Ответы Имама аль-Альбани связанные с манхаджем — Часть 1
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха.
Для тех, кто занимается призывом к Аллаху в соответствии с путем саляфов, — очевидны возникающие проблемы и трудности. И кто смотрит на последовательность событий, тот осознает разницу между положением призыва во времена четырех имамов: аль-Альбани, Ибн База, аль-Усаймина и Мукбиля, да смилуется над ними Аллах, и между его положением в настоящее время. Шейх ‘Абд-аль-Мухсин аль-‘Аббад был одним из тех, кто упомянул данное различие. Об этом он написал в своей статье: «Еще раз, соблюдайте мягкость к другу к другу, о приверженцы Сунны!», где он сказал (стр. 4,5):
«Однако огорчает, что после смерти двух шейхов (Ибн База и аль-Усаймина) определённые представители этого отряда стали очернять некоторых своих братьев из числа последователей Сунны, которые внутри этой страны (Саудии) и за её пределами призывают к следованию пути предшественников этой общины.
Они должны были признать благодеяния своих братьев и помочь им в этом деле, а также поправить их, если те ошибаются, только когда действительно доказаны их ошибки! К тому же им не следовало проводить все свое время на собраниях, обсуждая своих братьев и остерегая от них. А вместо этого им следовало заняться получением знаний, через ознакомление, обучение и призыв. Именно таков путь исправления и благочестия, на котором был наш шейх ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Баз — имам ахлю-с-Сунна ва-ль-джама нашего времени. Да смилуется над ним Аллах».
Кроме того, шейх, да хранит его Аллах, написал в своем послании «аль-Хасс ‘аля итиба ас-Сунна»[1], следующие слова:
«Так, метод шейха ‘Абд-аль-‘Азиза ибн База, да смилуется над ним Аллах, отличается от метода (манхаджа) дискредитирующего ученика и подобных ему людей. Ведь характерной особенностью метода шейха является мягкость и доброта, стремление принести пользу человеку, к которому обращены наставления, и указание ему правильного пути. А что касается дискредитатора и ему подобных, то их практическому пути свойственны такие качества, как строгость, отталкивание от себя и предостережение. И в адрес большинства из тех, кого он (очерняющий ученик…) дискредитировал в своих аудиозаписях, шейх ‘Абд-аль-‘Азиз обращался с похвалой, с мольбой, с побуждением к призыву и обучению людей. Шейх также побуждал получать пользу и знания от них».
Прибегая к помощи Всемогущего и Великого Аллаха, я собрал, по мере возможности, высказывания шейха аль-Альбани о правилах и положениях, которые противоречат тому, что говорят дискредитаторы, преступающие границы дозволенного в наши дни.
Во-первых, это делается ради разъяснения истины и для воплощения искренних отношений в религии, во-вторых, — ради того, чтобы никто не осмелился умалять достоинство шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, и в-третьих, ради того, чтобы никто не говорил: «Ученики шейха и следующие его манхаджу поступают вопреки ему».
Ниже приводятся ответы шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, связанные с манхаджом:
ОБУЧЕНИЕ У ПРИВЕРЖЕНЦЕВ НОВОВВЕДЕНИЙ
— Вопрос: «Можно ли получать пользу от приверженцев нововведений с точки зрения знаний? Наш шейх, вы раньше делали различие в ситуациях (и ставили условия)».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над них Аллах ответил:
«Да конечно, относительно этого вопроса, некоторые приверженцы нововведений обладают знанием (и умением) в сфере чтения Корана, «таджвида», видов чтений и тому подобном. Они знают науку «нахва» и «сарфа» (о строении предложений и о формах слов). У них есть знание о правилах фикха и хадисов, даже если они не поступают в соответствии с ними. Причем это в ситуации, когда, в отношении Сунны, вокруг человека нет тех, кто стремится к следованию ей, от которых он мог бы изучить некоторые эти науки. Поэтому ему дозволяется получать эти знания или те навыки от еретика, но при условии, что он будет остерегаться его нововведений. Именно так мы говорим»[2].
