Достоинства следования Сунне — Часть 2

Мухаммад ибн Умар Базмуль

الدكتور محمد بن عمر بازمول

 

ДОСТОИНСТВА
СЛЕДОВАНИЯ СУННЕ

فَضْلُ اتِّباعِ السُّنة

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Под редакцией
Абу ‘Умара Салима б. Мухаммада аль-Газзи

أعدها/ أبو عمر سليم بن محمد الغزي

Первое русское издание
Свет Ислама
— 2016 —


Во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милующего!

Следование Сунне уберегает верующего
от следования путями Шайтана

Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха начертил для нас линию и сказал:
“Это путь Аллаха”.
Затем он начертил множество линий слева и справа от неё и сказал:
“Это — мой путь” — указав на длинную линию, и продолжил: “А на каждом из этих путей — шайтан, призывающий к нему”.
Затем он прочитал: “Это мой прямой путь, следуйте же им, и не следуйте другими путями, а иначе они уведут вас от Его пути. Он заповедал вам это — может быть, вы будете богобоязненными”». (Сура 7 «Скот», аят 153).

Тот кто следует Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следует прямым путём и избегает путей Шайтана. Начертив линии, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, наглядно показал людям, что такое Сунна. Сунна — длинная, а не короткая дорога. Люди, которые торопят результаты призыва и следования Сунне, говорят: «Мы изучали хадисы, потом применяли их на практике и следовали Сунне, однако это не принесло никакого результата: общество не изменилось!».

Мы говорим таким людям: «Братья! В этом нет ничего страшного. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха представил Сунну в виде длинной линии, а другие пути — в виде коротких черточёк по бокам. Не думайте же, что следование этими путями, противоречащими Сунне, приведет вас к цели! Некоторые люди, к сожалению, считают, что если они изберут для себя один из этих коротких путей, их призыв быстрее принесет результаты! На самом деле это обольщение от Шайтана, который зазывает на свой путь, открывая перед нами двери и внушая нам, что поскольку этот путь короткий, он быстрее приведёт к цели. Братья! Да, путь Сунны долог и полон трудностей, однако он ведет в Рай и спасает от Огня!».

Это путь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и если ты, мой брат по вере, желаешь следовать путём Сунны, то следуй им. Это долгий путь, поэтому ты должен запастись терпением. Вспомним Слова Всевышнего, обращенные к верующим: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!». (Сура 103 «Предвечернее время», аяты 1-3.)

Когда человек призывает других к Исламу, он должен проявлять терпение.

Программа призыва Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и остальных пророков рассчитана на долгий срок. Она приносит плоды не сразу. Её осуществление занимает не день и не два, и не год-другой. Это очень долгий путь, однако, он прямой и единственно верный. А пути шайтана коротки, поэтому многим кажется, что они быстрее приведут к цели, однако это не так.

Ты должен следовать путём Сунны вместе со своими братьями по вере, несмотря ни на что, и вы должны заповедовать друг другу истину и терпение. Следование Сунне уберегает каждого из нас от следования путями шайтана.

Насыруддин Ахмад ибн Мухаммад, известный как Ибн аль-Мунир (ум. 683 г. х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

«К обязательным вещам относится распространение Сунны среди людей, чтобы знающий её передавал своё знание другим, а присутствующий извещал отсутствующего.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Да помилует Аллах человека, который, услышав мои слова, понял их и передал их другим в неизменном виде, хотя возможно, тот, кому передают, окажется более знающим, чем передатчик”.

Задача знающего что-то из Сунны, но не понимающего то, что знает, — передать это другим в неизменном виде. А задача знающего что-либо из Сунны и понимающего то, что знает — так же передать это тем, кто может быть, лучше понимает смысл переданного. Человек не должен останавливаться в своем поиске знаний и считать, что он уже достиг очень многого, и нет смысла продолжать. Ведь на каждого знающего найдется тот, кто знает ещё больше. Останавливаясь, искатель знания лишается благодати Слов Всевышнего: “Господи, добавь мне знания!”. (Сура 20 «Та Ха», аят 114).

