Ценное наставление уважаемого шейха Салиха ибн Са‘да ас-Сухайми, да хранит его Аллах

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Это наставление представляет собой ответ на вопрос, который брат из Марокко Абу Исхак Хишам аль-Кассас задал шейху во время их переезда из города Танжер в национальный аэропорт города Касабланка в Марокко, да сохранит его Аллах.

Вопрос: Шейх, какое наставление вы можете дать саляфитской молодёжи в связи с имеющими место разногласиями, спорами и полемикой между нашими саляфитскими шейхами? Да дарует вам Аллах благодать.

Ответ: Да дарует Он благодать и вам тоже. Хвала Аллаху, и мир и благословение Посланнику Аллаха…

Этот вопрос, вне всяких сомнений, стал причиной появления неких трещин. Мы в этом не сомневаемся, однако… Причина этого явления в том, что некоторые молодые люди торопятся разнести новости, связанные с шейхами, и тем самым бросают тень на их репутацию либо на репутацию одного из них, результатом чего становится отдаление людей от одних шейхов и чрезмерное превознесение других[1].

Как решить эту проблему?

Мы должны перестать обсуждать то, что происходит между шейхами и крупными искателями знаний. Некоторые, пользуясь происходящим, расширяют эти трещины и превращают это в разногласия в манхадже[2]. Это неправильно.

Обязанность искателя знаний в подобных случаях — воздержаться от обсуждения этих разногласий и не прислушиваться к возникающим вследствие этих разногласий делениям на категории и разобщению. Он не должен смотреть на происходящее сквозь увеличительное стекло, преувеличивая масштабы проблемы. Он обязан оставить все эти дела шейхам и крупным искателям знания — пусть они сами стараются достичь взаимопонимания. И я прошу Аллаха, чтобы Он объединил их во благе.

Обязанность мелких искателей знания из числа молодёжи и других братьев-саляфитов — приобретать знание и заниматься его поисками. Это лучше для них, чем все эти обсуждения. И это лучше для них, чем лишний раз подливать масла в огонь. И это лучше для них, чем увеличивать масштабы проблемы. И это лучше для них, чем вступать на этот путь, ведущий к расколу, которым воспользуются враги саляфитов, и которым воспользуются враги Ахлю-с-Сунна ва-ль-джамаа, а также хизбиты.

Я собственными ушами слышал от некоторых хизбитов и они написали об этом на некоторых сайтах: они язвят и злорадствуют по поводу происходящего между некоторыми саляфитами и говорят: «Огонь начинает пожирать самого себя, если не найдёт, что пожирать».

Мы должны преградить либо отрезать им путь и предоставить разбираться в происходящем крупнейшим из наших шейхов, в компетенции которых находится решение подобных вопросов. Это, например:

— Члены Постоянного комитета;

— Наш шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абдуллах Аль аш-Шейх;

— Наш шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан;

— Наш шейх Салих ибн Мухаммад аль-Люхайдан;

— Наш шейх Зейд ибн Хади аль-Мадхали;

А также уважаемый шейх Салих ибн ‘Абду-ль-‘Азиз Аль аш-Шейх, советник по исламским вопросам, вакфам, призыву и направлению.

И ещё:

— Наш шейх ‘Али ибн Насыр ибн Мухаммад Факыхи;

— Наш шейх ‘Абду-ль-Мухсин ибн Хамд аль-‘Аббад.

Да поможет Аллах всем им делать то, что Он любит и чем Он доволен, и да воздаст Он нашим шейхам наилучшим воздаянием.

Давайте же предоставим им решать эти проблемы, возникающие между искателями знания — а они придерживаются блага и к благу стремятся. Да, бывает, люди заходят слишком далеко, бывает нетерпимость, бывают преувеличения, бывает соперничество равных, бывает, что шайтан старается всё спутать и натравить мусульман друг на друга, а порой свой вклад вносят и те, кого подсылают к искателям знаний, дабы они делали своё чёрное дело[3].

Искатели знания не должны вмешиваться во все эти события. Напротив, им следует избегать этого и предоставлять решение этих проблем авторитетным шейхам — имена некоторых из них я назвал ранее. Они должны стараться уменьшить раскол и усердно заниматься своим делом.