ПОЗИЦИЯ К ПРАВИЛЬНЫМ СЛОВАМ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ НОВОВВЕДЕНИЙ:
— Вопрос: «Какова ответственность за распространение кассет некоторых из тех, кто не следует пути саляфов, например, причисляют себя к неким обособленным общинам, о которых мы знаем сегодня, таких как «ихвануль-муслимин», «таблиговцы» и т.д.? При этом одни (шейхи) издали фетву о том, чтобы я вообще не записывал и не распространял подобные кассеты. Другие сказали: “Ты должен выбрать из этих кассет те, которые по твоему мнению заключают в себе благо и не содержат противоречия пути саляфов”.
До сих пор я прибываю в состоянии растерянности и не знаю, что мне делать. И прошу Аллаха, чтобы Он удалил эти неясности через ваши наставления нам и ваши решения насчёт этой проблемы. Да вознаградит вас Аллах».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Для меня, несомненно, правильным является второе мнение, которое ты передал от некоторых ученых, поскольку “мудрые изречения — это находка верующего. Он принимает их, где бы ни услышал”. И несмотря на слабость данного хадиса и недостоверность[3], некоторые люди проявляют интерес к нему в неких странах, пишут его на вывесках, рассказывают о нем в начале своих встреч, считая его достоверно переданным от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однако это не так.
Но нам достаточно в этом указании того, что если действительно находим мудрость, тогда мы должны применить её, а не проявлять крайнюю приверженность нашему мазхабу (учению), по сравнению с фанатичной привязанностью сторонников других мазхабов. Ведь мы – последователи истины, какой бы она ни была и от кого бы они ни исходила. Безусловно, мудрость — находка верующего, и он подбирает её, где бы ни нашел.
И если ты наткнулся или увидел статью или научное исследование одной из тех обособленных общин (сект), которые, к сожалению, не следуют пути саляфов, — где содержится напоминание об аятах Аллаха или о некоторых достоверных хадисах посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то нет ничего, что запрещало бы распространять такие исследования через аудиозапись. Это потому что в них нет ничего противоречащего Корану, Сунне и пути праведных предшественников.
В реальности, эта проблема не касается только аудиозаписей, а затрагивает также и книг, которых гораздо больше кассет. Дозволяется ли издателю книг или продавцу книг опубликовывать то, что написано не в соответствии с путем праведных предшественников, или же продавать подобные книги?
Ответ: “В таких книгах не исключены какие-то противоречия (Сунне…), однако учитывать нужно два аспекта. Во-первых, необходимо, чтобы в той книге или той аудиозаписи не содержался призыв к манхаджу, идущему вразрез с манхаджем праведных предшественников.
Во-вторых, необходимо, чтобы их правильные слова перевешивали неправильные. И это…, как сказал имам Малик, да смилуется над ним Аллах: “Среди нас нет никого, чьи слова не опровергались бы, кроме того, кто покоится в этой могиле (показывая на могилу Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье— Ред.)». Поэтому при записи (лекций…), издании и продаже книг обязательно соблюдать эти два правила.
Исходя из того, что ты спросил об аудиозаписях, где нет ничего противоречащего манхаджу саляфов, — то, по моему мнению, нет никаких препятствий для распространения таких кассет. Причиной запрета не может служить только тот факт, что в них выступает (с лекцией) человек, не следующий саляфитскому манхаджу, а являющийся халафитом[4] или хизбитом[5] и тому подобным. Именно так следует поступать согласно знаниям и беспристрастности, а также ради попыток уменьшить разногласия, существующие сегодня, к сожалению, среди исламских течений».
