Толкование Корана «Вехи ниспослания» — Сура 4 «Женщины», аят 59

Имам Абу Мухаммад аль-Багави (436—516 г.х. / 1041—1122 г.)

 

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

ТОЛКОВАНИЕ КОРАНА
«ВЕХИ НИСПОСЛАНИЯ»

Сура 4 «Женщины», аят 59

 

Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا ٱلَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلأَمْرِ مِنْكُمْ ﴾

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас».

Разошлись учёные относительно слов: «Обладателям власти».

Ибн Аббас и Джабир, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Речь идёт о факихах и учёных, которые обучают людей тонкостям их религии».

Этого же мнения придерживались аль-Хасан, ад-Даххак и Муджахид. Указывают же на это слова Всевышнего:

﴿ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى ٱلرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُوْلِى ٱلأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ ٱلَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ ﴾

«Если бы они (сначала) обратились (с известием о безопасности или опасности) к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать» (4:83).

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Речь идёт о эмирах и правителях».

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Возложенная обязанность на имама (правителя), заключается в том, чтобы он судил между ними, на основании того, что ниспослал Аллах и соблюдал доверенное. Когда же он выполнит это, то обязанностью его паствы является то, чтобы они слушались и подчинялись».

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха. Кто повиновался моему (назначенному эмиру) командиру, тот повинуется мне, кто ослушался его — ослушался меня».

[Достоверный хадис. Его передали аль-Бухари (7137, 2957), Муслим (1835), ан-Насаи (7/145), Ибн Маджа (3, 2859), Ахмад (2/313), Ибн Хиббан (4556), Абд ар-Раззак (20679), Ибн Абу Шайба (12/212), аль-Байхаки (8/155) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (2445, 2471)].

Нафи’ передаёт от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

عَلَى الْمَرْءِ الْمُسْلِمِ السَّمْعُ وَالطَّاعَةُ فِيمَا أَحَبَّ وَكَرِهَ، مَا لَمْ يُؤْمَرْ بِمَعْصِيَةٍ، فَإِذَا أُمِرَ بِمَعْصِيَةٍ فَلَا سَمْعَ وَلَا طَاعَة

«Мусульманин обязан подчиняться, правителю мусульман, нравится это ему или нет до тех пор, пока ему не приказывают совершать грех. Если ему приказали совершить грех, то ему не следует подчиняться и повиноваться».

[Достоверный хадис. Его передали аль-Бухари (7144, 2955), Муслим (1839), Абу Дауд (2626), ат-Тирмизи (1839), ан-Насаи (7/160), Ибн Маджа (2864), Ахмад (2/17,142) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (2447)].

Убада ибн ас-Самит сказал: «Мы принесли присягу Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обязуясь подчиняться ему в трудные, и благополучные времена, в радости и печали, и во времена, когда других предпочитают нам. Мы обязались не вмешиваться в дела правителей (до тех пор, пока они не будут вершить явное неверие); где бы мы ни находились, говорить правду и не боятся порицания ни одного порицающего».

[Достоверный хадис. Его передали Малик (2/445), аль-Бухари (7199, 7200, 7055), Муслим (1840), ан-Насаи (7/138), Ахмад (5/316), Ибн Хиббан (4547), аль-Байхаки (8/145) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (2450)].

В хадисе от Анаса посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

اسْمَعُوا وَأَطِيعُوا، وَإِنْ أُمِّرَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ حَبَشِيٌّ كَأَنَّ رَأْسَهُ زَبِيبَة

«Слушайтесь и повинуйтесь, даже если вашим повелителем является эфиопский раб, голова которого подобна изюму».

[Достоверный хадис. Его передали аль-Бухари (696, 693, 7142), Муслим (1837), Абу Дауд ат-Таялиси (2087), Ибн Маджа (2860), Ахмад (3/114, 171), Абу Я’ля (4176) и аль-Байхаки (3/88, 8/155)].

Сообщается, что Абу Умама Судай ибн Аджлян аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносивший проповедь во время прощального паломничества, сказал: “Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям и вы войдёте в Рай Господа вашего”».

[Достоверный хадис. Его передали ат-Тирмизи (616), Ахмад (5/251), аль-Хаким (1/9) Ибн Хиббан (4563) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (10)].

Ибн Аббас, сказал относительно слов: «“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас”. Было ниспослано это о Абдуллахе ибн Хузафе ибн Кайсе ибн ‘Ади, в то время, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал его во главе военного отряда”».

[Достоверный хадис. Его передали аль-Бухари (4584), Муслим (1834), Абу Дауд (2624), ат-Тирмизи (1672), ан-Насаи «тафсир» (129), Ахмад (1/337), Ибн аль-Джаруд (1040), аль-Байхаки «Далаиль» (4/311). См. «Фатх аль-Бари» (8/254)].

Икрима сказал: «Под обладателями власти подразумеваются Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах».

Со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не знаю, сколько ещё, останусь среди вас. Так следуйте за теми двумя (которые останутся после меня): Абу Бакром и Умаром»

[Достоверный только конец хадиса. Его передали ат-Тирмизи (3662), Хумайди (449), Ибн Маджа (87), Ахмад (5/382), аль-Хаким (3/75, 4451-4453), Ибн Хиббан (6902), Ибн Абу Асым «Сунна» (1148), Ибн Адей (7/196), Ибн Са’д (2/334), Абу Нуайм (9/109), ат-Таххави (1225-1228) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3787, 3788)].

Ата’ сказал: «Под этим подразумеваются мухаджиры, ансары и таби’ины, которые последовали за ними с искренностью. На что указывают слова Всевышнего:

﴿ والسابقون الأوّلون من المهاجرين والأنصار ﴾

“Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали за ними с искренностью (в убеждении, словах и делах) (9:100)”»

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пример моих сподвижников в моей общине подобен соли в еде, так как еда не примет наилучший вкус, кроме как с солью».

[Слабый хадис. Его передали Абу Я’ля (2762), аль-Баззар (2771), Ибн аль-Мубарак «аз-Зухд» (572) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (3756). См. аль-Хайсами «Маджма’ аз-заваид» (10/18)].

Аль-Хасан сказал: «Если наша соль (т.е. сподвижники) исчезнет, то как мы сможем привести в порядок (наши дела)».

Далее Аллах Свят Он и Велик сказал:

﴿ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِى شَىْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى ٱللَّهِ وَٱلرَّسُولِ ﴾

«Если же вы станете препираться”», т.е. разойдётесь во мнениях «о чем-нибудь”», из дел вашей религии.

Слово «التنازع» подразумевает расхождение во мнениях. Основа его пришла от слова «النزع» (желать, устремляться, задаваться целью, клониться) и (подразумевается под этим), когда они ведут спор друг с другом, состязаются друг с другом и препираются друг другу.

«то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику”», т.е. к Книге Аллаха и Посланнику, при его жизни, когда он был жив, а после его смерти к его Сунне. И обратиться к Книге и Сунне является обязательным (ваджиб) если вы нашли (описание подобной ситуации) в них. Но если вы не нашли, то обратится следует к иджтихаду.

Некоторые сказали: «Под обращением к Аллаху Всевышнему и Посланнику (также) подразумеваются слова, когда не знаешь:

“Аллах и Посланник Его знают лучше”.

﴿ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلآخِرِ ذٰلِكَ  خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً ﴾

«если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет», т.е. возвращение к Аллаху и Посланнику «лучше и прекраснее по исходу», т.е. прекрасней по итогу и завершению.

Перевёл: Хаертдинов Исмаиль

Редактировал: Абу Умар Салим аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top