Толкование суры «Аль-Каусар»
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Передают со слов Анаса ибн Малика: «Однажды, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел с нами в мечети, он немного вздремнул, а затем, улыбаясь, поднял голову. Мы спросили: «Что рассмешило тебя, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Только что мне была ниспослана сура», — а затем прочитал:
«Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Поистине, Мы даровали тебе Изобилие! Посему молись Господу своему и закалывай жертву! Поистине, ненавистник твой сам исчезнет.»
Затем пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А знаете ли вы, что такое Изобилие — аль-Каусар?» Мы ответили: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Это река, обетованная мне Великим и Всемогущим Господом. В ней великие блага. Она впадает в водоем, у которого соберется моя община в День воскресения. Число бокалов возле него равно числу звезд на небе. Однако некоторых из людей будут отталкивать от него. Я скажу: «Господи! Ведь он из моей общины». Но мне скажут: «Поистине, ты не ведаешь, что они выдумали после тебя» («Сахих» Муслима, 1/300).
Выдающийся толмач Корана Абдуллах ибн Аббас сказал: «Аль-Каусар — это благо, дарованное ему Аллахом». Са‘ид ибн Джубейр сказал: «Эта райская река — одно из благ, дарованных ему Аллахом».
О том, что Аллах одарил Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, великими благами как в мирской жизни, так и в будущей свидетельствует много аятов Корана. Он ниспослал ему величайшее чудо и сказал: «Мы дали тебе семь повторяемых [аятов] и Великий Коран» (сура 15 «Хиджр», аят 87). Семь повторяемых аятов — это сура «аль-Фатиха». Еще в Мекке Всевышний обещал посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Господь твой одарит тебя, и ты будешь доволен» (сура 93 «Утро», аят 5).
За этим обещанием последовала щедрая милость Господа: в 94-й суре — «аш-Шарх = Раскрытие» — Аллах сообщил, что Он раскрыл грудь пророка, мир ему и благословение Аллаха, для принятия его великой миссии снял с него его бремя (простил его грехи), возвысил его поминание и обещал ему облегчение, которая наступит после трудностей. В 95-й суре — «ат-Тин = Смоковница» — Аллах одарил его город безопасностью, а тех, кто уверовал и творил праведные дела, — неисчислимой наградой. В 96 суре — «аль-‘Алак = Сгусток» — Аллах по Своей милости открыл ему Коран и научил его тому, о чем у него не было знания. В 97-й суре — «аль-Кадр = Величие» — Он даровал ему самую прекрасную ночь в году (в месяце Рамадан) — ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. В 98-й суре — «аль-Баййина = Ясный довод» Аллах сделал его умму лучшим Своим творением и одарил мусульман Своим довольством, и они тоже будут довольны Им. В 99-й суре — «аз-Зилзал = Сотрясение» — Он сообщил, что сохранит все их дела, и даже пылинка из сделанного ими добра не будет утеряна. В 100-й суре — «аль-‘Адийат = Мчащиеся» — Всевышний даровал ему и верующим победу над врагами. В 102-й суре — «ат-Такасур = Страсть к умножению» — Он дал наставление для того, чтобы они благодарили Своего Господа за Его блага и обещал умножить их по Своей милости. В 103-й суре — «аль-‘Аср = Предвечернее время» — Он поклялся, что все человечество находится в убытке, кроме последователей Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые уверовали в Аллаха, творили праведные дела и учили друг друга истине, терпению и стойкости. В 106-й суре — «Курайш» — Он облагодетельствовал его народ тем, что тот уверовал, одарил их путешествиями зимой (на юг — в Йемен) и летом (на север — в аш-Шам).
Надо заметить, что сура «аль-Каусар» следует сразу за сурой «аль-Ма‘ун», и их содержание антагонистично. В суре «аль-Ма‘ун» Всевышний Аллах охарактеризовал лицемеров четырьмя качествами:
1. Скупость:
«Это тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного» (сура 107 «Утварь», аяты 2-3). Прямо противоположное значение вытекает из слов Всевышнего: «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие», то есть великое благо. Поэтому не скупись помочь сироте и накормить нуждающегося!
2. Отказ от совершения молитвы:
«Горе же молящимся, которые к молитве своей небрежны…» (сура 107 «Утварь», аяты 4-5). Этому противоположны слова Аллаха: «Посему молись…», то есть будь благодарен своему Господу, бережно соблюдай молитву и опасайся Его гнева и наказания!
