Ищущие знания! Почему не проверяете достоверность и правильность сообщений?!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим о помощи и прощении, перед Которым раскаиваемся и у Которого ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллах поведёт прямым путем, того никто не введёт в заблуждение, а кого Аллах введёт в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

О Аллах, благослови и приветствуй Своего раба и посланника Мухаммада, его семью и его сподвижников, а также тех, кто последовал по его пути и поступал согласно его Сунне до Судного дня.

Далее:

Некоторые уважаемые для нас братья из числа тех, кто причисляет себя к области хадисов, к сожалению, слушают каждого передатчика информации и наговорщика. При этом они не отличают достойных доверия передатчиков от завистливых наговорщиков.

Я напоминаю сначала себе, потом им, слова имама-критика аз-Захаби о качествах некоторых его современников, изучающих хадисы:

Имам, да смилуется над ним Аллах, написал в «Сияр аалям ан-нубаля» (10/134): «Именно такими были, клянусь Аллахом, сторонники школы хадисов: они обладали знаниями и постоянно поклонялись. А сегодня нынешние сторонники не знают и не проявляют набожности! Более того, они часто путают, ошибаются, искажают слова и плохо запоминают, пусть даже если они не совершают тяжких грехов и не оставляют религиозные обязанности!».

В другом месте своей книги «ас-Сияр» (8/463) он привёл сообщение Мухаммада ибн Юсуфа аль-Фирьяби: «Как-то раз я шёл вместе с (Суфьяном) Ибн Уйейной, и он сказал мне: „Я вижу, как ты всё время занимаешься поиском хадисов (и ничего не делаешь)“. Я же спросил его: «А ты, Абу Мухаммад, что делал (раньше) помимо поиска хадисов?».

Он ответил: «Тогда я был неразумным юношей!

Затем аз-Захаби написал комментарий: «Я говорю: «Если подобный имам говорит такие слова во времена последователей или после них через несколько лет, когда все придерживались чёткости в поиске хадисов и передавали их только от надёжных имамов, то что бы было, если бы Суфьян, да смилуется над ним Аллах, увидел тех, кто занимается поиском хадисов в наше время. И Суфьян увидел бы, как они спешат и ошибаются, путают, принимают сообщения от невежественных людей и рассказывают каждому корыстолюбивому человеку!!!»

(Поэт сказал): «Их шатры одинаковы, но только женщины там уже другие».

А что бы сказал имам, да смилуется над ним, если бы увидел многие недостатки и упущения, которые сегодня характерны тем, кто называет себя знающим, хотя большинство из них, к сожалению, лишь хвастаются своими дипломами и одобрительными отзывами, смотрят свысока на равных им мусульман и высокомерно относятся к единоверцам! Да упасёт Аллах и дарует благополучие!

Вот к примеру имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, написал в жизнеописании Абу Бакра ас-Сыддика, да будет доволен им Аллах: «…Он первый проявил предосторожность в принятии сообщений…» («Тазкират аль-хуфаз», 1/9).

Он также написал в жизнеописании Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «…Именно он основал для мухаддисов правило „проверки достоверности“ в передачи хадисов. И если он сомневался, то не спешил принимать сообщение (пока полностью не убедится) …».

Достоверно передаются следующие слова Али, да будет доволен им Аллах: «Когда я слышал хадис лично от посланника Аллаха, мир ему и благословение, то Аллах приносил мне через него определённую пользу. Но если о нём мне рассказывал кто-то  другой, я просил его поклясться (что он слышал его от Пророка, мир ему и благословение Аллаха!). И если он клялся, то я верил ему. Так, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, а он сказал правду, рассказал мне, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал…» (с достоверным иснадом его привели в своих сборниках Ахмад, 1/2/10, и Абу Дауд, №1521).

Выдающийся ученый аль-Муаллими, да смилуется над ним Аллах, процитировал в своей книге «аль-Анвар аль-кащифа» слова Ибн Таймийи, написанные им в послании «Ответ аль-Ахна‘и» (стр. 163): «Как известно, среди сподвижников не было никого, кто бы намеренно говорил ложь от имени посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотя некоторые из них совершали грехи. Но Аллах защитил их относительно возведения лжи в религии».

