстал против шариата Аллаха, желая решений Джахилии и Тагута, и не является мусульманином. Это же касается и того человека, который отвергает разницу между мусульманами и неверными, являющуюся общеизвестным постулатом религии, хочет свободы, не ограниченной рамками шариата, отвергает его установления, в том числе и те, что связаны с женщинами, призывом к одобряемому и удержанию от порицаемого, а также отвергает наличие в религии джихада на пути Аллаха. Такой человек совершает сразу несколько их тех деяний, которые расцениваются учеными, как нарушающие принадлежность человека к исламу. Таким образом, фраза «мусульманин-либералист» содержит в себе две несовместные вещи, если под либерализмом подразумевается упомянутое выше. Такой человек должен покаяться перед Аллахом, чтобы стать действительным мусульманином».
Таким был мой ответ, и он был дан на конкретно поставленный вопрос и не переходил его рамки. Когда же этот ответ был распространен человеком, задавшим мне вопрос, то вызвал шум со стороны некоторых людей, определивших его, как соответствующий взглядам тех, кого называют такфиритами, то есть тех, кто обвиняет людей в неверии без права, уподобляясь сбившимся с пути хариджитам. Причем эти люди применили мой ответ к тем, кого я не имел в виду. Моей целью было лишь дать ответ на вопрос, поскольку обсуждаемая в нем тема касалась обстоятельств, нарушающих принадлежность человека к исламу. Эти обстоятельства известны среди ученых, и я, хвала Всевышнему, не изобрел ничего нового и не произнес ничего от себя. Я отрекаюсь перед Аллахом от того, чтобы обвинять в неверии невинных людей, и от того, чтобы выводить людей из ислама не на основании шариатских правил. Известно, что Аллах связал шариатские суждения (хукмы) с этими названиями: верующий (му’мин), неверный (кяфир), лицемер (мунафик), нечестивец (фасик), единобожник (муваххид), многобожник (мушрик).
Что же касается таких названий, как «секулярист» (‘алмани), «либералист» и прочих, то они являются новыми. Поэтому при вынесении суждений в расчет берутся не сами названия, а тот смысл, который они несут, то, что за ними скрывается, что они выражают. Если что-то из этих названий выражает нечто, на что указывают вышеупомянутые шариатские термины, то об этом выносится соответствующее шариатское суждение (хукм), одной из разновидностей которого является «куфр» (неверие). Причем неверие может быть в виде убеждений, слов, действий или сомнений, как на то указывают ученые при разъяснении обстоятельств, нарушающих ислам, в книгах по фикху, в главах, касающихся положения вероотступника. Существует разница между суждением (хукмом) о словах, действиях и убеждениях в общем виде, и суждением о конкретном человеке. Одно дело говорить в общем: «Тот, кто сказал или сделал то-то и то-то, является неверным», — и совсем другое дело выносить суждение о конкретном человеке. Не всякий, кто сказал слово куфра или совершил действие куфра, является кяфиром. Для того чтобы обвинить человека в неверии и сказать, что он неверный, должны присутствовать определенные условия и должно быть установлено отсутствие препятствующих обстоятельств к такфиру. И если тот, кто совершил нечто, что выводит человека из ислама, был принужден сделать это, или не имел знания, или по-своему понял и истолковал тот или иной шариатский текст, или слепо последовал за тем, кого считал находящимся на истине, то к таким людям не применяется суждение о неверии до тех пор, пока не будет рассмотрено и выяснено их дело.
Человек принужденный может быть прощен и извинен Аллахом, ибо Всевышний сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия» Сура «Пчелы», 16:106.
Что касается совершивших куфр из-за незнания, неправильного понимания шариатского текста или вследствие слепого подражания кому-то , то таковым нужно сначала разъяснить истину, и если они после этого разъяснения все равно будут упорствовать, то лишь тогда выносится решение об их неверии. Оно становится возможным в связи с исчезновением извиняющих обстоятельств. Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: „Ты — неверующий“, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни» Сура «Женщины», 4:94.
Тот, кто демонстрирует внешне свою принадлежность к исламу и произносит свидетельство ислама (аш-шахадатан), того необходимо оставить в покое, потому что он стал мусульманином. Только если однозначно и твердо установлено, что со стороны человека наблюдается то, что несовместимо с исламом, лишь в таком случае выносится суждение о вероотступничестве при условии отсутствия у человека извиняющих его обстоятельств, которые были указаны выше.