Примирение — благо, как сказал Всевышний Аллах. И если уж мы не можем достичь примирения, то самое малое, что мы можем, — не вмешиваться в происходящее между шейхами.

Мы не должны разжигать пламя, месить эту глину и подливать масла в огонь.

Мы должны воздержаться от этого и обращаться к Аллаху с мольбой за них, прося для них помощи и благоразумия, и чтобы Аллах привёл в порядок их дела и помог им достичь согласия таким образом, как Ему это угодно[4].

Потому что мы не сомневаемся в том, что эти шейхи, между которыми возникли разногласия, некоторые из которых я лично считаю надуманными и преувеличенными, — мы не сомневаемся в том, что все они саляфиты — и тот, кто отвечает, и тот, кому отвечают[5].

И мы не сомневаемся в том, что они следуют прямым путём. И мы не сомневаемся в их акыде, и мы не сомневаемся в том, что они стремятся к благу, и мы не сомневаемся в том, что от них можно и нужно перенимать знание. Во всём этом у нас нет сомнений.

Однако нам не дозволено пускаться в рассуждения о возникших между ними разногласиях в некоторых вопросах, ибо некоторые из них представляют собой неправильные выводы из слов оппонента, в других случаях кто-то     посчитал нечто хорошим или желательным, а в некоторых случаях имело место требование довести что-то     до конца[6]. А в некоторых случаях это ошибки, которые можно исправить[7]. Некоторые из этих проблем возникают как результат слов, произнесённых в определённом месте по определённому поводу, и в другом месте можно найти подробное разъяснение к сказанному, данное самим автором высказывания[8].

Решение проблемы заключается в том, чтобы воздерживаться от обсуждения того, что происходит между некоторыми шейхами и между некоторыми искателями знания, в следовании прямым путём, безупречности, приверженности саляфизму, братстве и стремлении к истине которых мы не сомневаемся. Мы должны воздерживаться от усугубления ситуации и не должны собственноручно поджигать фитиль, дабы дело не обернулось смутами.

Я предостерегаю молодых людей от того, чтобы пытаться взять дело в свои руки и сеять смуту между шейхами посредством, например, предостережения от некоторых шейхов и почтенных искателей знания, которые следуют манхаджу наших шейхов[9], из-за написанной статьи или из-за полемики, возникшей между шейхами. Я считаю, что мы должны отдаляться от всего этого и не разжигать из-за этого пламя смуты.

Остерегайтесь этого, ибо подобные действия могут стать причиной смут. Как сказал имам аль-Бухари о смутах, которые будут накатывать подобно морским волнам, передавая от Ибн ‘Уяйны от Халяфа ибн Хаушаба:

В начале своём война молода и свежа,

Своей красотою манит невежду она,

Но стоит ей заполыхать и разогреться,

Старухой одинокою начнёт она смотреться,

Седина — не узнать, и цвет отвратительный,

Запах прескверный и поцелуй омерзительный…

Давайте же остерегаться, исламская молодёжь, саляфитская молодёжь, молодёжь Ахлю-с-Сунна, братья мои, в стремлении которых к единству и единогласию мы не сомневаемся:

«И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь»[10],  «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что несёт вам жизнь»[11].  «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути»[12].

Следуйте прямым путём, будьте покорны Аллаху, ищите знание и занимайтесь поклонением… Занимайтесь тем, что приближает вас к Аллаху.

Поистине, некоторые люди вмешиваются в эти дела, хотя ничего не смыслят в них, и при этом ты обнаруживаешь, что они опаздывают с совершением утренней молитвы и не совершают её с общиной. А некоторые люди разжигают эту смуту, сами того не чувствуя, а другие разжигают её из фанатизма. А некоторых подталкивает к этому стремление отомстить такому-то     и такому-то     . Некоторые стремятся к возмездию, а других просто подослали, чтобы они мутили воду…[13]

Стремитесь же, да помилует Аллах и меня, и вас, к объединению с помощью приверженности единобожию и манхаджу наших почтенных шейхов и учёных, на которых опирается истина и которые опираются на истину, которая говорит через них, и которую они произносят. И которые следуют путём Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в словах, делах и убеждениях. Эти отважные, которые гонят прочь от Книги Всевышнего Аллаха искажение преувеличивающих, измышления считающих её ложью и толкования невежественных. Следуйте же этим путём и удерживайте свои языки от обсуждения того, что происходит между некоторыми шейхами или некоторыми искателями знания, — это будет лучше для вас в мире этом и в мире вечном.