Учёные этой общины, несмотря на дарованную им силу и влияние, демонстрировали слабость, которую сегодня боится продемонстрировать самый ничтожный человек. Самым малым из того, что говорил Малик, да смилуется над ним Аллах, который имел множество последователей, о том, чего он не знал, были слова: “Я не знаю”.

Он указывал на достойнейших и лучших и говорил: “Щит учёного — слова ‹Я не знаю›. Если он откажется воспользоваться ими, ему будет нанесён удар”».

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Жертвой большинства этих заблуждений стали те, кто не придерживался Корана и Сунны.

Аз-Зухри, да смилуется над ним Аллах, говорил: “Наши учёные говорили: ‹Следование Сунне — спасение›”.

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Сунна подобна ковчегу Нуха”: кто плыл в нем, тот спасся, а кто отказался, тот утонул, потому что Сунна, Шари‘ат и исламский образ жизни — это прямой путь, который приводит людей к Аллаху.

А Посланник, мир ему и благословение Аллаха — указатель на этом пути.

Как сказал Всевышний: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллха есть великая милость». (Сура 33 «Союзники», аяты 45–46).

Всевышний также сказал: ‹Воистину, ты наставляешь на прямой путь — путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Поистине, к Аллаху возвращаются дела›. (Сура 42 «Совет», аяты 52–53).

Всевышний также сказал: ‹Это мой прямой путь, следуйте же им, и не следуйте другими путями, а иначе они уведут вас от Его пути. Он заповедал вам это — может быть, вы будете богобоязненными›”. (Сура 6 «Скот», аят 153).

А Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передаёт:

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха начертил линию и начертил множество линий слева и справа от нее, а потом сказал: ‹Это — путь Аллаха. А на каждом из этих путей — шайтан, призывающий к нему›.

Затем он прочитал: “Это мой прямой путь, следуйте же им, и не следуйте другими путями, а иначе они уведут вас от Его пути. Он заповедал вам это — может быть, вы будете богобоязненными”. (Сура 6 «Скот», аят 153).

Если разумный человек задумается над этим примером и изучит убеждения хариджитов, му‘тазилитов, джахамитов и рафидитов, а также приверженцев догматической философии, которые ближе к суннитам — карамитов, килябитов, аш‘аритов и других, он непременно увидит, что у каждой из этих групп — свой путь, отличный от пути сподвижников и приверженцев хадисов, и что каждый из них утверждает, что его путь правильный. Он также обнаружит, что именно о них идет речь в примере, приведенном непогрешимым Посланником r, который не говорит по пристрастию, и это только Откровение, которое внушалось ему». (Маджму‘ аль-фатава, том 4, стр. 56–57).

Следование Сунне — знание Шари‘ата и религии

Религия заключается в том, чтобы мы не поклонялись никому, кроме Аллаха, и чтобы мы поклонялись Ему только так, как предписал Он Сам, то есть в строгом соответствии с Шари‘атом. А для того, чтобы знать Шари‘ат, мы должны знать Коран и Сунну. Поэтому в вопросах поклонения нет места личным мнениям. И неудивительно, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала о Пророке, мир ему и благословение Аллаха: «Его нравом был Коран».

Его Сунна — это вся религия. Сунна разъясняет Коран. Всевышний Аллах сказал: «И Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались». (Сура 16 «Пчёлы», аят 44).

Всевышний также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснял им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководства к прямому пути и милости для верующих людей». (Сура 16 «Пчёлы», аят 64).

Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение и сказал: «Это мое омовение и омовение пророков, живших до меня, и кто добавит к нему что-нибудь или убавит от него что-нибудь, тот поступит скверно и несправедливо».

А в другой раз Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершил молитву и сказал: «Молитесь так же, как вы видите, что молюсь я».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, я был послан для того, чтобы дополнить и усовершенствовать нравственные достоинства».

А в другом хадисе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Распространяйте приветствия между вами, кормите людей, молитесь по ночам, когда спят люди, и вы войдёте в Рай вашего Господа с миром».