Шейх аль-Муаллими прокомментировал: «Некоторые люди боятся произносить выражение „защищённость“. А ведь такое выражение означает, что Всемогущий и Великий Аллах выполнил Своё обещание о сохранности исламской религии и Шариата, и облегчил причины этого. Поэтому Пречистый Аллах уберёг сподвижников от того, чтобы кто-то  из них говорил ложь от имени Посланника, мир ему и благословение Аллаха!

Если же спросят: «Почему Всевышний Аллах не уберёг их от ошибок?», я отвечу:

«Если кто-то  из сподвижников ошибался (в передаче хадиса), то Всевышний Аллах непременно давал возможность исправить эту неточность. Причём он остаётся достойным доверия в отношении остальных сообщённых им хадисов, где не выявилась ошибка».

Прочитай этот вопрос, адресованный уважаемому шейху Ибн Усаймину, и узнай истину и правильное мнение от мудрых учёных:

Спрашивающий обратился с вопросом: «Когда кто-то  приходит ко мне и сообщает о чём-то, я говорю ему: «Мы должны проверить так ли это или нет, потому что Пречистый Всевышний Аллах велел: «О верующие! Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнавайте…» (49:6). А он отвечает: «Разве я нечестивец?! Неужели ты считаешь меня нечестивцем?!».

Что вы можете сказать по этому поводу?».

Ответ уважаемого шейха: «Человек нуждается в проверке с двух сторон:

Во-первых, со стороны верности. Именно таков смысл слов Всевышнего: «Если нечестивец принесёт вам весть…». Ведь нечестивец не заслуживает доверия.

Во-вторых, со стороны силы запоминания, в отношении принятия и передачи, а также с точки зрения быстроты…

И если я говорю: «Я проверю достоверность этой информации», то не говорю: «Ты — нечестивец», наоборот, ты — надёжный правдивый человек. Однако вероятно ты можешь неправильно понять шариатский текст или проявить поспешность, или забыть!

Но если человеку передал сообщение тот, кто, как очевидно, является надёжным и правдивым, то ему не следует читать этот аят. Нельзя читать его, когда тот сообщает, поскольку это будет означать, что он — нечестивец. А так нельзя поступать…

Нет, ты говоришь: «Я сейчас услышал твои слова, и вскоре подробней рассмотрю эту тему», если он сомневается в достоверности».

Источник: «Лика аль-баб аль-мафтух», последняя часть аудиозаписи №207.

Такую суть полностью подтверждает ответ шейха, да смилуется над ним Аллах, на следующий вопрос:

Спрашивающий сказал: «Некоторые призывающие обвиняют друг друга (когда сообщают о чём-то). И если одному из них говорят (откуда ты знаешь это?). Он отвечает: „Мне рассказал об этом человек, известный своими знаниями и своей надёжностью“.

А если я спрашиваю его: «Ты удостоверился в точности сообщения?», то он отвечает: «Удостоверяться необходимо в том случае, когда передатчик является нечестивцем?».

Каково ваше мнение об этом?».

Наш шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Это правильно. Это правильные слова, согласно их явному значению, что если тебе сообщил что-то  достойный доверия, то нет нужды в проверке. Ведь Аллах сказал: „О верующие! Если нечестивец принесёт вам весть, то разузнавайте…“ (49:6).

Иногда человек может быть надёжным, но у него есть порочные взгляды и пристрастия! С этой стороны его надёжность слабеет» ( «Лика аль-баб аль-мафтух», последняя часть аудиозаписи №182).

Шейх, да смилуется над ним Аллах, дал весомый краткий ответ, разъясняющий истину в этом вопросе.

Причина ниспослания священного аята: «Если нечестивец принесёт вам весть…»:

Ан-Насафи написал в своём тафсире: «Ученые единогласны в том, что данный аят ниспослан о аль-Валиде ибн Укба».

Ибн Абдуль-Барр написал в «аль-Истиаб»: «Нет разногласия среди знатоков толкования Корана, насколько я знаю, в том, что слова Всемогущего Великого Аллаха „Если нечестивец принесёт вам весть…“ ниспосланы по поводу аль-Валида ибн Укба».