Остерегайтесь людей, которые намеренно мутят воду, и остерегайтесь тех, чьи сердца поражены недугом — людей, которые разжигают смуту между обладателями знания. И остерегайтесь мелких искателей знания, главным занятием которых являются толки и пересуды, не имеющих привычки взвешивать и размышлять и демонстрировать выдержанность и кротость… Поистине, мягкость украшает собой всё, в чём она присутствует, тогда как жестокость, напротив, делает безобразным всё, что сопровождается ею. Старайся же, о раб Аллаха, проявлять мягкость во всех делах, пока ещё не поздно. И старайся делать всё спокойно. Отдаляйтесь от слухов. И остерегайся передавать дальше всё, что слышишь.  «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом»[14], «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном»[15], «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: „Ты — неверующий“, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни»[16].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно лжи изрекает человек, пересказывая всё, что слышит»[17].

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь подозрений, ибо подозрения — самый лживый рассказ»[18].

Старайся же, да охранит тебя Аллах, о юноша-мусульманин, старайся следовать путём учёных, покорных Господу, которые судят по истине и равняют всё на неё.

Остерегайся следовать за теми, кто использует плохое взаимопонимание или разногласия, порой возникающие между шейхами, для того чтобы увеличивать масштабы проблемы и делать из мухи слона, раздувая нечто незначительное до размеров большой горы. Да убережёт нас Аллах от подобного! Недаром говорят, что очень часто большое пламя рождается от маленькой искры.

Будьте бдительны, да помилует Аллах и меня, и вас, и произносите слово истины, и следуйте за истиной, где бы она ни была. И бойтесь Аллаха, где бы вы ни были, в своих словах, в своих делах, в своих убеждениях, в своих стремлениях, в своих суждениях о других… И в том, что ты слышишь и передаёшь. Бойся Аллаха, в каком бы положении ты ни находился.

Усердствуй в том, что приближает тебя к Аллаху. Занимайся поклонением, устремляйся к Всевышнему Аллаху, проси Всевышнего Аллаха соединить (мусульман) в покорности Ему и помочь всем им совершать то, что Он любит и чем Он доволен. И не обращай внимания на слухи и сплетни и не прислушивайся к разным высказываниям.

Если кто-то     из наших шейхов или наших братьев сказал что-то     неумышленно, то постарайся дать этим словам благое объяснение, будь снисходителен и прости.

Разве нам не было велено быть снисходительными и прощать даже неверующих и преступников, дабы они могли услышать слово Аллаха?

Разве нам не было велено снисходительно относиться к некоторым из тех, кто противоречит нам?

Разве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не проявлял снисходительность к неверующим курайшитам, и разве он не сказал им: «Идите, вы свободны. Я говорю вам, как сказал Юсуф своим братьям: «Не будет вам сегодня порицания»[19] «?

Разве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставил в покое лицемеров — ради прикрытия, и я не говорю, что это была уступчивость — всего лишь прикрытие, дабы люди не говорили, что Мухаммад убивает своих сподвижников… Так что говорить о брате по вере, который совершил проступок, допустил ошибку или оступился?

Братья в религии Аллаха! Я приведу вам в качестве примера отношение наших учёных к почтенным шейхам, которые совершали некоторые оплошности и недостатки, однако при этом служили Сунне. В качестве примера можно привести имама ан-Навави, да помилует его Аллах, и имама Ибн Хаджара, да помилует его Аллах, и других, например, Ибн Акыля, Абу Яля и других. У них есть искажения относительно атрибутов Аллаха, о которых вам известно, и о которых известно крупным искателям знания, которые, тем не менее, обращая наше внимание на ошибки этих учёных, не начинали травлю против них.