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому факихи сказали: в том, что касается поклонения, мы должны строго придерживаться текстов Корана и Сунны. Аль-Бухари и Муслим приводят сообщение о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поцеловал Черный камень и сказал:

“Клянусь Аллахом, поистине, я знаю, что ты — всего лишь камень, который не может принести ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха целовал тебя, я не стал, бы целовать тебя!”.

Всевышний Аллах повелел нам следовать за Посланником r, повиноваться ему, поддерживать его и любить. И Аллаха и Его Посланника мы должны любить больше всего на свете. Всевышний гарантировал тем, кто подчиняется ему и любит его, Свою любовь и почёт.

Всевышний Аллах сказал: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи». (Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 31).

Всевышний также сказал: “Повинуясь ему, вы встанете на прямой путь”. (Сура 24 «Свет», аят 54).

Всевышний также сказал: «Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние». (Сура 4 «Женщины», аят 13).

В Коране много подобного, и никто не должен отходить от разъясненного в Сунне и Шари‘ате, и от указаний Корана и Сунны и того, чего придерживались наши праведные предшественники. Человек должен следовать тому, что он знает, и воздерживаться от того, чего не знает. Он не должен следовать тому, о чём у него нет знания, и наговаривать на Аллаха то, о чём у него нет знания. Поистине, Всевышний Аллах запретил это».

Это один из плодов следования Сунне: следуя ей, мы приобретаем религиозное знание.

Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Посланник, предполагает, что мы не должны поклоняться никому, кроме Аллаха, и что мы должны поклоняться Аллаху только так, как Сам Он научил нас. Это две главные опоры исламской религии. А поклонение Аллаху только так, как Он научил нас, предполагает следование Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. На это указывает вторая часть свидетельства: «… и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Верующий может узнать, как правильно поклоняться Аллаху, только следуя за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А следование за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, означает следование его Сунне. Поэтому Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу, это будет отвергнуто».

То есть, если вы желаете приблизиться к Аллаху посредством какого-либо действия, посмотрите, приближался ли Посланник, мир ему и благословение Аллаха, к Аллаху посредством этого действия или нет. Если да, то ваше действие будет принято, если будут соблюдены необходимые условия для того, чтобы дело принималось Всевышним. А в противном случае оно будет отвергнуто. Не зря учёные говорят, что поклонение человека, который пытается приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством нововведений, не будет принято.

Почему?

Потому что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу, это будет отвергнуто».

Эти слова означают, что следующий Сунне следует религии. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха научил нас, как правильно совершат омовение и молитву. Он научил нас морально-этическим нормам Ислама. Он обучал нас, говоря:

«Распространяйте приветствия между вами, кормите людей, молитесь по ночам, когда спят люди, и вы войдете в Рай вашего Господа с миром».

И он обучал нас, говоря: «Поистине, я был послан для того, чтобы дополнить и усовершенствовать нравственные достоинства».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал нас правильно поститься и выплачивать закят — он обучал нас нашей религии. Соответственно, следование Сунне Посланника, мир ему и благословение Аллаха есть следование религии.

Ибн ‘Абду-ль-Барр (ум. 463 г.х.), да смилуется над ним Аллах, сказал:

«Этот хадис достоверен. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес эти слова в Медине. К достоинствам, упомянутым в хадисе, относится всякое благо, религия, благородные качества, благодеяние и справедливость. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан для того, чтобы довести эти достоинства до совершенства.»

Учёные сказали, что самым объемлющим аятом о достоинствах и благих деяниях являются Слова Всевышнего: “Поистине, Аллах велит вас соблюдать справедливость, делать добро и одаривать родственников, и запрещает вам творить мерзость, порицаемое и несправедливость. Он наставляет вас — может быть, вы вспомните”. (Сура 16 «Пчёлы», аят 90).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Нравственные достоинства — правдивость и доверие к людям, подаяние просящему и воздаяние добром за добро, сохранение доверенного, поддерживание родственных связей, помощь другу, и гостеприимство, а стыдливость — главное из них” (Ибн Вахб и другие).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала: “Нравственные достоинства могут быть у человека, но у его сына их может и не быть, и они могут быть у сына, но их может и не быть у его отца. Случается, что эти достоинства есть у раба, но их нет у его господина… Аллах дарует их, кому пожелает”. (Ат-тамхид, т. 24, стр. 334).

