Плоды и особенности слов поминания Аллаха (ЗикруЛлах) — Часть 2
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
- Результатом поминания становится благословение Аллаха и Его ангелов для того, кто поминает.
И тот, кого благословил Всевышний Аллах и Его ангелы, тот действительно обрел величайшее счастье и величайший успех.
- Тот, кто желает поселиться в райских садах этого мира, то пусть поселится в собраниях, где поминают Аллаха. Ведь поистине, эти собрания являются садами Рая.
- Собрания поминания — это собрания ангелов. И нет иного собрания вэтом мире, где бы присутствовали ангелы, помимо собраний, где поминают Аллаха.
- Всемогущий и Великий Аллах гордится поминающими перед Своими ангелами.
- Тот, кто непрестанно поминает Аллаха, войдет вРай смеющимся, улыбающимся.
- Все богоугодные деяния установлены в Шариате только для того, чтобы претворить поминание Всевышнего Аллаха. И смысл, и значение, ицель их— достижение поминания Всевышнего Аллаха.
- Самыми достойными из тех, кто совершает те или иные благие деяния, являются те, кто больше всех поминает Аллаха вмомент их совершения.
Так, например, самые лучшие постящиеся — это те, кто больше других постящихся поминает Всемогущего и Великого Аллаха в своем посте. И также самые лучшие из тех, кто раздает милостыню — это те, кто более других раздающих поминает Всемогущего и Великого Аллаха в момент совершения милостыни.
- Постоянное поминание заменяет собой добровольные деяния[1] и занимает их место.
- Поминание Всемогущего Аллаха— один из важнейших факторов, помогающих человеку подчиняться Ему.
Ведь поистине, поминание делает любимым для человека подчинение Аллаху. И делает его легким для него.
А также позволяет ему испытывать наслаждение от подчинения Аллаху. Оно делает подчинение усладой очей раба, его радостью и блаженством настолько, что раб не находит в нем того бремени и той сложности, которые находит в подчинении беспечный. И практика свидетельствуют об этом.
- Поминание делает сложное простым, а тяжелое делает легким, облегчает рабу трудности.
Если Всевышний Аллах будет помянут в трудности, она непременно станет незначительной. Если будет помянут в сложной ситуации, то обязательно она станет легкой. Если будет помянут в печали, то она непременно развеется. Ведь поминание Аллаха — это облегчение после тяжести, легкость после трудности, избавление после тревог и беспокойства.
- Поминание Аллаха избавляет сердце от всех его страхов иопасений. И оно имеет удивительное влияние вобретении сердцем безмятежности и безопасности. И нет ничего полезнее поминания Великого Аллаха для того, кого охватил сильный страх. Ведь поистине, в той степени, в какой раб будет поминать Аллаха, в той же степени он обретет безопасность, и уйдут его страхи. Поминание Аллаха будет избавлять его от тревог до тех пор, пока страхи, которые пугали его, не станут такими, как будто они и есть безопасность. А беспечный, напротив, испытывает страхи и опасения, даже пребывая в безопасности. Так, что даже то, в чём по сути и есть безопасность, видится ему страшным. И тот, в ком есть хоть какие-то чувства, ощутит и то и другое.
- Поминание Аллаха дает силу тому, кто поминает ивместе споминанием он способен сделать то, что не смог бы сделать без поминания.
- Все те, кто трудятся ради вечной жизни, находятся на арене, где соревнуются соревнующиеся. А поминающие Аллаха опережают на этой арене всех участвующих. Однако поднявшаяся пыль ипесок непозволяют увидеть их превосходство.
- Поминание является причиной того, что Всемогущий Господь подтверждает правдивость раба, когда он поминает Его. Ведь поистине, поминание— это сообщение оВсевышнем Аллахе, содержащее в себе Качества Его Совершенства и Атрибуты Его Величия. И если раб говорит об этих Высочайших Атрибутах, то Господь подтверждает его правдивость. А тот, чью правдивость подтвердил Всевышний Аллах, тот не будет собран с лжецами. И есть надежда, что он будет собран с правдивыми.
- Дома вРаю строятся посредством поминания.
