Из глубокого фикха имама аз-Захаби

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: «До пророческой миссии Мухаммада, я был торговцем, а когда пришёл Ислам, я попытался совместить торговлю и поклонение, но этого не получилось сделать. Поэтому я оставил торговлю и занялся поклонением».

Аз-Захаби́, да смилуется над ним Аллах, написал: «Лучше совместить между двумя этими делами, и вдобавок принять участие в джихаде. Сущность слов Абу ад-Дарды представляет собой путь группы предшественников и суфиев. Безо всяких сомнений натуры людей различны в этом. Одни могут совместить такие дела, например, к этой категории верующих относился Абу Бакр ас-Сиддик, Абдур-Рахман ибн Ауф, а также такой образ жизни вёл Ибн аль-Мубарак, а другие не могут, ограничиваясь только поклонением. Третье же могут торговать и часто поклоняться лишь в начале, а потом утрачивают такую способность, и наоборот. Все эти варианты допустимы. Однако при этом необходимо соблюдать права своей жены и семьи (обеспечивать их, уделять им время…)» («Сияр а‘лям ан-нубаля», 2/337, 338).

Когда похоронили Са‘да ибн Муаза, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Могила стала тесной для вашего товарища и сжала его, и только он может спастись от такого сильного сжатия. Но потом Аллах избавил его от тягостей и ниспослал облегчение».

Аз-Захаби́, да смилуется над ним Аллах, написал: «Это сжатие абсолютно не касается мучений могилы. Нет, такое чувство испытывает верующий, например, ему больно, если он теряет ребёнка или близкого друга в мирской жизни. Он также страдает во время болезни, выхода души из тела. Ему тягостно, когда его спрашивают в могиле и подвергают испытанию. Он будет претерпевать тяготы и печаль, когда воскреснет из могилы, предстанет перед Аллахом, переживёт ужасы Судного дня, приблизиться к Аду, и так далее.

Все эти тревожные моменты могут постигнуть верующего раба. Они совсем не относятся ни к мучениям могилы, ни к мучениям Геенны. Но Аллах избавляет богобоязненного раба от некоторых или всех этих тягот. Причем верующий обретёт полный покой только после встречи своего Господа.

Всевышний Аллах сказал: «Предупреди их о Дне печали», «Предупреди их о приближающемся дне, когда сердца подступят к горлу». Мы просим у Аллаха прощения и скрытой милости (которая сначала неизвестна для людей, а потом становятся очевидными её следы).

Несмотря на эти потрясения, Са‘д из числа тех, о ком мы знаем, что он — из обитателей Рая, из лучших шахидов, которые займут самую высокую степень. Да будет доволен им Аллах.

Будто ты думаешь, что преуспевшего человека не постигает ни ужас в обоих мирах, ни трепет, ни боль, ни страх. Проси у Аллаха, чтобы Он даровал благополучие и воскресил нас вместе с Саадом!» См. ( «Сияр а‘лям ан-нубаля», 1/290-291).

Абу Бакр ибн Айяш сообщил от Сулеймана следующие слова аль-Хасана: «Когда Али одержал победу в битве „аль-Джамаль“, он вошёл в дом, а люди пошли вместе с ним. Затем Али сказал: «Поистине, я знаю, что предводитель той смуты вошёл в Рай, а его последователи отправятся в адский Огонь!». Тогда аль-Ахнав спросил: «И кто же он?». Али ответил: «Аз-Зубейр!».

Аз-Захаби́ написал по поводу этого сообщения: «В его цепочки есть разрыв, а в его выражениях — отвергаемый смысл. Да упасёт Аллах от того, чтобы мы свидетельствовали относительно последователей аз-Зубейра или войска Муавии либо Али о том, что они окажутся в Огне! Напротив, мы вверяем их дела Аллаху и просим за них прощения.

Безусловно, именно хариджиты являются собаками Ада и худшими из убитых под небосводом Земли, потому что они быстро отклонились от Ислама. Но потом мы не знаём, какая их ожидает участь. И мы не свидетельствуем об их вечном пребывании в Огне. Нет, мы останавливаемся у этой границы суждений» ( «Сияр а‘лям ан-нубаля», 1/63).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top