Сунна Посланника, мир ему и благословение Аллаха есть религия, как мы уже говорили. И она разъясняет Коран, а нравом Пророка, мир ему и благословение Аллаха был Коран, как сказала мать верующих ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поэтому факихи сказали: в том, что касается поклонения, мы должны строго придерживаться текстов Корана и Сунны. Аль-Бухари и Муслим приводят сообщение о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поцеловал Чёрный камень и сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я знаю, что ты — всего лишь камень, который не может принести ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха целовал тебя, я не стал бы целовать тебя!”.

Всевышний Аллах повелел нам следовать за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, повиноваться ему, поддерживать его и любить. И Аллаха и Его Посланника мы должны любить больше всего на свете. Всевышний гарантировал тем, кто подчиняется ему и любит его, Свою любовь и почет.

Всевышний Аллах сказал: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи”. (Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 31).

Всевышний также сказал: “Повинуясь ему, вы встанете на прямой путь”. (Сура 24 «Свет», аят 54).

Всевышний также сказал: “Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние”. (Сура 4 «Женщины», аят 13).

В Коране много подобных аятов. И никто не должен отходить от разъясненного в Сунне и Шари‘ате, и от указаний Корана и Сунны и того, чего придерживались наши праведные предшественники. Человек должен следовать тому, что он знает, и воздерживаться от того, чего не знает. Он не должен следовать тому, о чём у него нет знания, и наговаривать на Аллаха то, о чём у него нет знания. Поистине, Всевышний Аллах запретил это». (См.: Ка‘ида джалиля фи ат-тавассуль ва аль-василя).

Следование Сунне уберегает мусульманскую
общину от унижения и позора

Сунна — это религия, и оставление её — причина унижения и позора.

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Когда вы начнете продавать в кредит (‘ина) и ходить за хвостами коров, удовольствовавшись земледелием и оставив борьбу на пути Аллаха, Всевышний Аллах нашлет на вас унижение и не избавит вас от него до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

А возвращение к Сунне — это и есть возвращение к религии.

А в длинном хадисе Джибриля, мир ему, который называют «матерью Сунны» Пророк r упомянул о столпах веры «иман», Ислама и благодеянии «ихсан», а затем сказал своим сподвижникам: «Это Джибриль. Он пришел, чтобы научить вас вашей религии».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сообщил о том, что произойдет в будущем, а также о результате этих событий, и указал путь спасения от бедствия, которое постигнет верующих. Он сказал: «Когда вы начнете продавать в кредит (‘ина)…».

Имеется в виду особый вид кредита. Это один из видов продаж, при котором человек покупает товар, однако сам товар остается у продавца, и продавец покупает его у покупателя снова. Например, человек, нуждающийся в деньгах, идет к продавцу автомобилей и говорит ему: «Продай мне этот автомобиль в рассрочку за двадцать тысяч», — и тот продает ему названный автомобиль за двадцать тысяч. А потом продавец, зная, что на самом деле этому покупателю нужен не автомобиль, а деньги, говорит ему: «Я покупаю у тебя этот автомобиль за пятнадцать тысяч наличными». Получается, что покупатель забирает пятнадцать тысяч, обязуясь выплатить в рассрочку двадцать. При этом виде продаж товар остается в собственности изначального владельца.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха упомянул о продаже в кредит, указав, таким образом, на грядущее распространение запретных видов продажи. И действительно, в наше время почти все сделки сопровождаются ростовщичеством. Ростовщичество — символ всех запретных сделок, и продажа в кредит также является запретным ростовщичеством.

Далее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «… и станете следовать за хвостами коров…».