И если раб перестанет поминать Аллаха, то ангелы перестанут строить. А если же он опять начнет поминать, то ангелы снова примутся за строительство.
- Поминание является преградой между рабом и Адом.
И если будет у раба дорога, ведущая его в Ад, выстроенная из тех или иных дурных деяний, то поминание станет преградой на этой дороге. И если поминание человека будет постоянным и полным, то и преграда эта тоже будет прочной, без трещин и брешей. В противном же случае, она будет такой же, каким было поминание раба.
- Ангелы просят прощения для того, кто поминает Аллаха, так же, как они просят прощения для того, кто приносит покаяние.
- Горы и пустыни гордятся меж собой и радуются тому, кто, находясь в них, поминает Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
- Тот, кто много и часто поминает Аллаха, Всемогущ Он и Велик, тот находится в безопасности от лицемерия. Ведь лицемеры очень мало поминают Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
- Поминанию присуще такое наслаждение, которое не подобно наслаждению от любых других деяний. И если бы не было для раба иной награды, помимо наслаждения, которое получает поминающий, и того блаженства, которое обретает его сердце, то и этого было бы достаточно! И поэтому собрания, в которых поминают Аллаха, названы садами Рая.
- Поминание делает сияющим и цветущим лицо в этом мире и покроет светом лицо поминающего в жизни будущей. И поминающие Аллаха обладают самыми сияющими и цветущими лицами этой жизни. А в жизни будущей их лица будут самыми светлыми.
- Тот, кто постоянно поминает Аллаха в разных местах: в дороге, находясь дома, в путешествии — тем самым он приумножает количество свидетелей, которые будут свидетельствовать в его пользу в Судный день.
- Если раб займет себя поминанием Аллаха, это отвлечет его от всяких ложных речей: хулы, поклепа, пустословия, расхваливания людей и порицания их ит. п. Ведь язык никогда не успокаивается и не молчит: либо он поминает Аллаха, либо он пустословит. И неизбежно одно из двух.
- И это та, с которой мы начали, и сделали лишь указание на неё. Здесь же мы упомянем ее развернуто по причине важности и значимости этой пользы. А также потому, что каждый раб крайне нуждается в ней, если не сказать большего.
Эта польза заключается в следующем.
Шайтаны устроили травлю и погоню за рабом, будучи его лютыми врагами. И что ты думаешь о человеке, которого преследуют его враги, преисполненные злобы и свирепости к нему?!. Которые окружили его, и каждый из них старается что есть сил причинить ему зло и страдания?..».
Шейх Зияб аль-Гамиди писал:
«Так вот, нет иного способа, чтобы разогнать это скопище от него, кроме поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик!
Перед тобой приведены вкратце плоды слов поминания, упомянутые Ибн аль-Каййимом, и те, которые мы добавили:
- Через слова поминания поклоняются Всевышнему Аллаху, поскольку они являются мольбой, которая в свою очередь служит основой поклонения.
В четырёх «ас-Сунан» и в других сборниках достоверно передаётся изречение Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье: “Мольба — сущность поклонения”[2].
Всевышний сказал: «О верующие! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172).
- Через поминание Господа увеличивается вера. Ведь одно из правил приверженцев Сунны и единой общины гласит: «Иман – слово и дело». Поминание же произносится языком и реализуется сердцем. Значит, у человека, восхваляющего своего Господа, постоянно растёт вера.
Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2).
76. Поминание несёт спокойствие для сердца, как сказал Всевышний:
«Они уверовали в Аллаха, и их сердца успокаиваются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?!» (13:28).
- У восхваляющего Господа человека хорошая наполненная светом жизнь. Ну а тот, кто отстраняется от поминания Его, зачастую чувствует тревогу и переживание, всегда обременён тяготами. Каждый живёт в соответствии с тем, насколько он ближе или отдаленней от восхвалений Аллаха.
Всевышний сказал: «А кто отвернётся от поминания Меня, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).
- Слова поминания представляют собой защиту и крепость от всех болезней, прежде чем постигнут, например: от сглаза, колдовства и других недугов сердца и тела, которые известны людям или неизвестны.