А разве ваши братья, которые следуют тому же манхаджу, что и вы, не заслуживают такого отношения и подхода ещё больше?

Разве ваши братья и шейхи, которые, как нам представляется, ошиблись в том-то и в том-то, не заслуживают, по крайней мере, такого же отношения?

И потом, я наказываю вам не использовать фразы вроде: «скверного, приверженца ереси…» и так далее: мол, тот-то такой-то…

Даже если ты желаешь ответить оппоненту… Брат мой, избегай этих фраз и старайся выбирать благие слова, которые будут способствовать принятию твоего призыва.

Всевышний Аллах сказал, описывая Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:  «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя»[20]. И Всевышний и Великий Аллах сказал:  «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»[21]. И Всевышний и Великий Аллах сказал: «Воистину, твой нрав превосходен»[22]. И Всевышний Великий Аллах сказал:  «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим»[23].

Это что касается твоего отношения к братьям по вере и твоего отношения к происходящему, то есть к полемике, которая имеет место между некоторыми шейхами и между некоторыми крупными искателями знания.

Уважай их, старайся защищать их честь. И остерегайся пользоваться возможностью неподобающим образом отозваться о ком-то из них из-за фанатичной приверженности другому. Остерегайся пользоваться возможностью неподобающим образом отозваться о ком-то из них из-за фанатичной приверженности другому!

Не поддавайся эмоциям и фанатизму.

Самое малое, что ты обязан сделать, — это сохранять нейтралитет и молчать, воздерживаясь от обсуждения всех этих событий в надежде, что Аллах потушит пламя этой смуты и положит ей конец, и в надежде, что Аллах примирит наших братьев.

Говоря это и призывая к этому, я не хочу, чтобы кто-то     понял меня неправильно. Пусть никто не думает, что я предлагаю внести в манхадж какие-то послабления в отношении к приверженцам нововведений, то есть уравнять хорошее и скверное. Нет, я говорю о моих братьях-саляфитах и адресую свои слова моим братьям — искателям знаний из числа последователей наших праведных предшественников. Я имею в виду их, и я не разделяю мнение сторонников послаблений, которые говорят: мол, не отвечай приверженцу нововведений, пока не прославишь и не похвалишь его. Нет, клянусь Аллахом! Упаси Аллах!

Это опасный манхадж. Его используют ихваны и хизбиты, мы же в любом случае его не одобряем. Я сейчас говорю о том, что происходит между нашими братьями-саляфитами, между шейхами-саляфитами, между искателями знаний из числа саляфитов. Нужно сужать круг разногласий, нужно прощать и проявлять снисходительность, нужно достигать взаимопонимания наилучшими способами. Мы должны обращаться к нашим крупным шейхам, мы должны вернуться к истине и мы не должны позволять пылу и эмоциям овладеть нами и заставить нас мстить друг другу. Мы должны отказаться от личной выгоды и личных интересов, мы должны отказаться от личной выгоды, мы должны отказаться от личной выгоды! Потому что к некоторым (шайтан сумел) подобраться как раз через личную выгоду.

Если кто-то     из наших братьев не отвечает некоторым приверженцам нововведений, то ведь некоторые наши шейхи уже взяли это на себя. Разве ответ этим приверженцам нововведений не фард кифайа? Это очевидно: ответ приверженцам нововведений — фард кифайа, и если достаточно людей заняты этим, то с остальных эта обязанность снимается. А если я приду к какому-нибудь     шейху и стану обязывать его к этому и говорить: мол, если ты не ответишь такому-то     , то я не имею к тебе отношения и ты не имеешь ко мне отношения… Ни один разумный человек не станет поступать так, не говоря уже о шейхе или искателе знания — этого нельзя делать!

Нельзя испытывать людей подобным образом. Нельзя испытывать людей ответом некоторым приверженцам нововведений, особенно если речь идёт о человеке, у которого нет такой возможности, или о том, который не способен сделать это и которому нечем ответить. Не от всех людей требуется отвечать и не все способны отвечать, и не все люди достаточно компетентны для того, чтобы отвечать приверженцам нововведений. Здесь требуются закалённые люди, знающие, как отвечать на сомнения, понимающие, каким образом отвечать.