3. Лицемерие:
Лицемерие, приобщение сотоварищей к Аллаху, показуха перед людьми и совершение благодеяний ради достижения мирских благ: «…которые лицемерят…» (сура 107 «Утварь», аят 6). Однако искренний верующий совершает благие деяния только ради Аллаха, повинуясь Его приказу: «молись Господу своему».
4. Отказ в помощи нуждающемуся:
Отказ в помощи нуждающемуся и отсутствие любви и благосклонности к творениям Аллаха: «… и отказывают даже в утвари» (сура 107 «Утварь», аят 7). Искренним же верующим является тот, кто приносит жертву, раздает милостыню, проявляет благодеяние к людям.
«Аль-Каусар»… Какая же это великая сура! Верующий извлекает из нее огромную пользу, несмотря на ее краткость. Ее глубокий смысл раскрывается в последнем аяте, в котором Всевышний Аллах сообщил, что Он лишил того, кто ненавидит Его посланника, всех благ, лишил его доброго имени, семьи, богатства, в которых он не увидит ничего, кроме убытка. Он лишил его жизнь всякого добра, и он не извлечет из нее пользу и не сумеет приготовить праведные дела для своей будущей жизни. Всевышний лишил его душу способности ощущать подлинные прелести, и он не может познать своего Господа, полюбить Его и уверовать в Его посланников. Он сделал тщетными его деяния, и он не может посвятить себя служению Аллаху. Он отрезал его от помощников, и никто не окажет ему помощи. Это является воздаянием за ненависть к чему-либо из того, с чем пришел пророк, мир ему и благословение Аллаха, а также за отказ от этого ради удовлетворения собственных прихотей, либо ради любимого, шейха, правителя или старшего по должности.
Это ждет каждого, кто ставит слова и мнения людей выше слова Аллаха и речи Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всякого, кто ненавидит пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Всемогущий Аллах лиши Своей милости. И чем сильнее будут эти ненависть и вражда, тем мучительнее будет наказание Аллаха. Язычники ненавидели посланника и враждовали с ним, и воздаяние от Аллаха постигло их как в мирской жизни, так и настигнет их в будущей. Добро отвернулось от них, и все могущество Господа миров обратилось против них, а Свою милость Он низвел на пророка, мир ему и благословение Аллаха, и одарил его благами в этом мире и аль-Каусаром — в ином.
Всевышний сказал: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». О разумный человек! Остерегайся чувствовать неприязнь к чему-либо из истинного наставления посланника, либо отвергать это из-за приверженности к какому-либо мазхабу, любви к своему шейху, следования страстям или работы для достижения мирских благ. Поистине, Аллах не обязал нас подчиняться ни одному творению, кроме Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха. Он был послан как милость к мирам, и все человечество — арабы и неарабы, белые и темнокожие — обязано следовать его прямому пути. Познай истину, покорись, действуй согласно ей и не распространяй ересь и порчу, чтобы не оказаться отрезанным Аллахом от Его милости и не потерять те благие деяния, которые ты совершаешь. Поистине, нет блага в том, кого отрезал Аллах от Своей милости, и нет блага в его деяниях.
Слова Аллаха «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие» указывают на великий дар, которым посланника, мир ему и благословение Аллаха, облагодетельствовал Великий, Богатый, Всемилостивый Владыка. Заметьте, что в этом аяте глагол «даровать» стоит в прошедшем времени, то есть речь идет о том, что уже свершилось. Этим Аллах утвердил, что этот великий дар был уже заранее предопределен, и никто не может ни удержать его, ни помешать этому. Всемогущий Аллах предопределил это за 50000 лет до сотворения мира, когда предопределял судьбу всех творений. Аль-Каусар — свидетельство о великих благах, уготованных Аллахом для Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах сделал эти блага вечными, умножил их и удостоил пророка, мир ему и благословение Аллаха, величественного и высокого места.