- В поминании содержится лечение и исцеление от всех болезней, после того, как они постигнут. И это может по-настоящему ощутить только верующий, который поминает Аллаха с чистым сердцем и уповает на Него. Тому, кто полагается во всём на Аллаха, Он окажет достаточную помощь и поддержку.
Всевышний сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).
- Любой обряд поклонения имеет предел и завершение, только у поминания Господа нет количественных или временных ограничений по нескольким причинам:
Во-первых, поминание — мольба, связанная либо с поклонением, либо просьбой, и оба этих вида касаются имён и атрибутов Аллаха. У последователей Сунны и единства утверждено, что Его имена и атрибуты не ограничены определённым количеством.
Как достоверно сообщается в «Сахих Муслим», Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнёс:
«О, Аллах, поистине я прибегаю к Твоему довольству от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Тебе от Тебя. Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо Ты [таков], как Ты Сам восславил Себя».
В сборниках аль-Бухари и Муслима достоверно приведён хадис Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о событиях Судного дня:
«И тогда я восхвалю Его хвалой, которую я не знаю сейчас. Мне внушит её Аллах»[3].
Он также заповедовал:
«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я — Твой раб, сын Твоего раба и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой, справедлив.
Я заклинаю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты назвал Себя Сам, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди, причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Великий и Всемогущий Аллах непременно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью».
Присутствующие сподвижники спросили: “О посланник Аллаха, следует ли нам выучить эти слова?”.
Он ответил: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует выучить».
Этот достоверный хадис привели имам Ахмад и другие ученые[4].
Во-вторых, верующие будут поминать своего Господа вечно:
- Поминание является поклонением, которое останется с верующими в вечной обители Рая. Аллах дарует возможность устам приближённых рабов постоянно прославлять и хвалить Его, возвеличивать и выражать единобожие.
- Поминание вселяет в сердце человека признание в упущении, нужде, слабости и потребности перед Всевышним. Вот почему ты видишь, как он усердно поминает своего Господа днём и вечером, стоя и сидя, согласно аяту:
«…которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений Огня» (3:191).
- Через поминание Аллаха все люди и джинны будут избавлены от тягостного ожидания Суда в День воскресения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предстанет перед Всемогущим Господом и обратится к Нему с великим восхвалением и с прославлением, которым Он доволен. Затем наступит расчёт среди творений.
Об этом достоверно сообщается от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе о заступничестве:
«Я отвечу: “Я попрошу позволения заступиться”. Тогда я отправлюсь, спрошу разрешения у Господа Моего, и мне разрешат. Оказавшись перед Ним, я воздам внушённую мне хвалу, которую я не знаю сейчас, и сразу склонюсь в земном поклоне. Затем мне оповестят: “О Мухаммад, подними голову! Говори, и ты будешь услышан! Проси, и тебе будет дано это! Заступайся, и твоё заступничество будет принято!”. Я обращусь: “Господи! Моя община, моя община….”»[5].
- Поминание Аллаха является первым фразами поклонения, которые слышит сердце новорождённого, в день, когда ему читают «азан» на ухо после появления на свет, как установлено в Сунне.
- Поминание является самыми почётными фразами поклонения, которые говорят при расставании с мирской жизнью, и лучшими словами мольбы, которые, по милости Всевышнего, произносит верующий раб, в конце своего жизненного пути: «Ля илялха илля Аллах — нет истинного божества, кроме Аллаха».
Достоверно передаётся изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Тот, последней речью которого станет свидетельство “Ля иляха илля Аллах”, войдёт в Рай»[6].
- Поминание Господа является самыми важными фразами поклонения, которые напоминают умирающему мусульманину. Достоверно приводится в «Сахих Муслим» изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Внушайте[7] своим умирающим произносить слова “Ля иляха илля Аллах”, “нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”»[8].
- Поминание является первыми фразами поклонения, которые вменил Аллах Своим творениям в обязанность, поскольку они служат основой религии и свидетельством веры. Человек достигнет почётной степени Ислама и станет мусульманином только в том случае, когда скажет: «Ля иляха илля Аллах — нет истинного божества, кроме Аллаха», если может произнести.
Через такое поминание он начинает исповедовать Ислам. И нет ничего более обязательного для людей, чем соблюдение единобожия.