— Спрашивающий:
«Чтобы поставить точку в данном вопросе, (я хочу спросить): “Некоторые из тех, кто считает запретным такие действия, говорят: “Через распространение лекций или кассет таких людей выражается одобрение и рекомендация (тазкия) их призыва, как будто это согласие со всеми их словами…», правильно ли такое утверждение?».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«В этом есть преувеличение. Предположим, человек написал книгу, где он привел хадисы «азкар» (слов поминания и мольбы)[6] на основе сборника «Сахих аль-Бухари». При этом он не следует саляфитскому манхаджу. Как можно применить в его отношении данное утверждение?! И какая связь между распространением этой книги и между поддержкой его манхаджа?!
Нет, мы оказываем помощь нашему манхаджу посредством распространения его книги, поскольку он последовал нашему пути в выборе достоверных хадисов, переданных от нашего Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье. Я убежден, что в этом утверждении есть преувеличение. Аллах лучше знает»[7].
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«…относительно этого вопроса, некоторые приверженцы нововведений обладают знанием (и умением) в сфере чтения Корана, «таджвида», видов чтений и тому подобном. Они знают науку «нахва» и «сарфа». У них есть знание об основах фикха и хадисов…»[8].
Таким образом, шейх аль-Альбани утвердил, что некоторые еретики обладают шариатскими знаниями, не сделав при этом различия между тем, кто призывает к своим нововведениям и тем, кто не призывает к ним.
Являются ли проповедники из числа приверженцев нововведений лжецами?
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«И если ты наткнулся или увидел статью или научное исследование одной из тех сект, которые, к сожалению, не следуют манхаджу (пути) саляфов, — где содержится напоминание об аятах Аллаха или кое-каких достоверных хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то нет ничего, что запрещало бы распространять такие исследования через аудиозапись. Это потому что в них нет ничего противоречащего Корану, Сунне и пути праведных предшественников.
В реальности, эта проблема не касается только аудиозаписей, а затрагивает также и книг…» (уже приводились эти слова полностью)[9].
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ РАЗНОГЛАСИЕ СРЕДИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
СУННЫ В ОТНОШЕНИИ ХАДИСОВ «АХАД»
(НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ «МУТАВАТИР»)?
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, написал:
«Истина, которую мы видим и в которой мы убеждены, заключается в том, что каждый достоверный хадис «ахад», получивший всеобщее признание мусульман, при этом они не отрицают его и не считают слабым, — является источником знаний и полной убежденности, будь он приведен в «Сахих аль-Бухари, Муслим» или в других сборниках.
А что касается спора среди представителей мусульманской общины в отношении хадисов «ахад», то здесь одни ученые назвали (определенные хадисы ахад) достоверными, а другие ученые — назвали слабыми. Для тех же кто, сказал о достоверности их, они служат источником лишь преобладающей уверенности (то есть неполной убежденности в истинности). И Аллаху ведомо лучше»[10].
ОТНОСЯТСЯ ЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ?
— Шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, спросили:
«В настоящее время существуют возражения в адрес требующих знаний и ученых. Причем можно отметить, что в этих возражениях иногда обвиняют в неискренности…намерений. Как вы можете объяснить это?».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Они должны бояться Аллаха по отношению к своим братьям мусульманам, очистить свои намерения и сердца. Пусть не таят взаимную злобу, не питают зависть и ненависть друг к другу. И будьте, о рабы Аллаха, братьями, как повелел вам Аллах!
Мы всегда говорим: «О устаз, сейчас проблема исламского мира кроется в его отдаленности от двух ценностей, но одну из них стали воплощать в жизнь, а другую — нет. Непременно, вы слышали в некоторых моих кассетах и лекциях, что «исправление положения» начинается с «очищения» и «воспитания». Воспитание (наверно шейх хотел сказать: «очищение» — Ред.) реализуется в какой-то степени. А вот воспитание не проявляется во всем исламском мире. Эта проблема заключается в том, что требующие знания, которые должны обладать самой высокой нравственностью, получили лишь малую часть знания, которая против них, а не в их пользу. И какой выход?