Такое мнение Ибн Абдуль-Барра передали и признали ученые, например, имам ан-Навави в «Тахзиб аль-асма ва ал-люгат» и многие другие.

Аз-Захаби, характеризуя аль-Валида, да будет доволен им Аллах, написал в книге «История Ислама» (2/379): «Он некоторое время жил в пророческие времена. Он — брат Усмана по материнской линии. От него передали хадисы: аш-Ша‘би и Абу Муса аль-Хамадани. Аль-Валид управлял Куфой по поручению Усмана. А после убийства Усмана, он поселился в другой местности Аравии, и не участвовал в смуте. Он был щедрым, благородным, а также писал стихи».

Все версии хадиса о ниспослании этого аята по причине поступка аль-Валида ибн Укба приведены в сборнике «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (3088), и нет сомнений в его достоверности.

 Суть не заключается во множестве сообщений передатчика!

Тем более это касается случаев, когда искажают информацию и сеют смуту, ругают и порочат, злословят и клевещут, обвиняют в нововведениях и заблуждении. И так часто поступают те, кто выдаёт себя за ученых, да направит их Аллах к истине.

Основа знания — правильное понимание и следование верному пути…

Посмотри на эти научные высказывания на тему «проверки правильности и достоверности», и сделай вывод, только объективно:

1) Имам аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ясно написал в одном из своих исследований:

«В целом, данный хадис со всеми его версиями передач является достоверным, особенно, учитывая, что некоторые его версии сами по себе достоверны, по мнению ат-Тахави, как уже говорилось. Это ценная польза, которую ты вряд ли найдёшь в книгах об источниках хадисов, например, в книгах аз-Зайля‘и и аль-Аскаляни, не говоря уже о других. И если ты хочешь убедиться в правильности наших слов, то обратись к этим двум книгам».

2) Шейх, да смилуется над ним Аллах, также, открыто, сказал: «Следует знать, что некоторые ученые, проявляя послабление, утверждают о единогласии в тех вопросах, где есть разные мнения, как известно. Но их оправдание в том, что они не знали о существующем разногласии. Поэтому нужно удостовериться в правильности таких утверждений».

3) Посмотри на следующий хадис: Абдуллах ибн Амр, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщил: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Мне сообщили, что ты молишься по ночам и постишься днём, (так ли это)?». Я ответил: «Да, я делаю это….» ( «Сахих аль-Бухари», 1153, «Сахих Муслим», 1159). Ибн Хаджар, детально изучая данный хадис, написал:

«Его слова „Мне сообщили…, так ли это?“ указывают на то, что судить можно после того, как человек удостоверится в правильности сообщения. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ограничился только услышанными словами о Абдуллахе, а подождал, пока встретит его и спросит лично, так ли это или нет? И была вероятность, что Абдуллах сказал об этом не утвердительно или связал с определённым условием, о котором не знал передатчик, и тому подобное…» ( «Фатх аль-Бари», 3/38).

Шейх Абдуль-Карим аль-Худейр, да хранит его Аллах в благах и имане, сказал ( «Умдат аль-ахкам», глава «Пост»):

«Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас — из числа сподвижников, которые часто поклонялись, как известно. Из своего стремления к добру, из своего стремления к праведным делам он произнёс эти слова: «Клянусь Аллахом, я всю свою жизнь буду поститься днями и молиться ночами». А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Ты говорил такие слова?».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не упрекнул его сразу: «Почему ты сказал это?!». Ведь была вероятность, что они недостоверно переданы от Абдуллаха. Поэтому он, мир ему и благословение Аллаха, удостоверился, спросив: «Ты говорил такие слова?», поскольку некоторые сообщения передаются ошибочно».

Искажение информации по причине передатчиков

Иногда кто-то  сообщает о человеке, желая добра. Однако он не умеет в точности передать сведения. Затем того человека начинают обвинять, не убедившись в правильности передаваемых слов, тем самым несомненно его ставят в неприятное положение.

А вот пример пророческой нравственности: Пророк, мир ему и благословение Аллаха не сказал тому, кто вошёл в мечеть и сел: «Встань и соверши два ракаата!». Нет, он вежливо спросил: «Ты помолился?». Тот ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Встань и соверши два ракаата» ( «Сахих аль-Бухари», 888, «Сахих Муслим», 875).