Если достаточно людей занимаются этим и если наши шейхи отвечают и опровергают эти сомнения, то этого достаточно — клянусь Аллахом, этого достаточно. Но когда доходит до того, что если я не ответил такому-то     притом, что мой шейх уже сделал это вместо меня, то потом меня начинают обвинять в размытости манхаджа и умышленном уклонении, и меня начинают обвинять в оставлении манхаджа или отходе от манхаджа, то это несправедливое суждение — несправедливое суждение, от которого нужно избавляться. Мы должны отдаляться от него и отходить от него. Мы должны следовать хадису: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит»[24].

И далее. Поистине, я наказываю каждому быть искренним в том, что он говорит, и в том, что он делает. Ибо поистине, искренность — дело непростое. Это деяние сердца. Искренность и следование (Корану и Сунне) в нашем призыве, в нашем продвижении, в нашем манхадже и вообще во всём. Мы должны брать пример с нашего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и благородных сподвижников, которые были после него, и праведных предшественников, которые пришли после них:  «Аллах доволен первыми, опередившими из мухаджиров и ансаров, и теми, которые последовали за ними в благодеянии. Они также довольны Аллахом»[25]. И Всевышний Аллах сказал:  «Это — те, кого Аллах повёл прямым путём. Следуй же их прямым путём»[26]. Всевышний также сказал:  «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»[27]

Завершу свою речь упоминанием о том, что связано с боязнью ошибок языка и слетающих с него неподобающих слов. Всевышний Аллах сказал:  «Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева и принимают [записывают деяния]. Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель»[28]. И Всевышний и великий Аллах сказал:  «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу»[29]. И Всевышний Всемогущий Аллах сказал:  «Скажи: „Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, придавать Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете“»[30]. Кроме того, Всевышний и Всемогущий сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха»[31].

А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му‘азу: «Придерживай вот это»[32], взявшись за свой язык. Мир ему и благословение Аллаха… И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, бывает, что человек говорит нечто такое, что ему самому кажется незначительным, но за это он будет падать вниз в Геенне семьдесят лет»[33].

Прошу Щедрого Аллаха, Господа великого Трона, посредством Его прекрасных имён и возвышенных качеств, помочь и вам и нам следовать прямым путём, будучи покорными Ему, и делать то, что угодно Ему. Также прошу Всевышнего Аллаха помочь нашим братьям объединиться с помощью благочестия и богобоязненности, единобожия и манхаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — манхаджа пророков и посланников, манхаджа наших праведных и исправляющих учёных, которые гонят прочь от Книги Всевышнего Аллаха искажение преувеличивающих, измышления считающих её ложью и толкования невежественных.

Пусть Аллах поможет всем в приобретении полезного знания и совершении благих дел! И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров».

И мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Этот ответ на этот вопрос был записан в пятницу 21 числа месяца джумада аль-уля 1433 года от хиджры, когда мы с нашими почтенными спутниками были в пути из Танжера в Касабланку.

Прошу у Аллаха для всех искренности, правильности и помощи. И мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам.

Оригинал статьи на арабском: http://www.ajurry.com/vb/showthread.php?t=27119

Сноски
[1] Да, основные причины таких трещин, как говорил наш шейх, да хранит его Аллах: «Торопливость в распространении новостей и чрезмерное превознесение некоторых». От кого? «От некоторых молодых людей».— Все сноски к данному наставлению писал Абу Умар аль-Газзи да простит его Аллах и всех мусульман!

[2] «Манхадж» — методология, понятие, путь. К манхаджу относится вероубеждение (акида), фикх, нрав и взаимоотношение с людьми, способ и принципы ведения призыва (да‘вата) и джихада, а также отношение к правителю и власти. Во всем это основано на Коране, Сунне и Иджма‘, и среди тех, кто следует этому манхаджу, не бывает безошибочных, кроме этих трех источников.