Раньше люди часто использовали коров и быков для вспашки, и в некоторых областях плуг с коровами используют для этого и поныне. Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха означают, что люди займутся земледелием и полюбят мир этот и богатство. Они будут сидеть на своей земле и оставят борьбу на пути Аллаха.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда вы начнете продавать в кредит и ходить за хвостами коров, оставив борьбу на пути Аллаха…»

— упомянув о трех вещах. Это продажа в кредит (мы уже сказали, что имеются в виду запретные виды продаж вообще), следование за хвостами коров (то есть любовь к миру этому) и оставление борьбы на пути Аллаха.

Далее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о последствиях этих трех действий для общины:

«Всевышний Аллах нашлет на вас унижение и не избавит вас от него до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

Из хадиса следует, что возвращение к Сунне — это возвращение религии, а возвращение к религии избавляет мусульман от унижения. Значит, следование Сунне избавляет мусульманскую общину от унижения и позора.

Это один из плодов следования Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о котором он сам упомянул в приведенном хадисе.

В длинном хадисе Джибриля, мир ему, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянув о вере, Исламе и благодеянии, сказал: «Это Джибриль. Он пришел, чтобы научить вас вашей религии».

От унижения мусульман способно избавить только возвращение к религии, а религия — это знание столпов веры, Ислама и благодеяния, не так ли?

И кто желает вернуться к религии, он должен обучиться нормам, касающимся трех упомянутых в хадисе вещей. Теперь, когда мы усвоили это, имеем ли мы право упрекать хадисоведов за то, что они обучают людей нормам Шари‘ата, которые касаются ритуального очищения, поста и закята, а также нормам, которые касаются веры в Аллаха, Его ангелов и Писания, и отказываются уделять внимание маловажным и незначительным вопросам?

Знатоки хадисов, обучая людей этим нормам, обучают их религии. Так можно ли обвинять их в том, что они, вместо того, чтобы вести исламский призыв и говорить о сегодняшних реалиях, упорно разъясняют мусульманам нормы, касающиеся менструации и послеродового кровотечения?

Учёный, который разъясняет людям нормы Шари‘ата — это знаток религии. Он обучает людей тому, что поможет им избавиться от унижения и позора, и указывает им путь, который указал своей общине Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и которым должны следовать стремящиеся к спасению в мире вечном.

А человек, который, вместо того, чтобы изучать нормы Шари‘ата, неустанно говорит о секуляризме, коммунизме, мировых державах и так далее — разве можно сказать о нем, что он знает религию? И можно ли считать это возвращением к религии, о котором Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул в хадисе, сказав: «…пока вы не вернетесь к своей религии»?

А в хадисе Джибриля, мир ему, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянув об «Имане» («Вере»), «Исламе» («Покорности») и «Ихсане» («Благодеянии»), сказал:

«Это Джибриль. Он пришел, чтобы научить вас вашей религии».

А можно ли обучаться религии и при этом не учиться совершать обязательную молитву?

Можно ли обучаться религии и не учиться совершать омовение, которое является ключом к молитве?

Можно ли обучаться религии и не обучать наших женщин нормам Шари‘ата, касающимся менструации и послеродового кровотечения? Ведь эти вещи являются неотъемлемой частью их жизни…

Можно ли обучаться религии и не изучать необходимое?

И можно ли обучаться религии, и при этом не знать, как правильно поклоняться Аллаху и не иметь возможности сказать: «Я молюсь так, как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я совершаю хадж так же, как совершал его Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и я пощусь так же, как постился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха»?

Можем ли мы знать религию, не зная этих норм?

Итак, ещё одним плодом и достоинством следования Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха является избавление мусульман от унижения и позора.

Брат мой! Следуй Сунне Посланника, мир ему и благословение Аллаха и поклоняйся Аллаху так, как поклонялся он. И будь уверен, что если ты пойдешь по этой дороге, ты станешь праведным сам и принесешь праведность и благочестие своей семье.

Ведь праведность человека — это праведность семьи.

А праведность семьи — это праведность общества.

А праведность общества — это праведность города.

А праведность города — это праведность государства.