И нельзя нападать на человека только из предположения или догадки, или из-за дошедшего сообщения. Необходимо удостовериться: «Ты говорил это?».

Если бы некоторые эти братья, подумали о смысле хадиса Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он убедился в достоверности слов Зуль-ядейна, то им выявилась бы правда и они поняли бы, что нет несовместимости между принятием сообщения от одного надёжного человека и между проверкой правильности его сообщения.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар написал в «Фатх аль-Бари» (3/103): «Кто произнёс таслим, считая, что завершил молитву, а потом у него возникло сомнение: полностью ли он совершил молитву или нет, тому достаточно опираться на первую свою мысль, и ему не обязательно учитывать полную убеждённость (100%), пока не убедится точно. Ведь, когда Зуль-ядейн сообщил (о пропущенных двух рака‘тах), его сообщение вызвало сомнение, однако Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не возвратился, чтобы выполнить два рака‘та, пока не удостоверился в правильности слов Зуль-ядейна».

Аль-Хафиз добавил: «Тот сказал: „Конечно же ты забыл!“. Как будто такие слова вызвали сомнение, поэтому он удостоверился у присутствующих. Этим отводится неясность тех, кто говорит: «Зуль-ядейн заслуживает доверия, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял его сообщение в отдельности, а спросил других». — Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засомневался по той причине, что тот сообщил ему о его действии в противоположность его убеждению… Следовательно, если лишь один человек, достойный доверия, сообщил о чём-то в присутствии бдительных людей, то нужно удостовериться в правильности его сообщения…» ( «Фатх аль-Бари», 3/101).

Шейх аль-Бассам написал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, захотел проверить правильность слов Зуль-ядейна, и спросил сподвижников, которые находились рядом с ним: „Действительно ли, как говорит Зуль-ядейн, я совершил только два ракаата?“. Они ответили: «Да». И тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встал впереди, и совершил оставшиеся ракааты» ( «Тайсир аль-аллям шарх умдат аль-ахкам», 1/180).

Ученым принадлежат многие высказывания на эту тему, основанные на хадисе «Зуль-ядейна»…

Несмотря на ясную аргументацию ученых и их очевидный вывод, что иногда, в определённых ситуациях, проверяют правильность сообщения надёжного мусульманина, но это не всегда, как они разъяснили. Мединский имам нашего времени выдающийся ученый мухаддис Абдуль-Мухсин аль-Аббад аль-Бадр, да хранит его Аллах в благах и имане, сказал:

«Хадис о Зуль-ядейне не указывает на то, что сообщение одного передатчика не принимается, поскольку в том случае сообщили о том, что противоречит убеждению. Там находились люди, и была возможность спросить их и убедиться посредством их свидетельства.

Если кто-то  убеждён в противоположности слов человека, и он может найти у многих других людей подтверждающие факты, то нельзя сказать: «Это доказывает, что сообщение одного человека не служит доводом». Ведь посланник Аллаха считал, что выполнил полностью молитву, а этот один человек сообщил ему: «Ты забыл совершить два ракаата!». И затем спросил присутствующих людей, чтобы выяснить, так это или нет?

 Есть огромное множество хадисов, указывающих на принятие сообщения от одного передатчика, и здесь неуместно упоминать их. Хотя, как передается, Умар, да будет доволен им Аллах, удостоверялся в некоторых вопросах, то есть он требовал от того, кто сообщал ему (о Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха), привести свидетеля, который может подтвердить его слова.

Но это не значит, что если бы тот не привёл никого, Умар бы отверг сообщение. Нет, потому что тот, кто запомнил, представляет собой довод в отношении того, кто не знает. Когда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил о чём-то, в том месте находились лишь некоторые люди, и многих не было там. Поэтому каждый рассказывал то, что услышал. Однако Умар хотел проявить предосторожность в этом…» ( «Шарх сунан Абу Дауда», последняя часть аудиозаписи № 127).