— Нет другого выхода, кроме обращения к Аллаху, благословен Он и возвышен. И тот из ученых, кто стремится действовать, опираясь на эти две опоры: очищение и воспитание, обязан сформировать (убеждения, нравственность…) окружающих людей на данной основе. Что же касается тех больших личностей, которые стали бы воплощать принцип очищения (убеждений, нравов…) в полной или достаточной мере, то такое очень редко встречается среди них…
И в последнее время это явление распространено в «Саудии», а до этого имело место во многих исламских странах…. У призывающих к Корану и Сунне и тех, кто причисляет себя к манхаджу праведных предшественников, — абсолютно нет никакого основания (для взаимных опровержений и конфликтов). У них нет ничего, что дозволяло бы им разделяться на две группы, или даже на многочисленные группы, враждующие друг с другом. Как, если бы были, например, саляфиты и их враги «фушийун»[11], в то время, когда они представляют одну группу людей, которые все говорят: “Я следую Корану и Сунне”»[12].
К ЧИСЛУ АШ‘АРИТОВ ОТНОСИТСЯ ИБН ХАДЖАР,
РАЗВЕ ОН ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ПРИВЕРЖЕНЦЕМ НОВОВВЕДЕНИЙ?
— Вопрос:
«Указывают ли ошибки Ибн Хаджара в убеждениях на то, что он не следовал правильному религиозному пути?».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Если все мы вспомним, что каждый сын Адама ошибается, а лучший из ошибающихся — кающийся[13], и, что, кроме Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье, никто не защищен от ошибок (в религии — Ред.), — в таком случае не стоит удивляться тому, что человек, который является имамом в призыве к истине, допускает ошибки. Даже если он и ошибся в одном вопросе или в двух вопросах и более, то это не выводит его из призыва к истине, который он принял.
Более того, хафиз Ибн Хаджар подобен ан-Навави и другим ученым из тех, кто допустил ошибки в некоторых вопросах убеждений, как говорят сегодня, — однако этот факт не указывает на то, что они не были из числа последователей Сунны и единой общины (ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а). Это потому что нужно учитывать преобладающие правильные убеждения и благие деяния человека.
Когда мусульманин становится праведным?
Разве для того, чтобы он был праведным, ему необходимо не совершать никаких грехов и прегрешений?
Ответ: “Нет. Наоборот, человеку свойственно, что он неоднократно впадает в грехи и прегрешения”».
Значит, когда раб становится праведным?
Тогда, когда его добро перевешивает зло, праведность — заблуждение, и так далее. Точно так же следует говорить и в научных вопросах, будь то в вопросах убеждений или фикха. И если у этого ученого преобладают правильные знания, то он — спасшийся. Даже если у него есть ошибка или ошибки в области фикха либо убеждений, то это не ставит его за рамки преобладающих правильных убеждений, которыми он обладает.
Поэтому все упомянутые его ошибочные взгляды не означают, что не следует извлекать пользу из его книг и просить для него милость (Аллаха), или, что мы не должны причислять его к группе мусульманских ученных, которые твердо следуют Корану и Сунне»[14].
ТОТ, КТО ВПАЛ В ЯВНОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ:
— Вопрос:
«Что вы можете сказать, да хранит и благословит вас Аллах, относительно данного выражения: “толкование отражает (не допускает) обвинение в неверии, но не отражает обвинение в нововведениях”? В смысле, шейх, что каждый истолковывающий[15] является приверженцем нововведений, но не кафиром. Правильно ли такое обобщение или же необходимо подробное рассмотрение этих слов? Да благословит вас Аллах!».
— Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, ответил:
«Нет. Это неправильно. Такие слова касаются только обвинения в нововведениях, в отличие от обвинения в неверии, по отношению к толкованию. Наше мнение о «табдиа» такое же, как и наше мнение о «такфире», упомянутое недавно. То есть, мы не обвиняем в неверии никого, кроме тех, до кого доведен довод. И мы не обвиняем в новшестве никого, кроме тех, до кого дошел довод.