Аль-Каусар — величайшая и лучшая из райских рек — рек медовых, молочных, винных и многих других. Это значит, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, получил от Него самые совершенное и несметное сокровище. И если кому-либо удастся обрести хотя бы частичку этого изобилия, то только благодаря следованию путем пророка, мир ему и благословение Аллаха, и благодаря подчинению ему. Вместе с этим посланник, мир ему и благословение Аллаха, в равной мере будет удостоен награды этого мусульманина, последовавшего за ним и подчинившегося ему, хотя от этого вознаграждение самого человека нисколько не уменьшится. Всевышний Аллах одарит пророка, мир ему и благословение Аллаха, в Раю великим вознаграждением, соответственно вознаграждению каждого члена его общины, не уменьшив награды самих мусульман даже ни на вес пылинки, потому что именно он наставил их на путь праведности и явился причиной их спасения. Поэтому каждому мусульманину следует, более того, он обязан следовать за пророком, руководствоваться его наставлениям и подражать ему, испрашивать для него благословения, часто совершать молитвы, соблюдать пост, делать пожертвования, очищаться, совершать хадж и умру, быть правдивым, делать добро, уповать на Аллаха, бояться Его, каяться пред Ним, быть терпеливым и верным.
Словами «Посему молись Господу своему и закалывай жертву!» Аллах повелел Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, совершать эти два великих обряда поклонения вместе. Молитва и жертвоприношение помогают приблизиться к Аллаху, воспитывают скромность, смирение, благоверность и усиливают убежденность и надежду. Душа человека успокаивается, когда он вспоминает Аллаха, Его обещание, повеления и милость. Совершенно противоположны этому чувства, которые испытывают при этом высокомерные грешники, которые отталкивают от себя рабов Аллаха и не ощущают той великой необходимости в Нем, в поклонении Ему, молитве. Они не совершают жертвоприношения, опасаясь бедности, отказывают в помощи и подаянии беднякам. Это является свидетельством недостойного отношения к Аллаху. Поэтому Всевышний упомянул именно эти два обряда поклонения и в следующем аяте: «Скажи: «Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть — ради Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я — первый из мусульман» (сура 6 «Скот», аят 162).
Смысл этого состоит в том, что молитва и жертвоприношение совершаются только ради довольства Аллаха, для приближения раба к Своему Господу. Они являются проявлением благодарности раба своему Благодетелю, который щедро одарил его благами, и причиной получения еще большей милости Всевышнего Аллаха.
Молитва является величайшим обрядом поклонения, совершаемым нашим телом, выражением благодарности и возвеличиванием Благодетеля. Благодарность же зиждется на трех столпах:
1. Сердечная привязанность к Господу, когда человек осознает, что все блага исходят только от Него и ни от кого иного;
2. Благодарность в речи, то есть восхваление Господа;
3. Благие дела, когда человек искренне служит Аллаху и смиряется пред Ним.
Молитва охватывает все эти деяния. Жертвоприношение же является величайшим обрядом поклонения Аллаху, совершаемым нами своим имуществом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подчинился повелению своего Господа и был одним из тех, кто совершал много молитв с искренностью и убежденностью, и часто совершал жертвоприношение — как по праздникам, так и в другие дни. Во время своего прощального паломничества он собственноручно принес в жертву 63 верблюда.
Еще раз поразмыслим над словами Всевышнего: «Поистине, Мы даровали тебе Изобилие! Посему молись Господу своему и закалывай жертву». Не надо сожалеть о мирских благах, которые является всего лишь испытанием для их обладателей, о чем сказал Аллах: «Не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые семейства из них — на расцвет этой жизни. Мы только искушаем их этим, но удел Господа твоего лучше и длительнее! Вели своей семье совершать молитву и будь усерден в ней. Мы не просим у тебя пропитания — Мы прокормим тебя, а [благой] конец — за богобоязненностью» (сура 20 «Та ха», аяты 131-132).
Поэтому в этих аятах суры «Изобилие» содержится указание на необходимость отказаться от обращения к людям и от надежды на получение от них выгоды, а потому — совершать молитву своему Господу и приносить Ему жертву.
Всевышний завершил эту суру следующими словами: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». Ненавистник — это тот, кто питает ненависть и злобу, бранит и оскорбляет. По мнению большинства толкователей Корана, этот аят был ниспослан об аль-Асе ибн Ва’иле ас-Сахми, который распространял сплетни о посланнике Аллаха, говоря что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, исчезнет, потому что у него нет сына, который бы носил его имя, и продолжил его дела, и что когда он умрет, то и его имя исчезнет, и тогда они смогут вздохнуть полной грудью. Это произошло в те дни, когда умер сын пророка от госпожи Хадиджи Абдуллах. Этот аят явился одним из чудес Корана, доказывающих его божественное происхождение: по воле Всемогущего Аллаха род и добрая память о том, кто ненавидел пророка, мир ему и благословение Аллаха, исчезли, а поминание посланника, мир ему и благословение Аллаха, наоборот — возвысилось до необычайных высот. Его имя произносят при призыве на молитву — азане, в намазе, при произнесении свидетельства веры. Мусульмане во всем мире при упоминании его имени испрашивают для него благословения Аллаха. Последователей его больше всех на свете, а религию, которую он принес, исповедует сейчас большинство земного шара. Придет день, когда в его веру вступит все человечество, потому что это — вера истины и слово правды.