4) Нафиа передал: «Ибн Умару рассказали о том, что Абу Хурейра говорит: «Кто участвует в похоронах, тому полагается „кырат (вознаграждение весом с гору Ухуд)“», и он возразил: «Абу Хурейра сообщает нам очень многое!».

Потом Аиша подтвердила слова Абу Хурейры, и сказала: «Да, я слышала, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил это» ( «Сахих Муслим», 945).

Тогда Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его Аллах, ответил: «Мы упустили многие кыраты!».

Ибн Хаджар написал с глубоким пониманием: «Согласно этой истории, Абу Хурейра имел превосходство в запоминании хадисов.

— Среди ученых с давних времён существовали взаимные возражения.

— Иногда ученый удивляется тому, чего он не знает. И знающий человек не обращает внимания на возражение тех, у кого нет этих сведений.

— Сподвижники удостоверялись относительно хадисов (из-за вероятности ошибки и неточности в передачи) …» («Фатх аль-Бари», 3/195).

5) Ас-Саиб ибн Язид передал: «Я слышал от Суфьяна ибн Абу Зухайра, из Азда Шануа, из числа сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, следующие слова:

«Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: „Кто держит собаку не для охраны земли (с посевом) и скота, то каждый день его благие дела уменьшаются на кырат“.

И я спросил: «Ты лично слышал это от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?». Он ответил: «Безусловно, клянусь Господом этой мечети!»».

Аль-Хафиз, разъясняя, написал: «Его слова „Ты лично слышал это…?“ означают, что допустимо удостоверяться в передачи хадисов. А слова «Безусловно, клянусь Господом этой мечети!» означают, что допустимо клясться для заверения своего ответа, даже если слушающий верит ему…» («Фатх аль-Бари», хадис № 2323).

6) В книге аль-Хафиза Ибн Хаджара «Фатх аль-Бари» также написано:

Как передаётся в сборнике «аль-Муватта» от Раби‘а, от некоторых их ученых, Абу Муса…, а потом он рассказал историю, где в конце говорится: «Тогда Умар сказал Абу Мусе: „Я не обвиняю тебя (в неправдивости), однако я боялся, что люди наговорят ложь от имени посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!“».

По версии Убейда ибн Хунейна, на которую я недавно указал, сообщается: «Умар сказал Абу Мусе: „Клянусь Аллахом, ты конечно же являешься верным хранителем хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но я захотел убедиться!“».

Об этом же говорится и в версии Абу Бурда: «Когда Убай ибн Ка‘б сказал Умару: „Не приноси страдания сподвижникам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!“, тот ответил: «Пречист Аллах! Я лишь слышал кое-что, и захотел убедиться».

Ибн Батталь написал: «Исходя из поступка Умара, иногда следует удостовериться в точности сообщения одного передатчика, поскольку он может ошибиться, и так далее. При этом Умар принял сообщение одного надёжного передатчика в отдельности о наследовании жены из выкупа за её убитого мужа и взятии подати с маджусов, и так далее. Но он старался проверять достоверность (точность передачи…) хадисов, если возникали основания для этого…».

7) Кроме того, Урва сообщил: «Абдуллах ибн Амр совершал с нами хадж, и я слышал, как он говорил: „Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не лишает знаний после того, как даёт их вам, но лишает их, забирая ученых вместе с их знаниями. И среди людей остаются невежды, которых спрашивают, а они издают фетвы по своему мнению. Они заблуждаются и сбивают других“» (См. «Сахих» аль-Бухари № 7307; Муслим № 2239).

Затем я рассказал этот хадис Аише, жене Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И когда Абдуллах ибн Амр совершал на другой год хадж, она сказала: «О сын моей дочери! Сходи к Абдуллаху, и ещё раз спроси его о том хадисе, о котором ты рассказал мне».

Я пошёл к нему и спросил, и он рассказал мне его точно так же, как и в первый раз.

После чего я возвратился к Аише и всё сообщил. Она же удивилась, произнеся: «Клянусь Аллахом, Абдуллах ибн Амр в точности запомнил»».

Аль-Хафиз Ибн Хаджар написал: «Из польз: ученый побуждает своего ученика узнать о чём-то у других, чтобы он мог получить знания, которых нет у него;

 — Необходимо удостовериться в том, что передаёт мухаддис, если есть причина, указывающая на то, что он мог забыть…» (13/285).