А праведность государства — это праведность общины.

А праведность общины — это праведность всего человечества — с позволения Аллаха.

Поэтому начни с себя и своих близких…

В Сунне описываются недуги, постигающие
мусульманскую общину, и лекарства от них

Саубан, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приближается такое время, когда набросятся на вас другие общины подобно тому, как набрасываются на еду люди, собравшиеся вокруг блюда».
Кто-то спросил: «В эти времена нас будет мало?»
Он ответил: «Нет, напротив, вас будет много, однако будете вы подобны сору, который несет поток. Аллах заберет из груди ваших врагов страх перед вами, а в ваши сердца поместит слабость».
Кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха, а что это будет за слабость?».
Он ответил: «Любовь к миру этому и отвращение к смерти».
(Этот хадис достоверный. Его Передал имам Ахмад №22450).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха упомянул о недуге, который постигнет нас, и описал положение, в котором мы окажемся: «Приближается такое время, когда набросятся на вас другие общины подобно тому, как набрасываются на еду люди, собравшиеся вокруг блюда …».

Его предсказание сбылось. Колониальные державы набросились на мусульманские страны, которым Аллах даровал много блага и щедрый удел. Они действительно набросились на мусульман подобно тому, как набрасываются на еду собравшиеся вокруг блюда!

Кто-то спросил: «В эти времена нас будет мало?». То есть: нас будет мало, и поэтому они придут и набросятся на нас, и их будет намного больше, чем нас?

Он ответил: «Нет, напротив, вас будет много, однако будете вы подобны сору, который несет поток…».

В чем же будет причина нашей слабости?

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах заберет из груди ваших врагов страх перед вами, а в ваши сердца поместит слабость».
Кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха, а что это будет за слабость?».
Он ответил: «Любовь к миру этому и отвращение к смерти».

Как мы видим, в Сунне содержится описание болезни и лечения. Хочешь излечиться?

Хочешь следовать правильным путём?

Желаешь снискать благо?

Следуй Сунне и старайся избавиться от любви к миру этому и отвращения к смерти.

Для этого загляните в Сунну. Там вы найдете, например, такой хадис: «Чаще посещайте могилы, ибо, поистине, они напоминают вам о мире вечном».

Ищите дальше… Вот ещё один хадис: «Кто уверовал в Аллаха и в Последний день, пусть говорит благое или молчит».

Сунна напоминает нам о мире вечном и о смерти, и чем больше мы будем изучать её и применять полученные знания на практике, тем меньше будет наша любовь к миру вечном и наше отвращение к смерти!

В Сунне мы находим хадис: «Этот мир проклят, и проклято все, что есть в нем, кроме поминания Аллаха и всего, что близко к нему, а также знающего и приобретающего знание!».

А в одном из аятов Корана читаем: «Людям приукрашена любовь к удовольствиям: женщинам, сыновьям, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасным конями, скотине и нивам. Это — преходящее удовольствие земной жизни. Но у Аллаха — лучшее место возвращения». (Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 14).

Чем больше мы изучаем Корана и Сунну, тем больше узнаем о сути этого мира. А когда мы поймем, что представляет собой земная жизнь и что на самом деле происходит вокруг нас, мы избавимся от слабости и перестанем быть «сором, который несет поток».

Следование Сунне приносит
человеку благородство и благонравие

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я был послан для того, чтобы дополнить и усовершенствовать нравственные достоинства».

Ибн ‘Абду-ль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот хадис достоверен. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес эти слова в Медине. К достоинствам, упомянутым в хадисе, относится всякое благо, религия, благородные качества, благодеяние и справедливость. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан для того, чтобы довести эти достоинства до совершенства.