Даже если человек ввел новшество, то возможно, он ввел его по причине ошибочного иджтихада, или точнее сказать, неверного иджитхада. Например, ученый-муджтахид может посчитать дозволенным то, что запретил Аллах, однако он не намеревается дозволять запретное, а лишь прилагает усилия в определенном вопросе и извлекает постановление (решение, заключение), но в итоге впадает в противоречие (шариату)…
Поэтому нет разницы между «тем, кто дозволяет запретное, проявляя иджтихад», и «тем, кто совершает нововведение, проявляя иджтихад», и «тем, кто впадает в неверие, проявляя иджтихад». Нет абсолютно никакой разницы. А каждый, кто делает различие между этими тремя положениями, — имеет противоположные и несовместимые взгляды»[16].
Продолжение, ин шаа Аллах, следует.
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи
Скачать все части в формате PDF (0.5 MB)[1] Название на русском «Побуждение к следованию Сунне, предостережение от нововведений и разъяснение их опасности», опубликованной в «Сборнике книг и статей Абд-аль-Мухсина ибн Хамда аль-Аббада аль-Бадра» (4/262).
[2] Прослушайте кассету (№ 511, 00: 56: 30), из серии «ас-Сильсиля аль-худа ва ан-нур».
[3] Этот хадис передал ат-Тирмизи (№ 2687) и другие. См. «Мишкат аль-масабих» (216), под редакцией аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах!
[4] Халафит — последователь ашаризма и матурудизма. То есть его вероучение не саляфитское.
[5] Хизбит— партийный, сторонник обособленных групп мусульман, например: ихвануль-муслимун, хизбут-тахрир и так далее. То есть в основном он руководствуется принципами и методами своей партии и секты, а не Кораном, Сунной и единогласием ученых. Он действует согласно программе своего течения.
[6] Например, как крепость мусульманина.
[7] Прослушайте кассету (№ 9, 01: 09: 00) (№ 5, 00: 47: 37), из серии «Фатава Джидда». См. «Джами‘ турас аль-‘аллама аль-Альбани фи аль-манхадж ва аль-ахдас аль-кубра» (6/364–365) Шади али-Ну‘мана.
[8] Прослушайте кассету (№511, 00: 56: 30), из серии «Сильсилят аль-худа ва ан-нур».
[9] Прослушайте «Фатава Джидда», кассету (№9)
[10] См. «аль-Хадис худжа бинафсихи фи аль-акаид валь-ахкам // Хадис — самостоятельный довод в убеждениях и законоположениях» (стр. 18).
[11] Такого выражения в арабском языке не существует. Наверно шейх хотел сказать «Суфийун» то есть суфисты. — Ред.
[12] Прослушайте кассету (№ 778), из серии «Сильсилят аль-худа ва ан-нур». См. «Джами‘ турас аль-‘аллама аль-Альбани фи аль-манхадж ва аль-ахдас аль-кубра» (6/357) Шади али-Ну‘мана.
[13] Этот достоверный хадис передали имам Ахмад (3/198), ат-Тирмизи (2616) и аль-Хаким (4/244), который назвал его достоверным.
[14] Прослушайте кассету (№ 727), из серии «Сильсилят аль-худа ва ан-нур».
[15] (мута’авиль) — любой, кто желает познать исламские нормы, у которого есть приемлемое обоснование. Он не противоречит шариату или исламским убеждениям из-за лицемерия или непризнания истинности священных текстов.
[16] Прослушайте кассету (№ 782, 00: 28: 39) из серии «Сильсилят аль-худа ва ан-нур». См. «Джами‘ турас аль-‘аллама аль-Альбани фи аль-манхадж ва аль-ахдас аль-кубра» (6/299–300) Шади али-Ну‘мана.