8) Ас-Сам‘ани упомянул в книге «аль-Ансаб» рафидитскую секту «батритов», а потом написал: «У них такие же убеждения, как и сулейманитов, только они засомневались в достоинстве и положении Усмана, да будет доволен им Аллах!

Мы назвали эту секту заблудшей, поскольку они сомневались в вере Усмана, да будет доволен им Аллах, и посчитали возможным, что он является неверующим из числа обитателей Ада. А кто испытывает сомнение относительно сподвижника, о котором Пророк, мир ему и благословение Аллах, сообщил, что он будет в Раю, тот сомневается в истинности его сообщения. И такой человек — неверующий.

Эти три секты зейдитов обвиняют друг друга в неверии. Так, джарудиты назвали неверными Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, а сулейманиты и батриты объявили о неверии каждого, кто отрицает веру этих двух сподвижников!» (См. «аль-Ансаб», 2/78)

Выдающийся ученый, исследователь, шейх нашего времени аль-Муаллими прокомментировал высказывание ас-Сам‘ани: «Эта информация неточна в отношении зейдитов, известных в Йемене. Их предки из числа имамов пророческой семьи.

Аль-Хасан ибн Салих ибн Хай относится к имамам мусульман. Но некоторые современные ученые осудили его за то, что он одобряет восстания против несправедливых правителей. Осудившие его видят, что попытки свергнуть власть в их времена приведут лишь к большему злу. Они опасаются, что некоторые праведные благочестивые люди станут руководствоваться мнением аль-Хасана и организуют мятеж, а в итоге всех мусульман постигнет ещё больший вред. Поэтому они строго осудили аль-Хасана, чтобы другие не спешили действовать в соответствии с его мнением.

Обязательно удостовериться в том, что говорит ученый о противоречащих сектах. Возможно, он поверил словам недостойных доверия передатчиков, а возможно, сообщил о них недостоверные сведения» ( «Комментарии шейха к книге ас-Сам‘ани „аль-Ансаб“, 2/78).

Последние предложения несут в себе очень ценный смысл и касаются нашего порицания фанатичной приверженности и необъективного суждения. Поймите это!

Я напоминаю вам высказывание одного предшественника, которое привёл имам Ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Джами‘ баян аль-ильм ва фадлих»:

«Не отвечай кому-то  , пока полностью не поймёшь его слова, поскольку в противном случае это отдалит тебя от правильного ответа и подтвердит твоё незнание.

Нет, ты сначала пойми то, что он говорит, а потом уже отвечай, и не спеши с ответом прежде, чем разузнаешь все детали.

Не стесняйся переспросить и выяснить все тонкости, если ты не понял. Ведь ответ прежде понимания указывает на глупость. И если ты не знаешь что-нибудь  , то спроси. Это будет похвальней и лучше для тебя, чем молчание в отношении неясности…».

Научный путь аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в выяснении точности информации у передатчика.

Вот перед вами один из примеров того, как наши имамы удостоверялись в точности сообщения передатчиков и старались тщательно понять. Он связан с верным методом того, как нужно избегать ловушек фанатиков и подобных приверженцев, когда они задают вопросы. К тому же он объясняет научный метод отношения к передатчику (или спрашивающему) и к тому, о ком передают (или спрашивают), даже если первый является суннитом саляфитом, а второй — заблудшим еретиком!

Нельзя поспешно судить о мусульманах лишь на основе поверхностного взгляда или явного значения слов!

С этим вопросом обратились к выдающемуся ученому шейху Мухаммаду Насыруддину аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах!

Его спросили: «Дозволено ли совершать молитву за имамами, которые явно совершают некоторые языческие (ширк) нововведения? В Ливии много невежественных имамов. Одни из них, даже образованные, имеют языческие (ширк) убеждения, а другие отрицают некоторые аяты или хадисы».

Шейх: Отрицают некоторые аяты?

— Да.

Шейх: Каким образом?

— Например, не признаёт «ночной перенос» (Пророка из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, и оттуда на небо). Полностью отвергает рассказ о ночном переносе.

Шейх: Ты уверен, что именно так говорят?