[3] Это так и есть. Уважаемый шейх упомянул шесть причин, которые возникают у самого спорящего, и каждая из них может стать причиной спора и разногласий, даже среди великих учёных, потому что всё равно они люди, и не защищены от шайтана и от ошибок. Мудрые, терпеливые, дальновидные понимают это, поэтому не входят в такие споры и разногласия. Аллах по милости Своей уберёг нас от вмешательства в эту смуту. И я молю Всевышнего, чтобы Он оберегал нас до конца жизни. Прошу обратить внимание ещё на пять причин, они возникают из самого предмета спора.

[4] Это смогут сделать только те, которые воспитывались своими шейхами не один год, приучая к этому. Говорить, как нам всем известно, легко, а претворять это в жизнь трудно. Человек, который воспитывался в течение десяти лет так, чтобы говорить, упрекать, ругать, унижать других от имени ислама и сунны, — как он будет слушаться сразу и починяться словам шейхов, даже если они выдающиеся и авторитетные? Да, он может молчать какое-то время, если в этом у него есть какой-то интерес, или у него, на некоторое время появился стыд. Но стыд этот очень быстро проходит и забывается. Тем более, если вокруг такого человека невежды, толкающие его на крайности.

[5] Обратите внимание на слова нашего выдающегося шейха, да хранит его Аллах: он сам пережил эти проблемы и разговоры, и вот он утверждает, что они все саляфиты.

[6] То есть, предложение или текст оппонента неполный и нуждается в исправлении или дополнении.

[7] То есть, на самом деле слова оппонента — ошибка, которую можно исправить и всё, но иногда требуют, от допустившего ошибку, чтобы он заявил о своём раскаяние и так далее. Всёго этого не нужно, и достаточно исправить ошибку.

[8] Очень важно узнать, когда это было сказано, в какой ситуации и при каких обстоятельствах.

[9] Смотрите, как наш шейх, да хранит его Аллах, почитал достойных искателей знания и остерегался говорить против них, поскольку они следуют манхаджу шейхов, имена некоторых из которых он уже упоминал.

[10] Сура 3 «аль-Имран», аят 103.

[11] Сура 8 «аль-Анфаль», аят 23.

[12] Сура 6 «аль-Ан‘ам», аят 153.

[13] Шесть видов людей, вмешивающихся в спорах и разногласия. Половину этих видов шейх назвал, сказав: «…людьми, чьи сердца поражены недугом, и мелкими искателями знания, не имеющими привычки взвешивать и размышлять и демонстрировать выдержанность и кротость».

[14] Сура 49 «аль-Худжурат», аят 12.

[15] Сура 49 «аль-Худжурат», аят 6.

[16] Сура 4 «ан-Ниса», аят 94.

[17] Этот хадис передали Муслим (№ 5), Абу Дауд (4992) и другие.

[18] Хадис согласован: его передали аль-Бухари (4849) и Муслим (2563), также имам Ахмад (7333) и Абу Дауд (4917). См. «Аль-Люлю ва-ль-марджан фи-ма иттафака алейхи аш-шейхан» (№ 1660).

[19] Часть аята 92, из суры 12 «Юсуф».

[20] Сура 3 «аль-Имран», аят 159.

[21] Сура 16 «ан-Нахль», аят 125.

[22] Сура 68 «аль-Калям», аят 4.

[23] Сура 9 «ат-Тауба», аят 128.

[24] Хадис согласован: его передали аль-Бухари (5672) и Муслим (47), См. «Аль-Люлю ва-ль-марджан фи-ма иттафака алейхи аш-шейхан» (№ 1126).

[25] Сура 9 «ат-Тауба», аят 100.

[26] Сура 6 «аль-Ан‘ам», аят 90.

[27] Сура 4 «ан-Ниса», аят 115.

[28] Сура 50 «Каф», аяты 16–18.

[29] Сура 17 «аль-Исра», аят 36.

[30] Сура 7 «аль-А‘раф», аят 33.

[31] Сура 33 «аль-Ахзаб», аяты 70–71.

[32] Этот хороший (хасан) хадис передал аль-Баззар, см. Маджма‘ аз-заваид (№ 18158).

[33] Этот хадис передали Ибн Маджа (3970), имам Ахмад и другие. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 540).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top