Учёные сказали, что самым объемлющим аятом о достоинствах и благих деяниях являются Слова Всевышнего: “Поистине, Аллах велит вас соблюдать справедливость, делать добро и одаривать родственников, и запрещает вам творить мерзость, порицаемое и несправедливость. Он наставляет вас — может быть, вы вспомните”. (Сура 16 «Пчёлы», аят 90).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Нравственные достоинства — правдивость и доверие к людям, подаяние просящему и воздаяние добром за добро, сохранение доверенного, поддерживание родственных связей, помощь другу, и гостеприимство, а стыдливость — главное из них” (Ибн Вахб и другие).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, также сказала:

“Нравственные достоинства могут быть у человека, но у его сына их может и не быть, и они могут быть у сына, но их может и не быть у его отца. Случается, что эти достоинства есть у раба, но их нет у его господина… Аллах дарует их, кому пожелает”». (См.: Ибн Абд аль-Барр. Ат-тамхид. 24/334).

Сунна Посланника, мир ему и благословение Аллаха есть религия, как мы уже говорили. И она разъясняет Коран, а нравом Пророка, мир ему и благословение Аллаха был Коран, как сказала мать верующих ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах!

Следование Сунне уберегает верующего
от искушений и мучительного наказания

Всевышний Аллах сказал: «Не обращайтесь к Посланнику так же, как обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех, которые уходят тихо, стараясь ускользнуть. Пусть же опасаются те, которые отказываются исполнять его веления, что их постигнет искушение или постигнет их мучительное наказание!». (Сура 24 «Свет», аят 63).

Каждый, кто противоречит Сунне! Каждый, кто отказывается исполнять веления Посланника, мир ему и благословение Аллаха! Остерегайтесь, ибо Всевышний сказал: «Пусть же опасаются те, которые отказываются исполнять его веления, что их постигнет искушение или постигнет их мучительное наказание!».

Их может постигнуть искушение, и в их сердца войдет неверие или лицемерие, или они станут приверженцами нововведений, и их постигнет учительное наказание!

Следовательно, одно из достоинств следования Сунне заключается в том, что оно уберегает каждого из нас от искушения.

Один человек пришел к имаму Малику и сказал: «О имам! Я хочу совершить ‘умру!»

Он сказал в ответ: «Так соверши ее».

Этот человек сказал: «Я хочу надеть ихрам ещё в Медине, у мечети».

Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сынок! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая ‘умру, надевал ихрам в Зу-ль-Хулейфе. И если ты наденешь ихрам в Медине, это будет противоречить Сунне. И, поистине, я опасаюсь, что если ты поступишь так, тебя постигнет искушение!».

Сказав это, имам Малик прочитал: «Пусть же опасаются те, которые отказываются исполнять его веления, что их постигнет искушение или постигнет их мучительное наказание!». (Сура 24 «Свет», аят 63).

Следование Сунне делает веру человека истинной,
приносит ему счастье в обоих мирах и спасает его от Огня

Всевышний Аллах сказал: «А кто отвернется от поминания Меня, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». (Сура 20 «Та Ха», аят 124).

Кто следует Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тот не отворачивается от религии и от поминания Аллаха, а напротив, обращается к ним, и он никогда не уподобится тому, кто отворачивается от религии и поминания.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи…”». (Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 31).

Всевышний также сказал: «Повинуясь ему, вы встанете на прямой путь». (Сура 24 «Свет», аят 54).

Всевышний также сказал: «Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние». (Сура 4 «Женщины», аят 13).

В то же время, во многих аятах Корана упоминается о наказании за ослушание Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал: «А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника и преступает установленные Им границы, того Он введет в Огонь, где он пребудет вечно, и его ожидает унизительное наказание». (Сура 4 «Женщины», аят 14).

Более того, Всевышний сказал, что у человека, который отказывается следовать за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, нет веры: «Нет, клянусь Твоим Господом, они не уверуют до тех пор, пока не предоставят тебе решать их спорные вопросы, а потом не будут испытывать стеснения от твоего решения и покорятся полностью». (Сура 4 «Женщины», аят 65).

Всевышний также сказал: «У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура 33 «Союзники», аят 36).

Всевышний также сказал: «Кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, того ожидает пламя Ада, в котором он пребудет вечно». (Сура 4 «Женщины», аят 14).

Из приведенных аятов следует, что истинная вера появляется у человека лишь тогда, когда он следует Сунне: «Нет, клянусь Твоим Господом, они не уверуют до тех пор, пока не предоставят тебе решать их спорные вопросы; У верующего мужчины и верующей женщины нет выбора, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение…» (Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 65).

Следование Сунне — оживление её

А оживление Сунны означает возвращение её к жизни. Когда люди следуют Сунне, остальные видят эту Сунну. Своими действиями следующий Сунне призывает остальных следовать ей. А если другие люди начинают следовать Сунне благодаря нам, мы получаем награду за следование Сунне, а также награду, подобную награде всех этих людей. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Кто призывал к правильному пути, тот получит награду, подобную награде тех, кто внял его призыву, и это ничуть не уменьшит их собственную награду. А кто призывал к заблуждению, на того ляжет грех, подобный грехам тех, кто внял его призыву, и это ничуть не уменьшит их собственных грехов». (Передал Муслим в своем достоверном сборнике «ас-Сахих»).

Джарир ибн ‘Абдуллах передаёт, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха пришли бедуины, на которых вместо одежды были куски шерстяной ткани. Увидев, до чего довела их нужда, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, призвал людей подать им милостыню, однако они медлили так, что на лице Пророка, мир ему и благословение Аллаха отразилось недовольство. Затем один человек из числа ансаров принес кошель с серебром, затем пришел другой… Люди начали один за другим подавать милостыню, и на лице Пророка, мир ему и благословение Аллаха отразилась радость. Наконец он сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду (подобную награде) тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит их собственных наград. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе бремя своего греха и грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит бремени их собственных грехов!». (Передал Муслим в «ас-Сахихе»).

Кто следует Сунне, тот призывает людей к следованию ей уже одними своим действиями — ведь он показывает им Сунну и подает пример. И если кто-то последует его примеру, ему достанется, помимо собственной награды, награда, подобная награде всех людей, которые последуют его примеру до самого Судного дня!

Кто-то может возразить, что, мол, в хадисе упоминается просто хороший обычай, и он не обязательно должен иметь отношение к Шари‘ату и Сунне…

Я говорю в ответ: нет, в хадисе подразумевается не это, потому что верующий отличает хорошее от дурного с помощью Шари‘ата. А откуда человек может взять это благое дело, если о нем не упоминается в Шари‘ате? Мы отличаем благое от скверного благодаря Шари‘ату. А слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю» означают: «Кто возвратит к жизни забытый хороший обычай из Сунны, то есть из Шари‘ата». В другом хадисе упоминается о милостыне: один человек подал милостыню, и остальные последовали его примеру.

Один человек пришел в мечеть и встретил бедняка. Он подал ему милостыню, а люди, увидев, что он сделал, поспешили последовать его примеру и начали подавать этому бедняку милостыню и помогать ему. Ему достанется не только награда за поданную милостыню, но и награда, подобная награде всех, кто последовал его примеру. В данном случае хорошим обычаем является подаяние. Этот обычай из Сунны или он придуман людьми? Веление подавать милостыню передаётся от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

В хадисе не сказано, что человек придумывает этот обычай сам, потому что хорошие обычаи можно почерпнуть только из Шари‘ата. К тому же, всем нам следует помнить слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу это будет отвергнуто».

Ибн Хиббан, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Следование Сунне — благополучие, достоинство и почет. Свет её не погаснет, а доводы — неопровержимы. Следующий ей спасется, а противоречащий ей достоин порицания. Сунна — неприступная крепость и надежная опора. Достоинства её очевидны, а вервь — прочна. Кто ухватился за нее, тот возвысится, а кто стремится к иному, тот окажется ни с чем. Следующие Сунне счастливы, и им завидуют остальные люди».

Хвала Аллаху, по милости Которого вершатся добрые дела. Преславен Ты, о Аллах! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе покаяние. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный!

Подготовил: Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи

أعدها/ ابو عمر سليم بن محمد الغزي عفا الله عنه

Скачать в формате PDF (0.4 MB)

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top