— В нашей среде существуют такие взгляды.

Шейх: Потише! «яваш, яваш», как говорят турки. Тебе не следует (на основе слухов) обвинять мусульманина в том, что он отрицает «ночной перенос». Ведь, как очевидно из этих слов, особенно, я думаю, ты сказал: «Некоторые аяты Корана». Но это ошибка. Ты хочешь сказать: «Отрицает определённые значения некоторых аятов Корана». Или же ты будешь и дальше придерживаться своих первых слов?

— Одни из них отрицают даже смысл толкований аята, к примеру.

Шейх: Ты вернулся ко мне… Оставайся лучше со мной (своими мыслями). Ты хочешь сказать: «Отрицает определённые значения некоторых аятов». Но ошибочно говорить: «Одни из них отрицают аяты или некоторые аяты», потому что результат будет очень опасным.

Есть большая разница между тем, кто истолковывает аят не в соответствии с явным смыслом, при этом он верит в ниспослание его свыше, такой человек является заблудшим мусульманином, и между тем, кто полностью отвергает аят, такой человек является неверующим вероотступником.

 Я думаю, что ты имеешь в виду некоторых истолковывающих или мусульман нашего времени, которые полагают, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, перенёсся (из Заповедной мечети в аль-Аксу) душой, а не своим телом. Именно это ты хочешь сказать, когда говоришь: «Они отрицают»?

— Да, только относительно хадисов они не признают их основу.

Шейх: Я говорю об аяте.

— Да, насчет аята, это так.

Шейх: Значит, они верят в аят о ночном переносе, но отрицают значение. Что они говорят о значении, в которое они верят?

— В то, что он перенёсся… Некоторые отрицают, что он перенёсся…

Шейх: Что они говорят об аяте? Ведь они же верят в него. В какое значение этого аята они верят? В то, о котором я тебе сказал?

 — Да.

Шейх: (То есть верят в то, что) он перенёсся душой?

— Да.

Шейх: Или же у них есть другие объяснения, неизвестные нам?

— Нет, они говорят именно это.

Шейх: Хорошо, значит, я ещё раз повторяю: «Нельзя говорить, что они отрицают аят о „ночном переносе“. Мы должны исправить наши слова о них и сказать: «Они отрицают лишь правильное значение этого аята». Правильно?

— Да.

Шейх: После этого ты можешь возвратиться к своим словам: «Они отрицают хадисы».

— Да.

Шейх: Те, кто отрицает хадисы, могут занимать одно из двух положений: либо они отвергают хадисы как второй исламский источник после священного Корана, абсолютно не признают хадисы. Они не являются мусульманами. Но я не думаю, что именно это ты подразумеваешь в отношении них. Не так ли?

— Они отрицают.

Шейх: Не так ли?

— Да.

Шейх: Я облегчу тебе (метод беседы). Почему ты не хочешь ответить на прямой вопрос «не так ли?». Скажи: «Так» или «Нет». Говори, что хочешь…, скажи: «Я не считаю так». Я же думаю, что ты не хочешь сказать о тех людях: «Они отрицают все хадисы»?

— Да, верно.

Шейх: Значит, они отрицают некоторые хадисы?

— Да.

Шейх: Сюда входят хадисы о «ночном переносе и вознесении». Хорошо, это так! Но какая разница между полным и частичным отрицанием хадисов?

Полное отрицание хадисов означает непризнание коранических текстов. Я не думаю, что это нуждается в пояснении. Поэтому, кто отвергает Сунну, тот не может быть мусульманином, потому что он не верит в Коран: «Берите же то, что дал вам Посланник…».

А вот случаи отрицания некоторых хадисов известны как раньше, так и в наши дни. И сейчас к тем, кто открыто отрицает многие пророческие достоверные хадисы, из числа мусульман, причисляющих себя к последователям Сунны и единой общины, относится египетский азхаритский шейх Мухаммад аль-Газали. Он не отвергает Сунну и не отрицает полностью хадисы, как очевидно, и Аллаху ведомо о нём. Однако он отрицает многие хадисы. И этого человека нельзя обвинять в неверии, исходя из того, что он не отвергает целиком Сунну. Но безо всяких сомнений он не следует прямому пути от своего Господа, когда отрицает многие достоверные хадисы, которые получили общее признание в мусульманской общине. С этой точки зрения Мухаммад аль-Газали находится в явном заблуждении.

