Пути взаимопонимания — Часть 5/2

Махмуд Ахмад аль-Хазандар

محمود أحمد الخزندار

 


ПУТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Правила справедливого отношения к оппонентам

ЧАСТЬ 5/2

معاناة أهل العلم من قلة الإنصاف

 

Читал и одобрил Шейх ‘Али Хашшан
(Да смилуется над ним Аллах!)

 

 

Свет Ислама
— 2016 —


Беспристрастность в защите истины

Факторы фанатичной приверженности

1. Чаще всего в определении превосходства шейхов и вероучений нет беспристрастности

Очень часто, когда определяют превосходство между шейхами или вероучениями, между имамами и последователями, возникают конфликты и ссоры, поскольку в этих предпочтениях преобладают личные склонности и отсутствует беспристрастный подход, а также потому что, если они отдают перевес своему имаму или шейху, возможно у них нет вообще способности и умения проводить сравнение.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, пишет: «…В этом вопросе люди зачастую говорят посредством предположений и желаний души… Более того, каждый стремится назвать лучшим своего лидера… Иногда это приводит к препираниям, вооружённым столкновениям и розни, — такие поступки запретили Аллах и Его посланник»[1].

Привязанность к истине и фанатичная приверженность не могут соединиться вместе. Ведь беспристрастный критикует себя и своего оппонента, и не считает кого-либо защищённым от ошибок. А вот крайний сторонник признаёт правильным только конкретную точку зрения и отдаёт предпочтение своей стороне, закрывая глаза на остальных, и даже бывает сразу очерняет противоречащих.

Аз-Захаби упомянул в наставлении факиху, который вероятно имел предвзятое отношение: «Пусть у тебя не будет желания судить на основе твоей правовой школы. Но если ты изучаешь фикх ради споров и словесной борьбы, ради отстаивания своей правовой школы во всех случаях, дабы увеличить влияние своего направления и возвыситься над другими, то эти знания фикха не принесут пользу в Последней жизни. Нет, они направлены на мирские цели. И я не думаю, что ты завтра скажешь, находясь перед Всевышним Аллахом (в Судный день): “Я получал знания ради Твоего Лика и обучал им ради Твоего довольства…”.

Я не думаю, что твоё правовое направление лучше других и самое любое у Всевышнего Аллаха. У тебя нет доказательств ни в этом деле, ни в твоём несогласии также…»[2].

2. Предпочтение всех слов конкретного имама зарождает фанатичную приверженность

Ибн Таймийя не считает, что кто-либо из мусульман может утверждать с полной уверенностью, что его имам лучше других и что он прав во всех своих мнениях.

Шейхуль-ислям, да смилуется над ним Аллах, пояснил: «Ведь, как известно, каждая группа или секта склоняется к своему лидеру и не принимает ответ тех, кто отвечает не в соответствии с их позицией. Например, люди, которые предпочитают какое-то высказывание или действие, не принимают речь тех, кто издаёт противоположную фетву.

Но если человек подражает другим (из простых мусульман), пусть следует тому, кто на его взгляд более близок к истине. Если же он муджтахид, пусть следует доказательству, которое на его взгляд является правильным. Однако он не должен потакать своему пристрастию и говорить без знаний…

Каждому имаму принадлежат более сильные мнения в определённых вопросах, чем у других»[3].

3. Чрезмерность шейхов отображается в поведении последователей вдвойне

Мы не забываем и помним ответственность шейхов в распространении фанатичной приверженности, и отмечаем то, что обычно последовали предрасположены к излишеству и крайней поддержке своего имама. Поэтому нужно остеречь беспристрастного ученого от преувеличений последователей в понимании фетв, дабы они не отклонились от их сути, и в постижении общих решений, дабы они не перешли их границы. И как часто вы встречали проявления крайности последователей в запрещении или обвинении в новшествах либо неверии…, которые мы не находили у шейхов.

Здесь необходимы меры предосторожности относительно фанатизма невежд, последователей и простолюдинов.

Об этом написал Ибн Таймийя в виде важного правила: «Вначале нововведение (небольшое) длиной в пядь, потом увеличивается в среде последователей, и в итоге становится длиной в локти, мили и километры»[4].

Очень часто строгость ученого сильнее выявляется среди его последователей. Это иногда поднимает смуты и раздоры, провоцирует стычки, особенно когда атмосфера наполнена нетерпением, повсюду есть разные течения и секты.

Раньше в Багдаде жил Абу Джафар аль-Хашими, шейх ханблитов, один из выдающихся личностей пятого столетия по хиджре. Он поступал сурово к еретикам, а его ученики вступали с ними в ожесточённую борьбу, как сообщил аз-Захаби:

«Он проводил большую часть времени в поклонении, вёл слишком воздержанный образ жизни и отличался упорством и жёсткостью в своём учении. Это привело к тому, что простые сторонники поспешили нанести людям обиды, разожгли конфликты, пролили кровь и начали чернить ученых. Потом его схватили»[5].

Аш-Шафи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученый может пропасть, когда вокруг него нет искренних братьев. Невежда терпит неудачу из-за слабого соображения и понимания. Но в худшем положении тот, кто дружит и общается с нерассудительными»[6]. Большинство простых мусульман обсуждают спорные вопросы, не осмысливая их, тем самым вредят себе и другим.

4. Необдуманный поступок эмоциональной молодёжи

Ибн аль-Джаузи сообщил в своей книге «Тарих» о случае, схожем с тем, что порой происходит среди получающих знания в наше время.

«В 555 году по хиджре “Мухаддисы запретили читать хадисы в соборной мечети «аль-Каср» из-за того, что юноши из числа невежд прочитали кое-что из сообщений о качествах Аллаха, а затем причислили это к порицаемым качествам истолковывающих и написали на некоторых книгах Абу Нуейма проклинающие и порочащие слова в его адрес. Вскоре об этом узнал главный устаз, и запретил им чтение»[7].

Лекции знатоков хадисов приостановили из-за того, что та молодёжь написала оскорбительные фразы на обложке книги одного ашаритского шейха. Такое поведение свойственно последователям, которые не проявляют осмотрительность, не сдерживают свои эмоции, не умеют учитывать последствия и выбирать блага!

5. Публичные споры — повод для беспристрастности

Обстановка публичной дискуссии и прений иногда портит души объективных мусульман: и тогда им тяжело отказаться от мнения, несостоятельность которого стала очевидной и нелегко открыто признать правоту тех, кто ниже его (в знании…). Причем обе стороны всегда стремятся к истине, но, бывает, к ним проникает некое рвение отстоять свою позицию, даже ошибочную. Мы не оправдываем себя и не заявляем о непогрешимости человеческого рода.

Аш-Шаукани рассказал, и он видел то же самое, что мы наблюдаем: «Часто ты видишь, как два беспристрастных человека из обладателей знания вступают в спор в каком-то вопросе и противоречат друг другу в исследовании. Каждый из них ищет доводы в отношении своего мнения. Но затем они начинают оспаривать и опровергать мнения друг друга, зная, что истина на другой стороне, а его суждения и аргументы абсолютно безосновательны! Таково проявление очень тонкого фанатизма, в которое впадают многие из сторонников беспристрастия, особенно если дискуссия происходит в присутствии людей. Ко всему этому человек, который не прав, редко возвращается к истине. Часто такой фанатизм наблюдается на встречах приобретения знаний и на собраниях ученых»[8].

Продолжение, ин шаа Аллах, следует.

Подготовил: Абу ‘Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи

Скачать в формате PDF (0.143 MB)
Сноски

[1] См.: Ибн Таймийя. «Маджму аль-фатава» (20/291).
[2] См.: АЗ-Захаби. «Баян загаль аль-ильм» (с. 16).
[3] См.: Ибн Таймийя. «Маджму аль-фатава» (20/293).
[4] См.: Ибн Таймийя. «Маджму аль-фатава» (8/425).
[5] См.: Аз-Захаби. «Сияр алям ан-нубаля» (18/ 546 – 548), жизнеописания Абу Джафара аль-Хашими, ум. в 470 г.х.
[6] См.: Аз-Захаби. «Сияр алям ан-нубаля», через «Нузхат аль-фудаля» (737).
[7] См.: Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи. «Аль-Мунтазам фи тарих аль-мулюк ва аль-умам» (18/138).
[8] См.: Мухаммад ибн Али аш-Шаукани. «Адаб ат-таляб» (с. 81).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top