Вы только посмотрите, как неверные пытались опорочить пророка, мир ему и благословение Аллаха, укоряя его за то, что в действительности не является пороком. Он потерял сына: но ведь предотвратить это не во власти человека! Это свидетельствует о том, что они не могли ни единого довода против призыва пророка, мир ему и благословение Аллаха, к единобожию. Они не оставили ни одного оскорбления, порока или недостатка, не приписав его ему, хотя именно они назвали его Правдивым и Благородным во времена язычества.
Еще одним чудом суры «аль-Каусар» является то, что она была ниспослана в Мекке, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был еще слабым и бедным и не имел много сторонников. Однако Всевышний Аллах, ниспослав эту суру, обрадовал его вестью о великом благе, множестве последователей и помощников, величии его поминания и богатстве. Хвала Аллаху! Пришло время, когда пророк закалывал по 100 верблюдов в день.
Ненавистники враждовали с ним и ругали его, однако пророк, мир ему и благословение Аллаха, не обходился с ними так же, ибо его защиту взял на Себя Великий и Всемогущий Господь. Это ясновидно во многих аятах Книги Аллаха. Когда язычники издеваясь над посланником, мир ему и благословение Аллаха, говорили друг другу: «Не показать ли вам человека, который возвещает вам, что вы разложитесь на куски, окажетесь в новом творении? Измыслил он на Аллаха ложь, или он безумен?» (сура 34 «Саба», аяты 7-8).
Всевышний отверг их оскорбления и обвинения и сказал: «Нет! Тех, которые не веруют в жизнь будущую, постигнет наказание, и они — в глубоком заблуждении!» (сура 34 «Саба», аят 8).
Когда же они назвали его безумным, Аллах отверг их клевету, сказав: «Ты по милости Господа Своего не безумен» (сура 68 «Перо», аят 2).
Когда же они отвергли его миссию и сказали: «Ты не посланник» (сура 13 «Гром», аят 43), Всевышний ответил им: «Йа син. Клянусь мудрым Кораном, что ты один из посланников» (сура 36 «Йа син», аяты 1-3).
Когда же неверные сказали: «Разве мы в самом деле оставим наших богов из-за какого-то безумного поэта?» (сура 37 «Стоящие рядами», аят 36), Всевышний сказал: «Нет, он пришел с истиной и засвидетельствовал истинность посланников» (сура 37 «Стоящие рядами», аят 37).
Аллах подтвердил истинность его миссии и обещал неверным: «Поистине, вы вкусите мучительное наказание» (сура 37 «Стоящие рядами», аят 38).
После того как Всевышний передал их слова «Или скажут они: «Поэт!» (сура 52 «Гора», аят 30), Он сразу же защитил его: «Мы не учили его стихам» (сура 36 «Йа син», аят 39). Тем самым Коран оправдал и пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и других пророков, посланных до него.
О верующий! Знай, что Всевышний Аллах предвестил Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, великое благо — аль-Каусаром. Однако Он сообщил, что это благо станет совершенным и законченным только тогда, когда враг и ненавистник будет низвержен. Аллах обещал ему в этой суре победу над врагами и сказал: «Поистине, ненавистник твой сам исчезнет». Это указывает на то, что ненавидящий посланника Аллаха не в состоянии удержать милость Господа, которой Он облагодетельствовал Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вся его вражда заключается в ненависти к посланнику, мир ему и благословение Аллаха; если же ненавистник не в силах причинить страдания своему врагу, то его сердце сгорает в пламени гнева, злобы и зависти.
Хвала Аллаху, который защитил Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и верующих, возвысил их поминание и одарил их благами как в мирской, так и в будущей жизни! Да благословит Аллах, и ниспошлет мир и блага пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и их праведным последователям!
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи
Скачать в формате PDF (0.2 MB)