Без сомнений, если подобный человек впал в такое заблуждение, то безусловно у него есть много последователей в разных странах. Я думаю, у него была школа у вас или в некоторых соседних местностях. Его инфекция перешла…к окружающим, и так далее.

Наша позиция по отношению к этим людям заключается в следующем: мы даём им искренние наставления и ведём с ними спор наилучшим образом.

И если после того, как мы выполним нашу обязанность «наставления, рекомендации и обучения», они и дальше станут упорствовать в своём явном заблуждении, то мы охарактеризуем их как заблудших и не добавим ничего к этому. То есть, мы не обвиним их в неверии.

Исходя из этого, вы возвращаемся к вопросу: «Действительна ли молитва, совершённая за ними, или нет?».

Ответ: «Такая молитва действительна, потому что мы совершаем молитву за каждым мусульманином, пока он остаётся в рамках Ислама, несмотря на его отдалённость от нас в некоторых мыслях или мнениях, или убеждениях, если он не противоречит единогласному среди мусульман тексту.

К примеру, если они истолковывают какой-то Священный текст не новым толкованием, а известным уже издавна от некоторых таких людей, то мусульмане не обвиняют их в неверии. Ведь этот вопрос по-разному понимается, и с этим различием нет одинаковой аргументации. В таком случае мы не говорим о неверии этой категории имамов. Следовательно, молитва, совершённая за ними, действительна. Однако естественно мы советуем тем, кто нашёл имама, который лучше тех имамов в убеждениях и в религиозном поведении, чтобы они не молились за теми имамами».

(Кто-то из присутствующих спрашивает): «Хорошо, а что насчёт другой категории имамов, у которых есть поступки ширка, например, относительно единства Аллаха в божественности, к примеру, они поклоняются могилам, приезжают туда, испрашивают благословения и так далее?».

Шейх: «Без всяких сомнений это является одним из видов многобожия. Но мы не можем обвинить в неверии, кроме как после доведения довода. К примеру, если ты увидел имама, который не верит в единство Аллаха в божественности: поклоняется кому-то  наряду с Аллахом, обращается с мольбой к кому-то  помимо Аллаха, например, в бедственных ситуациях, даёт обеты кому-то  и режет животных не ради Всемогущего Великого Аллаха по радостным случаям жизни, — то это несомненно неверие. Только мы не можем сказать: «Он — неверующий», до того, как понятливо разъясним ему запретность (таких поступков), особенно если человек не из числа арабов. Ведь сегодня наша проблема в том, что арабы не понимают Коран в том значении, в котором его ниспослал Всевышний Господь. А что тогда говорить о неарабах?! Что говорить об арабском населении, которое уподобилось иностранцам (в языке, культуре)?!

Они, как и люди с неарабским происхождением, не понимают язык Корана. Значит, прежде чем объявить об их неверии и выходе из исламской религии, обязательно нужно довести до них довод. Если же они отвергнут его, и поведут себя так, как говорится в словах нашего Господа, благословен Он и возвышен: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе были убеждены в их правдивости» (27:14), тогда мы не считаем их мусульманами, и не обращаем внимания».

Источник: «Сильсилят аль-худа ва ан-нур», 547/ 49:07:00, «Тарик аль-Ислям», 547/ 02:00. Приведено из книги «Собрание наследия выдающего ученого аль-Альбани в области вероубеждения», 7/27–31, составитель: Шази ибн Мухаммад ибн Салим Али Ну‘ман.


В завершении я прошу каждого, кто причисляет себя к этому возвышенному религиозному пути, проявить осторожность к сообщениям передатчиков, особенно в эти времена, когда участились разговоры о мусульманах, появилось больше лжи, измышлений и обмана, вместе с малой религиозностью, богобоязненностью и недостаточным пониманием, а также распространились порочные взгляды, сомнения, нововведения, фанатичные склонности.

Да упасёт Аллах нас и наших братьев от всего зла и всех искушений и смут!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top