- Поминание Господа окажется очень тяжелым на весах деяний по причине его великой и приумноженной награды[9].
К тому же слова поминания любимы для Аллаха и легки для языка. Об этом сообщается в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Есть два слова[10], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/”»[11].
- Поминание Господа чуждо среди людей и редко встречается в обществе из-за малости тех, кто поминает Аллаха. Более того, мусульмане первых поколений намного превзошли в этом благом деле представителей поздних лет, как сказал Всевышний: «Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13).
«А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. Они будут приближёнными в Садах блаженства. Многие из них — из первых поколений, и немногие — из последних» (56:10–13).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оповестил:
«Ислам начался чуждым и потом снова станет чуждым. Так блаженство уготовано отверженным поборникам истины!»[12].
- По причине поминания ниспосылается дождь, даруются блага: богатства, дети, урожай, реки…, согласно аяту:
«Я (Нух) говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ибо Он — Всепрощающий. Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки”» (71:10–12).
- Поминание Аллаха ближе к искренности, отдалённей от показухи и стремления к славе, потому что раб втайне обращается к своему Господу, и об этом знает только Он.
- Поминание Господа — единственные своего рода слова поклонения, которые относятся к Книге Аллаха.
Достоверно передаётся изречение Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье:
«Всемогущий и Великий Аллах больше всего любит четыре слова:[13] “слава Аллаху” (субхана-Ллах), “хвала Аллаху” (аль-хамду ли-Ллях), “нет бога, кроме Аллаха” (ля иляха илля-Ллах) и “Аллах велик” (Аллаху акбар), и с какого бы из них ты ни начал, это не повредит тебе»[14].
- Поминание является вторым из двух оснований, по причине которых Аллах отражает мучение и гибель от Своих рабов в ближнем мире, согласно аяту:
«Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33).
- Поминающий имя Господа защищён от глаз и зла дьяволов, когда он заходит в места скоплений шайтанов, когда сидит в их жилищах и пристанищах, когда останавливается в пустынных и безлюдных местностях. Они не видят его открытых частей тела и половых органов, не наблюдают за ним и не могут навредить ему, как сказал Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье:
««Будет скрыт от глаз джиннов ‘аурат[15] сынов Адама[16], если, входя в туалет, [человек] скажет: “С именем Аллаха”»[17].
««Если человек остановится в каком-либо доме и скажет “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал” (А‘узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин шарри ма халяк), ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет этот дом»[18].
- Поминающий Господа при выходе из своего дома, оберегаем от зла и вреда шайтанов, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллах:
«Если, выходя из дома, человек скажет: “С именем Аллаха! Я положился на Аллаха. Нет [ни у кого] мощи и силы, кроме как от Аллаха”,— тогда ему будет сказано: “Ты поведён Прямым путем, избавлен и защищен”,— а шайтан отдалится от него, и скажет ему другой шайтан: “Как ты [сможешь добраться] до человека, который поведён Прямым путем, избавлен и защищен?”»[19].
/Бисми Лляхи. Таваккяльту ‘аля Ллахи. Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/!»[20].
- Поминающий имя Господа получает защиту в отношении себя и своей жены, а также его будущий ребёнок оберегаем от зла и козней дьяволов, во время близости с супругой, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллаха:
«Если кто-нибудь из них захочет совершить половое сношение с женой и скажет: “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас[21]” (Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на), и [супругам] будет суждено иметь ребёнка, шайтан никогда не [сможет] причинить ему вред»[22].
- Поминающий Аллаха больше всех людей желает встречи с Ним, ведь он постоянно помнит о Нём, воздаёт хвалу и прославляет. Достоверно передаётся изречение Посланника, мир ему и благословение Аллаха:
«Кто желает встречи с Аллахом, с тем Он тоже желает встречи. А кто не желает встречи с Аллахом, с тем Он тоже не желает встречи»[23].
- Поминающий Аллаха сильнее всех людей верит в судьбу и предопределение, терпеливей и лучше знает о правах Господа во время испытаний и трудных ситуаций, чем другие. Всевышний сказал:
«…которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следует прямым путём» (2:156–157).