Затем, необходимо отметить, что нельзя выносить решение о неверии того или иного человека только на основании слухов и сплетен… Решение о неверии выносится лишь на основе признания самого человека или свидетельства надежных и добросовестных свидетелей о том, что от него изошло деяние куфра. Причем это решение выносится лишь после того, как будет произведено полное и тщательное исследование и возникнет абсолютная убежденность в том, что у этого человека нет никаких уважительных обстоятельств из числа тех, что были упомянуты выше.
Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» Сура «Комнаты», 49:6.
Брать на себя ответственность за вынесение решения о вероотступничестве в отношении людей, от которых изошло нечто, нарушающее акыду и являющееся нарушением ислама, могут только ученые, твердые в знании. Обучающийся религии и невежда не имеют права брать на себя такую ответственность, потому что есть разница между общим суждением и суждением относительно конкретного человека, как уже говорилось. Кто выносит суждение в этих вопросах, не имея на то знания, тот находится на пути заблудших хариджитов, которые называют мусульман кяфирами и делают для себя дозволенным посягательство на их жизнь и имущество. Об этом их признаке сообщил нам Пророк, мир ему и благослвение Аллаха. Прибегаем к Аллаху за защитой от пути хариджитов и просим Его избавить мусульман от их зла. Вопрос такфира является очень сложным и серьезным. Неслучайно ученые освещают его в книгах по акыде и фикху, чтобы люди изучали его и разъясняли другим. Он, хвала Аллаху, изложен в учебных программах с целью разъяснения его учащимся, чтобы они не встали на путь заблуждения вследствие неправильного его понимания, то есть чтобы с ними не случилось то, что произошло с хариджитами. Защитить от этой опасности, то есть от такфира, не основанного на знании, может только изучение правильной акыды у обладателей знания и специалистов.
Однако наряду с теми, кто обвиняет людей в неверии без знания, существует другая крайность — те, кто не считает возможным выведение человека из ислама ни при каких обстоятельствах, какие бы действия он ни совершал, какие бы слова ни произносил и какие бы убеждения ни исповедовал. Такая позиция также противоречит текстам Корана и Сунны, разъясняющим, какие слова, действия и убеждения делают человека вероотступником. Обе группы, как излишествующие в такфире, так и проявляющие в нем небрежность, нуждаются в изучении правильной акыды у специальных ученых: либо в специализированных учебных заведениях, либо в кружках знания, которые собираются в мечетях. Следует сильно остерегаться получения знания только из книг, или от недоучек и невежд, а также в каких-то тайных местах. Отступление от ислама — это то, отчего предостерег нас Всевышний и опасность чего разъяснил нам в Своей книге. Он сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной боязнью и умирайте не иначе, как мусульманами!»[2], а также сказал: «А тот, кто откажется от веры, деяния того станут тщетными и будет он в вечной жизни из числа потерпевших убыток»[3], а также сказал: «Тот из вас, кто отступит от своей религии и умрет неверным, деяния того окажутся тщетными в этом мире и в вечном. Они — обитатели Ада, в котором пребудут вечно!»[4]
Никто не может чувствовать себя в безопасности от угрозы вероотступничества, особенно в наше время, полное искушений и фитны. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным /кяфир/, и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага» Муслим.
Опасность, которую таят в себе искушения и отступление от ислама, заставила Ибрахима — возлюбленного Аллаха — бояться вероотступничества в отношении себя. Он обращался к Аллаху с мольбой: «Убереги меня и детей моих от поклонения идолам» Сура «Ибрахим», 14:35.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху со словами: «О Переворачивающий сердца и взоры, укрепи мое сердце на Твоей религии!» Услышав такие слова, Айша спросила: «Ты боишься, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «О Айша, как я могу чувствовать себя в безопасности, если сердца находятся между двумя пальцами из пальцев Милосердного!» Именно поэтому люди твердые в знании говорят: «О Господь наш! Не отклони наших сердец после того, как Ты их наставил!» Сура «Аль Имран», 3:8.
О Аллах! Укрепи наши сердца в Твоей религии и защити нас от искушений! И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, и семью его, и сподвижников!
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
27.06.2007
[1] То есть шейху аль-Фаузану.
[2] Сура «Семейство Имрана», 3:102.
[3] Сура «Трапеза», 5:5.
[4] Сура «Корова», 2:217.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи