Пути взаимопонимания — Часть 5/4
Махмуд Ахмад аль-Хазандар
محمود أحمد الخزندار
ПУТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Правила справедливого отношения к оппонентам
ЧАСТЬ 5/4
معاناة أهل العلم من قلة الإنصاف
Читал и одобрил Шейх ‘Али Хашшан
(Да смилуется над ним Аллах!)
Свет Ислама
— 2016 —
Беспристрастность в защите истины
Выход из фанатичной приверженности
1. Отдаление от приверженности людям, за исключением посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и книгам, кроме Корана
Если кто-либо проявляет сильную привязанность к одному из людей, пусть берёт во всём пример с Посланника, мир ему и благословение Аллаха, потому что повиновение и следование ему предписано. И только он непогрешим в том, что возвещает из религии Аллаха.
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Никому нельзя считать любую личность основным образцом в религии, кроме посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, или считать главным источником чьи-либо слова, кроме Книги Всемогущего Господа. И кто избирает человека, кем бы он ни был, своим лидером, питает симпатию и враждует на основе его поддержки в действиях и высказываниях, тот “в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами” (30:32).
Если мусульманин обучается и перенимает знания у определённых верующих, например, следует имам и шейхам, ему нельзя превращать своего предводителя и своих товарищей в мерило, — когда он питает симпатию к согласным с ними и враждебность к противоречащим.
Никто не должен призывать к каким-то словам о религии или быть уверенным в их правильности, упорно отстаивая, лишь потому, что такова позиция его сторонников. Нет, он делает это в том случае, если слова соответствуют священным текстам и являются повиновением Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха»[1].
Когда личность или вероучение или секта становится мерилом истины, это свойственно ответу иудеев: «Мы веруем в то, что было ниспослано (только) нам». «Они отвергают то, что явилось впоследствии» (2:91). Таким нравом подвержены многие, кто причисляется к конкретной группе и секте в области знаний или религии…, или к почитаемому у них главе…, ибо они принимают из религии только мнения и сообщения, которые передаются внутри их толка»[2].
Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал о подобных людях: «А вот фанатичный приверженец превратил высказывание своего лидера в весы, на чашах которых взвешивает тексты Корана и Сунны, изречения сподвижников: то, что соответствует высказыванию своего лидера, он принимает, а то, что идёт вразрез с ним, отвергает. Это ближе к укору и наказанию, чем к награде и поощрению»[3].
2. Шейхи — указатели истины
Фанатичная приверженность имамам и шейхам исчезает, когда на них смотрят как на проводников истины, путеводителей в поиске её. И тогда стремятся именно к самой истине и привязываются лишь к ней, выявляется почёт посредников и указателей, поскольку они — поборники правды и ведущие к ней дороги.
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, пишет: «…Имамы мусульман, за которыми следуют, являются дорогами, указателями и посредниками между людьми и посланником. Они доводят до них его слова и разъясняют значение по мере познаний и возможности» [4]
3. Обращение к пониманию праведных предшественников
Посмотри на Ибн Таймийю, как он рассказывает о себе и о своём курсе в отречении от фанатизма. Он, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Причем, я в моей жизни до этого часа не призывал никого к ханбалитской или какой-нибудь другой школе в отношении религиозных основ, не поддерживал это и не упоминал в своей речи. Я упоминаю только то, в чём согласны имамы и предшествующие ученые исламской общины.
Я неоднократно говорил им: “Я не тороплю своего оппонента, и если он в течение трёх лет приведёт мне одну фразу от одного из имамов первых трёх поколений, которая противоположна моим словам, я признаю это”. Ведь я привожу сообщения от имамов трёх лучших поколений с их выражениями или с выражениями ученых разных мусульманских групп, которые передали их единогласие»[5].
Через этот беспристрастный настрой выявилось величие Ибн Таймийи в его методах и силе аргументации. Всемогущий Аллах даровал ему правильность в большей части его мнений и позиций, кроме немногих.
К причинам крайней приверженности относится получение знаний у одного шейха. В итоге человек питает дружелюбие и враждебность по этому принципу. Но лучше всего для его воспитания и будет надёжней в обучении, если он расширить доступ к знаниям: возьмёт всё хорошее от многочисленных ученых и отстранится от всего плохого.
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, пояснил: «Любой, кто принёс другому религиозную пользу, является его шейхом в этом. И каждый мёртвый, слова, поступки и труды которого оказались полезными для религии человека, тоже его шейх в данном аспекте. Так, предшественники исламской общины — шейхи последующих поколений мусульман. Но никому нельзя причислять себя к какому-либо шейху, а потом по критерию следования ему поддерживать и враждовать»[6].
4. Свидетельства фанатичных сторонников не учитываются
Притесняющий обидчик признаёт только недостатки, а также крайний сторонник закрывает глаза на достоинства оппонента и ничего не видит, кроме отрицательных качеств. Однако он совсем иначе ведёт себя в кругу своих единомышленников и последователей одинакового учения. Свидетельства таких людей не имеют силы, потому что чаще всего в них нет справедливости и объективности.
Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Ты находишь, как многие полуфакихи, когда видят суфиев или посвятивших себя поклонению аскетов, смотрят на них с призрением, считают невеждами заблудшими и убеждёны, что в их пути нет ничего из знаний и пророческого руководства.
Ты также находишь, как многие суфии и живущие в лишениях отшельники не нисколько не ценят ни шариат, ни знания. Наоборот, они полагают, что каждый, кто придерживается их, отдалён от Аллаха, и что у знатоков шариата и получающих знания нет ничего, что принесёт им пользу в Судный день.
Но по правде, то, что подтверждается в этих двух путях Кораном и Сунной, истинно, а то, что противоречит священным текстам, ложно»[7].
Продолжение, ин шаа Аллах, следует.
Подготовил: Абу ‘Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
Скачать в формате PDF (0.153 MB)[1] См.: Ибн Таймийя. «Маджму‘ аль-фатава» (20/8–9).
[2] См.: Ибн Таймийя. «Иктида ас-сырат аль-мустакым» (1/74 – 75).
[3] См.: Ибн аль-Каййим. «И‘лям аль-мувакыйин» (2/21).
[4] См.: Ибн Таймийя. «Маджму‘ аль-фатава» (20/224).
[5] См.: Ибн Таймийя. «Маджму‘ аль-фатава» (3/229).
[6] См.: Ибн Таймийя. «Маджму‘ аль-фатава» (11/512).
[7] См.: Ибн Таймийя. «Иктида ас-сырат аль-мустакым» (1/79).