- Поминающий Аллаха чаще приносит покаяние, чем другие, и сразу просит прощения за совершённый грех. Всевышний сказал:
«Тем же, которые совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады…» (3:135–136).
- Имя поминающего Аллаха запишется в свитке тех, кто премного восхваляет Его, и он окажется вместе с ними в День сбора. И тебе достаточно в этом достоинства и почёта!
Данной пользой мы завершим перечень плодов и особенностей слов поминания, который начал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. Причем большинство ученых считают, что полезные свойства таких слов не ограничены пределом или количеством. Знание о них внушает и даёт Всемогущий Аллах тем из Его богобоязненных рабов, кому пожелает, в малой или большой мере. Конечно, это лучше ведомо Аллаху, и только Он знает обо всём».
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи
[2] Этот хадис достоверный. Его передали Абу Дауд в «ас-Сунан» (1479); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3247); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (3828) и имам Ахмад в «аль-Муснад» (18378). См. аль-Альбани в «Сахих аль-джами ас-сагир» (3407). — Прим. Салима.
[3] См. данный хадис в «Сахих аль-Бухари» (7410) и в «Сахих Муслим» (193–326), см. на нашем сайте «Полная версия хадиса о заступничестве, в сборниках сунны».
[4] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (3712); Абу Бакр ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (29318); Абу Йа‘ля аль-Маусили в «аль-Муснад» (5297); ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (10352). Также см. аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (199). — Прим. Салима.
[5] См. данный хадис в «Сахих аль-Бухари» (7410) и в «Сахих Муслим» (193–326), см. на нашем сайте «Полная версия хадиса о заступничестве, в сборниках сунны».
[6] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (22087); Абу Дауд (3116) аль-Альбани в «Ирва аль-галиль» (687).
[7] То есть подсказывайте им.
[8] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (916–1); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (3004); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1445); имам Ахмад в «аль-Муснад» (11006); аль-Альбани в «Сахих аль-джами ас-сагир» (5150). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№458). — Прим. Салима.
[9] Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, упомянул пользу лёгкости поминания для языка и довольства Милостивого, как сообщается в хадисе, но не ничего не сказал о третьей полезной стороне: «слова поминания тяжелы на весах деяний». Поэтому здесь я добавил этот аспект, придерживаясь явного смысла данного хадиса. Аллаху ведомо лучше.
[10] Имеются в виду фразы.
[11] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (6304); Муслим в «ас-Сахих» (2694–31); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3467); имам Ахмад в «аль-Муснад» (7167). Также см. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№2134). — Прим. Салима.
[12] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (145); имам Ахмад в «аль-Муснад» (1604, 6650, 16736). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№73).
[13] Имеются в виду фразы.
[14] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (2137–12). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№1424), и «Благодатный дождь» (с. 382). — Прим. Салима.
[15] ‘Аурат — места на теле, которые необходимо скрывать от окружающих.
[16] Имеются в виду люди в целом, а не только мужчины.
[17] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (606); Ибн Маджах (297) и другие. Некоторые имамы охарактеризовали его средней степенью достоверности. Есть также похожие версии, которые учитывают в качестве подтверждения. Аль-Альбани в «Ирва аль-галиль» (50) и «Благодатный дождь» (с. 366). — Прим. Салима.
[18] Этот хадис передали Муслим в «ас-Сахих» (2708–54); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3437); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (3547); имам Ахмад в «аль-Муснад» (27164); См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№1472). Также см. «Благодатный дождь» (с. 332). — Прим. Салима.
[19] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3426); Абу Дауд в «ас-Сунан» (5095); Шейх Аль-Альбани подтвердил достоверность.
[20] Этот хадис хороший. Его передали Абу Дауд в «ас-Сунан» (5095); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3426); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (822); «Благодатный дождь» (с. 192). — Прим. Салима.
[21] Здесь имеются в виду дети.
[22] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (141); Муслим в «ас-Сахих» (1434). См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№1768) и краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№835). Также «Благодатный дождь» (с. 194). — Прим. Салима.
[23] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (6142); Муслим в «ас-Сахих» (2683) и имам Ахмад в «аль-Муснад» (12066); См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№2024). — Прим. Салима.